Пятница, 22.11.2024, 18:00


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Форма представления сравнения в тексте

Для выражения сравнения важной оказывается форма его представления. Е.Т.Черкасова называет ряд средств разных уровней, которыми располагает язык для выражения сравнительного значения:

1. Морфологические средства:

– формы степеней сравнения: «И все, о чем она ни пела, / Легло в бокал белее мела»;

– суффиксальные элементы слова: суффикс -ист со значением «подобный тому, что выражено производящей основой»:

«Как бы фигуры пошехонцев / На волокнистых лошадях»;

«Раздвинув скулы вековые, / Ее притиснул каменистый лоб»;

– сложные формы наречий: «Тихо-тихо ночь ступает, / Слышен запах тополей», «Колыхаясь еле-еле / Всем ветрам наперерез, / Птицы легкие висели, / Как лампады средь небес».

2. Синтаксические средства:

– сравнительные обороты с союзами как, словно, будто,

точно, что и др., вносящими разные стилистические оттенки:

«И хлебопеки сквозь туман, / Как будто идолы в тиарах, / Летят…», «И взвизгнул палец, словно крот», «И ворон с каменным крылом / Стоит на крыше, словно поп»; «И слезы, точно виноград, / Из глаз по воздуху летят».

Иногда для сравнения в обороте используются сразу два образа, связанных разделительным союзом: автор как бы предоставляет право читателю выбрать наиболее точное сравнение: «Слова большие, словно яблоки. Густые, / Как мед или крутое молоко».

Возможно употребление нескольких сравнений, раскрывающих различные стороны одного и того же предмета: «Человек, как гусь, как рак, / Носом радостно трубя, / Покидая дна овраг, / Шел, бородку теребя»; «Словно череп, безволос, / Как червяк подземный, бел, / Человек, расправив хвост, / Перед волнами сидел».

– придаточные сравнительные: «Премудрый волк, уму непостижим / Тот мир, который неподвижен, / И так же просто мы бежим, / Как вылетает дым из хижин».

Стилистически значимой оказывается и позиция сравнения в структуре предложения. «Сравнения, употребленные в начале фразы, становятся более экспрессивными», в постпозиции к определяемому слову их эмоциональный эффект несколько ослабевает.

Формальное представление сравнений не исчерпывается указанными средствами. Дополним этот перечень, опираясь на исследование О.К.Кочиневой, посвященное описанию основных тропеических средств. Так, сравнения в структуре простого предложения могут быть выражены:

1) существительным-сказуемым (возможно, с зависимым прилагательным). При таком существительном-сказуемом могут быть частицы как, словно, будто, точно: «Он мог бы жить в условьях лучших / И почитаться как кумир»;

2) существительным-приложением (необособленным или обособленным, нераспространенным или распространенным): «На последний страшный номер / Вышла женщина-змея»; «И чугуны, купели слез, / Венчают зла апофеоз»;

3) существительным в творительном падеже (возможно, с зависимым прилагательным): «Влага нежною гусыней / Щиплет части юных тел»; «Ура! Ура!» – поют заводы, / Картошкой дым под небеса»;

4) глаголом-сказуемым типа походит на... или кратким прилагательным типа сходна с..., похож на..., подобен (чему-либо) и зависимым от них существительным: «Дерево моа похоже на мед – / Пчеловодов учитель»; «Дым, подобно белой тройке, / Скачет в облако наверх». А.И.Ефимов рассматривает в этой группе только сравнения, образованные с помощью прилагательного похожий, синонимичного союзу как;

5) формами сравнительной и превосходной степеней не только прилагательных («Тут тело розовой севрюги, / Прекраснейшей из всех севрюг, / Висело, вытянувши руки»), но и наречий, а также слов категории состояния с зависимым от них существительным.

Последние А.И.Ефимов определяет как сравнения, выраженные родительным падежом вместе со сравнительной степенью прилагательного: «горит жарче огня», «темнее тучи» и т.п.. «Они поистине металла тяжелей / В зеленом блеске сомкнутых кудрей»; «Ведь им бутылка словно мать, / Души медовая салопница, / Целует слаще всякой девки, / А холодит сильнее Невки».

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1230 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0