Рассуждения о роли эпитетов (греч. epitheton – приложение), об
источниках их возникновения встречаются уже в античности (в трудах
Аристотеля, Квинтилиана, Деметрия и др.). О языковой природе этого тропа
в разное время писали А.Н.Веселовский, В.М.Жирмунский, Б.В.Томашевский,
А.П.Евгеньева, И.Р.Гальперин и др.
Несмотря на большое количество существующих исследований,
законченной и общепринятой теории эпитета пока не существует.
Неоднозначно, например, определяется место эпитета в системе тропов.
В.М.Жирмунский рассматривал эпитет как разновидность метафоры.
А.Н.Веселовский полагал, что эпитет «подготовлен» метафорой, а случаи
типа черная тоска, мертвая тишина классифицировал термином
эпитет-метафора. Тем не менее традиционно эпитет и сравнение
рассматриваются как более древние, предшествующие метафоре, элементы
образности.
Нет
единства мнений и в отношении объема понятия эпитет. Сторонники узкого
подхода рассматривают эпитет как определяющее слово, обладающее особой
художественной выразительностью, способное передавать чувства автора к
изображаемому предмету, создавать живое представление о предмете,
подчеркивать индивидуальный признак предмета или явления.
За словом эпитет обычно закрепляется синтаксическая позиция
определения, выраженного именем прилагательным в полной форме. При таком
подходе вряд ли можно считать эпитетами к слову небо прилагательные
голубое, синее, серое, зато определения стальное, бездонное, грозное,
щедрое отвечают всем отмеченным требованиям.
Тем не менее провести четкую грань между художественным и
нехудожественным определением бывает довольно сложно.
Экспрессивно-образную функцию могут выполнять и нейтральные слова.
Постоянные поиски поэтичности в самом простом, будничном свойственны
поэзии А.С.Пушкина, прозе И.С.Тургенева, А.П.Чехова.
Л.И.Тимофеев отмечает, что «в широком смысле слова эпитетом
является всякое слово, определяющее, поясняющее, характеризующее
какое-либо понятие. В этом смысле эпитетом является любое
прилагательное». При широком понимании в разряд эпитетов могут попасть и
наречия (непостижимо тайное провидение), и существительные
(волшебница-зима), и причастия (ревущее небо), и деепричастия (волны
несутся, гремя и сверкая).
И.Р.Гальперин, характеризуя эпитет, определяет его как
выразительное средство, основанное на выделении качества, признака
описываемого явления, которое оформляется в виде атрибутивных слов или
словосочетаний. Эпитет всегда субъективен (отражает индивидуальное
восприятие явления), содержит эмоциональную окраску.
Эмоциональное значение в эпитете может сопровождать
предметно-логическое либо существовать как единственное значение в
слове. Эпитет рассматривается как основное средство утверждения
индивидуального, субъективно-оценочного отношения к описываемому
явлению. Посредством эпитета достигается желаемая реакция на
высказывание со стороны читателя.
Отметим, что эпитет может быть употреблен и без определяемого слова;
этот стилистический прием называется антономазией. Условие его
успешности – достаточная прочность ассоциативных связей между эпитетом и
определяемым словом.
Например, «И тихо, с измененным ликом, / В мерцаньи мертвенном
свечей, / Бужу я память о Двуликом / В сердцах молящихся людей…»
(А.Блок). По определению Квинтилиана, антономазия (устар. антономасия)
есть «эпитет, который после устранения определяемого слова получает
значение имени». |