Пятница, 26.04.2024, 08:05


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ТЕОРИЯ ТЕКСТА [30]
ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА [54]

Главная » Статьи » РАБОТА С ТЕКСТОМ » ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Структура текста как цепочка чередующихся тем и рем

Структура текста может быть представлена как цепочка чередующихся тем и рем, связывающая элементы текста друг с другом. Взаимодействие тем соседних предложений в составе единиц текста позволило чешскому лингвисту Ф.Данешу назвать такие структуры тематическими прогрессиями, их так называют и темо-рематическими цепочками.

Ф.Данеш выделил пять основных типов таких структур:

а) простая линейная прогрессия (с последовательной, цепной связью; рема предыдущего предложения становится темой последующего);

б) прогрессия со сквозной темой (тема повторяется в каждом из предложений, связанных параллельно);

в) прогрессия с производными темами (ряд частных тем раскрывает одну общую гипертему, которая может быть названа в тексте, но может и отсутствовать);

г) прогрессия с расщепленной темой (из одной сложной ремы развиваются разные тематические прогрессии);

д) прогрессия с тематическим прыжком (в прогрессии с цепной связью имеется разрыв, который восстанавливается из контекста).


Текст объединен сквозной темой (имя твое). Ремы текста используют предметный ряд, метафорически характеризующий тему (тип речи – описание). Изменение ремы определяет развитие сюжета стихотворения. Необычность метафор, неожиданность и непредсказуемость их смены придают лирическому сюжету динамичность, а тексту – напряженность.

Тематическая прогрессия, использующая одну сквозную тему, связывает три текстовые единицы: описание (рема характеризует лицо по обычному действию, состоянию), рассуждение (в основе лежит фигура диалогизации речи – тезис-вопрос и антитезис-утверждение; рема включает качественный признак и его оценку неправда ли – нет), чужая речь (самохарактеристика).

Тематическая прогрессия, использующая одну сквозную тему, связывает три текстовые единицы: описание (рема характеризует лицо по обычному действию, состоянию), рассуждение (в основе лежит фигура диалогизации речи – тезис-вопрос и антитезис-утверждение; рема включает качественный признак и его оценку неправда ли – нет), чужая речь (самохарактеристика).

Категория: ЛИНГВИСТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА | Добавил: admin (27.03.2015)
Просмотров: 1728 | Теги: анализируем текст, студентам-филологам, лингвистический анализ текста, работа с текстом, языкознание русский язык, токстовый анализ | Рейтинг: 0.0/0
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0