Рассмотрим основные единицы высказывания, использование которых в
тексте требует обязательного обращения к предыдущему контексту.
Одновременно они выступают как средства контактной и дистантной связи
предложений в тексте.
1) Цепочки, включающие имена собственные и повторные номинации.
Рассмотренный пример из рассказа А.П.Чехова «Каштанка» показывает, что
имя собственное приобретает свою конкретную предметную отнесенность,
только входя в состав цепочки названий.
Главная функция имен собственных – идентифицирующе-выделительная.
Идентификация применительно к имени собственному – это, во-первых,
установление тождества имени собственного всем другим названиям того же
индивида (иначе – установление соответствия имени представлениям о
единичном объекте, обладающем индивидуальной совокупностью признаков).
Во-вторых, идентификация предполагает установление тождества объекта
самому себе при употреблении имени в разных контекстах.
Номинация
именем собственным может сопровождаться идентификацией объекта: Маша –
дочь покойного капитана Миронова (отношения тождества объективны,
статичны, постоянны, соединяют имена, относящиеся к одному предмету,
симметричны).
В некоторых других случаях, напротив, может наблюдаться
дезидентификация индивида (нетождественность объекта самому себе в
разных ситуациях): Это уже не та Маша, которую мы знали раньше. Не
идентифицируется объект и в случаях неопределенных номинаций: А еще там
была какая-то Маша.
Номинативные цепочки могут формироваться при помощи разных
средств: имена собственные, описательные обороты (человек лет тридцати
восьми, таинственная фигура), общая (родовая) номинация (человек, лицо,
персона), демографическая номинация (возраст, пол, профессия,
происхождение, национальность: старик, девочка, слесарь, парижанин,
француз); функциональная номинация, указывающая на связь лица с
выполняемым или претерпеваемым им действием (читатель, раненый),
относительная (реляционная) номинация (брат, пациент), оценочная
номинация (молодец, негодяй).
Развертывание цепочки может определяться развитием сюжета
произведения. Например, в описании сцены первого появления Мастера в
романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита» при помощи последовательной
мены номинаций от оборотов с неопределенным значением к имени
собственному создается эффект постепенного знакомства Ивана Бездомного с
Мастером, позволяющий М.А.Булгакову в динамичной форме изобразить
портрет персонажа:
Сон крался к Ивану, и уже померещилась ему и пальма на слоновой
ноге, и кот прошел мимо – не страшный, а веселый, и, словом, вот-вот
накроет сон Ивана, как вдруг решетка беззвучно поехала в сторону, и на
балконе возникла таинственная фигура, прячущаяся от лунного света, и погрозила Ивану пальцем.
Иван без всякого испуга приподнялся на кровати и увидел, что на балконе находится мужчина. И этот мужчина, прижимая палец к губам, прошептал: — Тссс! <…>
Итак, неизвестный погрозил Ивану пальцем и прошептал:
«Тссс!»
Иван спустил ноги с постели и всмотрелся. С балкона осторожно заглядывал в комнату бритый,
темноволосый, с острым носом, встревоженными глазами и со свешивающимся
на лоб клоком волос человек примерно лет тридцати восьми.
Убедившись в том, что Иван один, и прислушавшись, таинственный посетитель осмелел и вошел в комнату. Тут увидел Иван, что пришедший одет в больничное. На нем было белье, туфли на босу ногу, на плечи наброшен бурый халат.
Пришедший
подмигнул Ивану, спрятал в карман связку ключей, шепотом осведомился:
«Можно присесть?» – и, получив утвердительный кивок, поместился в кресле
<…>
Гость долго грустил и дергался, но наконец, заговорил:
– Видите ли, какая странная история, я сижу здесь из-за того же, что и вы, именно из-за Понтия Пилата. – Тут гость пугливо оглянулся и сказал:
– Дело в том, что год тому назад я написал о Пилате роман. – Вы – писатель? – с интересом спросил поэт. Гость потемнел лицом и погрозил Ивану кулаком, потом сказал:
– Я – мастер, –
он сделался суров и вынул из кармана халата совершенно засаленную черную
шапочку с вышитой на ней желтым шелком буквой «М». Он надел эту шапочку
и показался Ивану и в профиль и в фас, чтобы доказать, что он – мастер. – Она своими руками сшила ее мне, – таинственно добавил он.
– А как ваша фамилия?
– У меня нет больше фамилии, – с мрачным презрением ответил странный гость, – я отказался от нее, как и вообще от всего в жизни. Забудем о ней (М.А.Булгаков). |