Традиционно определение текста, приводимое в школьном учебнике
русского языка для 6 класса: «Текст – это два и более предложений,
связанных по смыслу и грамматически»; или: «Текст – это сочетание
предложений, связанных по смыслу и грамматически. В школьном определении
обращается внимание на такие признаки текста, как объем (текст
превышает объем одного предложения, имеет более сложную структуру) и
связность.
Между тем наличие нескольких взаимосвязанных предложений не всегда
образует текст: Вот он, все ближе, ближе. Этот ест обильно и не ворует,
этот не станет пинать ногой, но и сам никого не боится, а не боится
потому, что вечно сыт. Он умственного труда господин, с культурной
остроконечной бородкой и усами седыми, пушистыми и лихими, как у
французских рыцарей, но запах по метели от него летит скверный,
больницей. И сигарой (М.А.Булгаков «Собачье сердце»). Для текста
необходима смысловая завершенность, самодостаточность.
Художественное произведение может состоять из одного предложения,
ритмическая организация и графическое оформление которого придают ему
структурную сложность, позволяют постепенно, поступательно сообщать
информацию: Из высоких ворот, Из заохтенских болот, Путем нехоженым, Лугом некошеным, Сквозь ночной кордон, Под пасхальный звон, Незваный, Несуженый, – Приди ко мне ужинать. (А.Ахматова «Заклинание»)
Чтобы
дать точное определение, нужно перечислить все признаки, делающие
цепочку предложений текстом, выделить среди них существенные,
обязательные и факультативные. Чем сложнее явление, тем труднее дать ему
определение. Перечисление всех признаков текста обычно занимает
несколько страниц в книге.
Понятно, что такое громоздкое определение неудобно для
употребления. Поэтому в научной и учебной литературе пользуются более
краткими, основанными на разном понимании текста. Ученые учитывают
различные признаки текста, которые, на их взгляд, являются более
значимыми.
Исследователи, пытавшиеся систематизировать все существующие в
филологической науке определения текста, пришли к выводу, что число их
уже превышает две сотни.
Наиболее общее определение текста связано с представлением о нем
как о сложном знаке. Текст – это знак высшего порядка, имеющий сложный
смысл, который не сводится к значениям элементов, его составляющих. |