|
Главная » Статьи » ИДЕАЛЫ И ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТЬ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
В категории материалов: 63 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 3 » |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Просмотрам
Центральный пункт христианского учения Толстой
видит в непротивлении. В течение первых годов после его душевного
кризиса он проповедовал абсолютное «непротивление злу» — в полном
согласии с буквальным и точным смыслом слов Евангелия, которые, будучи
взяты в связи с текстом о правой и левой щеке, очевидно, обозначали
полное смирение и покорность. |
Беспокойное состояние цивилизованного мира, и в
особенности России, неоднократно привлекало внимание Толстого и побудило
его напечатать значительное количество открытых писем, воззваний и
статей по различным вопросам. |
Несмотря на то, что Гончаров занимает в русской
литературе, вслед за Тургеневым и Толстым, очень крупное место, этот
глубоко интересный писатель остается почти неизвестным английским
читателям. |
Последний и наиболее обширный роман Гончарова
«Обрыв» не отличается тем единством замысла и создания, какие
характеризуют «Обломова». В романе этом найдется немало чудных страниц,
достойных великого художника, но тем не менее в общем его должно считать
неудавшимся. |
На долю немногих писателей выпал такой блестящий
успех, каким было встречено первое появление Достоевского в русской
литературе. В 1837 году он приехал в С.-Петербург пятнадцатилетним
юношей. Окончив Инженерное училище и прослужив два года в качестве
инженера, он оставил службу с целью посвятить себя литературе. |
В Некрасове мы имеем поэта, который вызывал и до
сих пор вызывает самые оживленные споры в русской литературе. Он родился
в 1821 году, отец его был бедным армейским офицером, женившимся по
любви на польке, принадлежавшей к аристократической фамилии. |
Рассмотрев работы тех писателей, которых можно
признать истинными основателями современной русской литературы, я
перехожу теперь к прозаикам и поэтам менее известным, принадлежащим к
той же эпохе. Считаю, впрочем, нужным оговориться, что по плану этой
книги я должен буду коснуться их очень коротко, останавливаясь только на
наиболее замечательных из них. |
Если бы настоящая книга претендовала быть курсом
русской литературы, я должен был бы довольно подробно анализировать
нескольких поэтов, принадлежащих к эпохе, описанной в последних двух
главах. |
Драма в России, как и везде, имеет двоякое
происхождение. Она развилась из религиозных «мистерий», с одной стороны,
и народной комедии — с другой, путем введения остроумных интерлюдий в
серьезные, строго моральные представления, сюжет которых заимствовался
из Ветхого или Нового Завета. |
В течение первых тридцати лет XIX столетия русский
театр развивался с замечательным успехом. На московской и петербургской
сценах появился ряд талантливых и оригинальных актеров и актрис как в
области драмы, так равно и комедии. |
Грибоедов (1796—1829) умер очень молодым, и после
него осталась только одна комедия, «Горе от ума», и несколько сцен
неоконченной трагедии в шекспировском стиле. Но его комедия — гениальное
произведение, и благодаря ей одной о Грибоедове можно сказать, что ему
русская сцена обязана столько же, сколько русская поэзия — Пушкину. |
В сороковых годах XIX века к театру везде
относились с большим уважением, а в России — более чем где бы то ни
было. Итальянская опера еще не достигла тогда в Петербурге той степени
развития, до которой дошла двадцать лет спустя, а русская опера, к
которой директора императорских театров относились как к падчерице,
представляла мало привлекательности. |
Островский родился в семье бедного чиновника,
происходившего из духовного звания, и, подобно большинству молодежи того
времени, он с семнадцатилетнего возраста сделался восторженным
посетителем московского театра. Уже в этом возрасте, по словам его
биографов, он постоянно говорил с товарищами о сцене. |
Одной из лучших драм Островского является «Гроза»
(переведенная на английский язык г-жой Констанцией Гарнетт). Действие
происходит в маленьком провинциальном городе на Верхней Волге, где
обычаи местного купечества еще сохранили отпечаток первобытной дикости. |
Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти?
Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в
могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как
хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка
вырастет, мелкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие...
всякие. |
С годами Островский расширил круг наблюдений над
русской жизнью и начал изображать типы других классов общества, помимо
купечества, и в своих позднейших драматических произведениях он дал
такие высоко привлекательные, прогрессивные типы, как «бедная невеста»
Параша, Агния в «Не все коту
масленица», актер Несчастливцев в прекрасной идиллии «Лес» и т. д. |
В пору расцвета своего таланта Островский
обратился также и к исторической драме. Все его драмы этого рода
написаны превосходными белыми стихами; но, подобно пьесам Шекспира из
английской истории и пушкинскому «Борису Годунову», они носят скорее
характер драматических хроник, чем драм в собственном значении этого
слова. |
Из числа других драматических писателей мы можем в настоящей работе лишь вкратце упомянуть о наиболее интересных. |
Замечательную группу русских беллетристов, почти
совершенно неизвестных в Западной Европе, а между тем представляющих,
может быть, самый типический отдел русской литературы, представляют
«беллетристы-народники». |
Одним из наиболее ранних беллетристов-народников
был Григорович (1822—1899), человек крупного таланта; его иногда ставили
в ряд с Толстым, Тургеневым, Гончаровым и Островским. |
Несмотря на все достоинства их работ, Григорович и
Марко Вовчок упускали из виду, что, делая жизнь беднейших классов
населения сюжетом своих произведений, они должны были бы озаботиться о
подыскании для этой цели более подходящей литературной оболочки. |
Крепостное право было уничтожено в 1861 году;
вместе с его уничтожением исчезла потребность в соболезнованиях по
поводу причиняемого им зла. Доказывать, что крестьяне — человеческие
существа, доступные всем человеческим чувствам, оказывалось теперь уже
лишним. |
Одним из великих вопросов дня в России является
вопрос о том, должны ли мы способствовать разрушению общинного владения
землею так же, как это сделали имущие классы в Западной Европе, и ввести
взамен того личное крестьянское землевладение или же мы должны
стремиться сохранить общину и приложить все усилия, чтобы она
развивалась далее по типу земледельческих и промышленных ассоциаций.
|
Не многим писателям удалось добиться литературной
известности с такой быстротой, как Максиму Горькому. |
Говоря о политической литературе страны, в которой
нет политической свободы и где произведения печати подвергаются
строжайшей цензуре, рискуешь вызвать ироническую улыбку. |
Кружки играли особенно важную роль в
интеллектуальном развитии России в сороковых и пятидесятых годах XIX
века. В то время нечего было и думать о проведении политических идей в
печати. |
Громадным неудобством для России было то
обстоятельство, что ни одна из славянских земель не обладала той
степенью политической свободы, как, например, Швейцария или Бельгия, и
не могла поэтому дать политическим изгнанникам из России такого убежища,
где бы они не чувствовали себя совершенно изолированными от родины. |
Наиболее выдающимся среди политических писателей и
самой России, несомненно, был Н. Г. Чернышевский (1828—1889), имя
которого неразрывно связано с журналом «Современник». |
Вследствие стеснений, которым подвергалась
политическая литература в России, сатира по необходимости сделалась
одним из излюбленных средств для выражения политической мысли. |
Главным средством для выражения политической мысли
в России в течение последних пятидесяти лет была литературная критика,
которая вследствие этого достигла у нас такого развития и получила такое
значение, каких мы не встречаем нигде, кроме России. |
| |