В описании человека могут использоваться глаголы различной семантики.
Чаще всего это семантически недостаточные слова, указывающие на
наличие, проявление или изменение признака, состояние, производимое впечатление (нравятся).
Порядок описания определяется тематическим рядом. Рематический ряд
отражает характер описания, его содержание. Для анализа
функционально-смысловых типов речи Г.А.Золотова предложила учитывать
семантико-грамматическую однородность выражения тем в единицах текста.
В сложном предложении, кроме сравнительного придаточного, сравнение
может выражаться предложением, распространенные предикативные части
которого образуют период со словом так на границе основных частей (при
понижении).
Сравнение, по-видимому, является одним из самых распространенных
средств изобразительности и представляет собой наиболее простую форму
образности речи.
Представление о тексте как застывшей структуре предполагает
обязательное наличие письменной формы, оно не распространяется на устные
сообщения, которые не имеют жесткой фиксации, сиюминутны, дословно не
воспроизводимы.
По функции, выполняемой в тексте, элементы номинативной цепочки могут
быть экзистенциальными, это первое упоминание предмета или лица
(Жила-была девочка; На балконе возникла таинственная фигура), и
повторными (идентифицирующими) (Ее звали Маша; Этот мужчина прошептал).
Предметная доминанта характерна и для описания внешности человека.
Схема описания внешности во многом определяется художественными
задачами, которые решает писатель в том или ином фрагменте текста.
В художественном тексте, ориентированном на создание ярких образов,
структура текстовых фрагментов менее схематична, шаблонна, поэтому
обычно состав ремы имеет сложный характер.
Рассуждения о тексте связаны в первую очередь с определением таких
его свойств, как членимость и связность. Обратимся к анализу этих
свойств в конкретном тексте.
Выделение единицы, называемой сложным синтаксическим целым, предполагает учет не только объема, но и
структуры, содержания текста, поэтому сложное синтаксическое целое можно
считать особым структурно-смысловым компонентом.
На осознание современными исследователями двойственной природы
художественного текста во многом повлияла концепция, предложенная
Р.Бартом, где соотношение понятий текст и произведение представлено
иначе:
В романе М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» описание Печориным
«водяного» общества включает признаки, которые проявлялись в разное
время, но они одновременно присутствуют в сознании повествователя,
обобщаются, суммируются.
Образ адресата. Любое высказывание направлено на адресата и
преследует цель изменить его интеллектуальное, эмоциональное,
психическое, эстетическое, физическое состояние, побудить к действиям.
Полный тождественный повтор. Повтор одинаковых словоформ, имеющих
один корень, – это наиболее простой механизм связи. Иногда на полном
повторе может быть построен целый текст:
Главная, общая цель создания текста (любого) – сообщение
информации. Любой текст заключает в себе какую-либо информацию. Общее
количество информации, содержащейся в тексте, – это его информационная
насыщенность.
Информационная компрессия – это сжатие плана означающего
при сохранении плана означаемого. Для определения предела сжатия существует
понятие текстовой нормы. В разных текстах она будет разной, однако есть и общий
показатель у этой нормы: речевая единица не должна утрачивать своего
сообщительного смысла.
Каждый текст как цельное речевое произведение оценивается
по целому комплексу критериев. Основными составляющими этих критериев являются:
1) информационно-структурные качества текста и 2) тональные (стилистические)
качества текста.
Все сколько-нибудь знакомые с процессом художественного
творчества хорошо знают, что художественные идеи и образы не суть сложные
продукты наблюдения и рефлексии, а являются умственному взору разом в своей
внутренней целостности (художник видит их, как это прямо утверждали про себя
Гёте и Гофман), и дальнейшая художественная работа сводится только к их
развитию и воплощению в материальных подробностях...