Структура текста может быть представлена как цепочка чередующихся тем
и рем, связывающая элементы текста друг с другом. Взаимодействие тем
соседних предложений в составе единиц текста позволило чешскому
лингвисту Ф.Данешу назвать такие структуры тематическими прогрессиями,
их так называют и темо-рематическими цепочками.
Ф.Данеш выделил пять основных типов таких структур:
а) простая линейная прогрессия (с последовательной, цепной связью; рема предыдущего предложения становится темой последующего);
б) прогрессия со сквозной темой (тема повторяется в каждом из предложений, связанных параллельно);
в) прогрессия с производными темами (ряд частных тем раскрывает
одну общую гипертему, которая может быть названа в тексте, но может и
отсутствовать);
г) прогрессия с расщепленной темой (из одной сложной ремы развиваются разные тематические прогрессии);
д) прогрессия с тематическим прыжком (в прогрессии с цепной связью имеется разрыв, который восстанавливается из контекста). Текст объединен сквозной темой (имя твое). Ремы текста используют
предметный ряд, метафорически характеризующий тему (тип речи –
описание). Изменение ремы определяет развитие сюжета стихотворения.
Необычность метафор, неожиданность и непредсказуемость их смены придают
лирическому сюжету динамичность, а тексту – напряженность.
Тематическая прогрессия, использующая одну сквозную тему, связывает три
текстовые единицы: описание (рема характеризует лицо по обычному
действию, состоянию), рассуждение (в основе лежит фигура диалогизации
речи – тезис-вопрос и антитезис-утверждение; рема включает качественный
признак и его оценку неправда ли – нет), чужая речь
(самохарактеристика). Тематическая прогрессия, использующая одну сквозную тему, связывает три
текстовые единицы: описание (рема характеризует лицо по обычному
действию, состоянию), рассуждение (в основе лежит фигура диалогизации
речи – тезис-вопрос и антитезис-утверждение; рема включает качественный
признак и его оценку неправда ли – нет), чужая речь
(самохарактеристика). |