Несмотря на то, что Гончаров занимает в русской
литературе, вслед за Тургеневым и Толстым, очень крупное место, этот
глубоко интересный писатель остается почти неизвестным английским
читателям. Он не отличался плодовитостью, и, за исключением нескольких
очерков и описания путешествия, совершенного им на военном корабле
(«Фрегат Паллада»), перу Гончарова принадлежат только романы:
«Обыкновенная история» (переведено по-английски г-жой Констанцией
Гарнетт), «Обломов» и «Обрыв», причем именно второй из этих романов,
«Обломов», завоевал автору место в литературе наряду с двумя
вышеупомянутыми великими писателями.
В России Гончарова всегда характеризуют как
писателя, обладавшего чрезвычайно объективным талантом, но это
определение можно принимать лишь с известным ограничением.
Писатель никогда не бывает совершенно объективен —
у него всегда есть свои симпатии и антипатии, и, как бы он ни старался,
они проглянут сквозь самые объективные описания. С другой стороны,
хороший писатель редко позволяет себе проявлять свои собственные
душевные движения, предоставляя их своим героям: вы не встретите
подобного авторского вмешательства ни в произведениях Тургенева, ни в
произведениях Толстого. Но все же в произведениях этих двух писателей вы
чувствуете, что авторы переживают жизнь своих героев, что они страдают и
радуются вместе с ними, что они сами влюбляются вместе со своими
героями и страдают, когда их постигает несчастие, между тем как у
Гончарова такое сочувственное отношение автора к героям гораздо менее
заметно. Несомненно, что ему также приходилось переживать каждое
ощущение своих героев, но он всячески старается относиться к ним вполне
беспристрастно, что, конечно, совершенно недостижимо. Эпическое
спокойствие и эпическое обилие деталей, несомненно, характерны для
романов Гончарова; но эти детали не утомительны, они не уменьшают
впечатления, и интерес читателя к героям нисколько не отвлекается этими
мелочами, потому что они под пером Гончарова никогда не кажутся
незначительными. Но всякий чувствует, что автор относится к человеческой
жизни с глубоким спокойствием и, что бы ни случилось с его героями, от
него нечего ждать страстного выражения симпатии или антипатии к ним.
Наиболее популярен из романов Гончарова «Обломов».
Наравне с «Отцами и детьми» Тургенева и «Войной и миром» и
«Воскресением» Толстого он представляет, по моему мнению, одно из
наиболее глубоких литературных произведений последней половины прошлого
столетия. «Обломов» — глубоко национальный роман, настолько
национальный, что лишь русский может вполне оценить его; но в то же
время он имеет и общемировой характер, так как в нем изображен тип почти
столь же общечеловеческий, как Гамлет или Дон-Кихот.
Обломов — русский помещик среднего достатка —
владелец шести или семи сот крепостных душ, и время действия романа
относится к пятидесятым годам девятнадцатого века. Все раннее детство
Обломова вело лишь к уничтожению в нем всякого зачатка инициативы,
личного почина. Вообразите себе обширное, хорошо устроенное помещичье
имение в центре России, где-нибудь на живописном берегу Волги, причем
действие происходит в такое время, когда в этой местности еще нет
железных дорог, разрушающих мирную патриархальную жизнь, и не возникает
никаких «вопросов», могущих обеспокоить умы обитателей этого уголка. Как
для владельцев имения, так и для десятков их слуг и всякого рода
приживалок жизнь в имении была своего рода «царством довольства».
Няньки, слуги, сенные девушки, казачки окружают ребенка с самого раннего
возраста, причем все их помыслы направлены на то, как его получше
накормить, заставить расти, укрепить и в то же время не обременять его
учением, а в особенности избавить его от какого бы то ни было труда. «Я
ни разу не натянул сам себе чулок на ногу, как живу, слава Богу», —
говорит Обломов. Утром весь дом занимается вопросом о том, что будет на
обед, а вслед за обедом, который бывает сравнительно рано, наступает
царство сна — сна, достигающего эпических размеров и повергающего в
полное забвение всех обитателей барского дома; глубокий сон охватывает
на несколько часов всех, начиная со спальни помещика и кончая
отдаленнейшими уголками девичьей и лакейской.
В такой обстановке проходит детство и юность
Обломова. Позднее он поступает в университет, но за ним в столицу
следуют его верные слуги, и ленивая сонная атмосфера родной Обломовки
держит его даже там в своих заколдованных объятиях. Какая-нибудь лекция в
университете, разговор возвышенного характера с молодым другом,
какие-то неясные порывы к идеалу иногда волнуют сердце юноши, и пред его
глазами начинают носиться волшебные видения — Обломов не мог совершенно
избежать этих впечатлений университетской жизни, но убаюкивающее
снотворное влияние Обломовки, навеваемые ею покой и лень, чувство вполне
обеспеченного, ничем не тревожимого существования умерщвляют даже эти
слабые впечатления университетских годов. Другие студенты горячатся в
спорах, вступают в кружки, — Обломов смотрит спокойно вокруг себя и
задает себе вопрос: «Зачем все это?» А когда по окончании университета
он возвращается домой, его охватывает та же знакомая атмосфера. «Зачем
думать и беспокоить себя тем или иным вопросом?» Подобное беспокойство
можно предоставить «другим». Разве нет старой няньки, непрестанно
думающей о комфорте барина?
«Домашние не дают пожелать чего-нибудь, — говорит
Гончаров в своей краткой автобиографии, из которой можно усмотреть его
близость к изображаемому им герою, — все давно готово, предусмотрено.
Кроме семьи, старые слуги, с нянькой во главе, смотрят в глаза,
припоминают мои вкусы, привычки: где стоял мой письменный стол, на каком
кресле я всегда сидел, как постлать мне постель. Повар припоминает мои
любимые блюда — и все не наглядятся на меня».
Такова была юность Обломова и таковой же, в
значительной степени, была юность самого Гончарова, — что не могло не
отразиться на его характере.
Действие романа начинается утром, в квартире
Обломова в Петербурге. Несмотря на довольно поздний час, Обломов все еще
в постели; несколько раз он пытался подняться, несколько раз его нога
была уже в туфлях, но всякий раз, после краткого размышления, он
возвращается под одеяло. Его верный слуга, Захар, в детстве носивший
Обломова на руках, подает ему чай в постель. Являются гости; они
пытаются как-нибудь растормошить Обломова, уговаривают его отправиться
на майское гулянье, но Обломов все спрашивает: «Зачем? Зачем буду я
хлопотать и суетиться?» — и он остается по-прежнему в постели.
Его беспокоит лишь то обстоятельство, что
домохозяин требует, чтобы он съехал с квартиры. Комнаты, занимаемые
Обломовым, унылы и пыльны — Захар не принадлежит к поклонникам чистоты,
но перемена квартиры кажется Обломову такой катастрофой, что он всеми
средствами стремится избежать переезда или, по крайней мере, оттянуть
его.
Обломов — хорошо образованный и воспитанный
человек, обладающий утонченным вкусом, благодаря которому он является
хорошим судьей в вопросах искусства. Он никогда не совершит бесчестного
поступка, потому что он органически на то не способен. Он всецело
разделяет самые благородные и высокие чаяния своих современников.
Подобно многим «идеалистам» того времени, он стыдится быть
рабовладельцем, и в голове его сложился смутный план насчет его
крестьян, который он все собирается изложить письменно; план этот, когда
он будет приведен в исполнение, должен улучшить положение его
крепостных и в конце концов способствовать их полному освобождению.
«Ему доступны были наслаждения высоких помыслов, —
говорит Гончаров об Обломове, — он не чужд был всеобщих человеческих
скорбей. Он горько, в глубине души, плакал в иную пору над бедствиями
человечества, испытывал безвестные, безымянные страдания, и тоску, и
стремление куда-то вдаль, туда, вероятно, в тот мир, куда увлекал его,
бывало, Штольц...
Сладкие слезы потекут по щекам его...
Случается и то, что он исполнится презрением к
людскому пороку, ко лжи, к клевете, к разлитому в мире злу и разгорится
желанием указать человеку на его язвы, и вдруг загораются в нем мысли,
ходят и гуляют в голове, как волны в море, потом вырастают в намерения,
зажгут всю кровь в нем; задвигаются мускулы его, напрягутся жилы,
намерения преображаются в стремления: он, движимый нравственною силою, в
одну минуту быстро изменит две-три позы, с блистающими глазами
привстанет до половины на постели, протянет руку и вдохновенно озирается
кругом... Вот-вот стремление осуществится, обратится в подвиг... и
тогда, Господи! Каких чудес, каких благих последствий могли бы ожидать
от такого высокого усилия!..
Но, смотришь, промелькнет утро, день уже клонится к
вечеру, а с ним клонятся к покою и утомленные силы Обломова: бури и
волнения смиряются в душе, голова отрезвляется от дум, кровь медленнее
пробирается по жилам. Обломов тихо, задумчиво переворачивается на спину
и, устремив печальный взгляд в окно, к небу, с грустью провожает глазами
солнце, великолепно садящееся за чей-то четырехэтажный дом.
И сколько, сколько раз он провожал такой солнечный закат!»
Таким образом, Гончаров описывает то состояние
бездействия, в которое впал Обломов в тридцатилетнем возрасте. Это
высшая поэзия лени — лени, созданной целой жизнью старого
крепостничества.
Обломову, как я уже сказал выше, жилось довольно
неудобно на его квартире; но, когда домовладелец, желавший сделать
какие-то поправки в доме, потребовал очистки квартиры, Обломов
почувствовал себя глубоко несчастным: переезд кажется ему чем-то
ужасным, необычайным, и он употребляет всякого рода уловки, чтобы
отдалить неприятный момент. Старый Захар пытается убедить Обломова, что
им нельзя оставаться на старой квартире вопреки желанию домовладельца,
причем необдуманно замечает, что ведь «другие» переезжают, когда нужно.
«— Я думаю, что другие, мол, не хуже нас, да переезжают, так и нам можно... — сказал Захар.
— Что? Что? — вдруг с изумлением спросил Илья Ильич, приподнимаясь с кресел. — Что ты сказал?
Захар вдруг смутился, не зная, чем он мог подать барину повод к патетическому восклицанию и жесту. Он молчал.
— Другие не хуже! — с ужасом повторил Илья Ильич. —
Вот ты до чего договорился! Я теперь буду знать, что я для тебя все
равно что «другой»!»
Спустя некоторое время Обломов зовет Захара и вступает с ним в чрезвычайно характерное объяснение, которое стоит привести:
«— Да ты подумал ли, что такое другой? — сказал Обломов.
Он остановился, продолжая глядеть на Захара.
— Сказать ли тебе, что это такое?
Захар повернулся, как медведь в берлоге, и вздохнул на всю комнату.
— Другой — кого ты разумеешь — есть голь окаянная,
грубый, необразованный человек, живет грязно, бедно, на чердаке; он и
выспится себе на войлоке где-нибудь на дворе. Что этакому сделается?
Ничего. Трескает-то он картофель да селедку. Нужда мечет его из угла в
угол, он и бегает день-деньской. Он, пожалуй, и переедет на новую
квартиру. Вон, Лягаев, возьмет линейку под мышку, да две рубашки в
носовой платок, и идет... «Куда, мол, ты?» — «Переезжаю», — говорит. Вот
это так «другой»! А я, по-твоему, «другой» — а?
Захар взглянул на барина, переступил с ноги на ногу и молчал.
— Что такое другой? — продолжал Обломов.— Другой
есть такой человек, который сам себе сапоги чистит, одевается сам, хоть
иногда и барином смотрит; да врет, он и не знает, что такое прислуга;
послать некого — сам сбегает за чем нужно; и дрова в печке сам помешает,
иногда и пыль оботрет...
— Из немцев много этаких, — угрюмо сказал Захар.
— То-то же! А я? Как ты думаешь, я — «другой»?
— Вы совсем другой! — жалобно сказал Захар, все не
понимавший, что хочет сказать барин. — Бог знает, что это напустило
такое на вас...
— Я совсем другой — а? Погоди, ты посмотри, что ты
говоришь! Ты разбери-ка, как «другой»-то живет? «Другой» работает без
устали, бегает, суетится, — продолжал Обломов, — не поработает, так и не
поест. «Другой» кланяется, «другой» просит, унижается... А я? Ну-ка,
реши: как ты думаешь, «другой» я — а?
— Да полно вам, батюшка, томить-то меня жалкими словами! — умолял Захар. — Ах ты, Господи!
— Я «другой»! Да разве я мечусь, разве работаю?
Мало ем, что ли? Худощав или жалок на вид? Разве недостает мне
чего-нибудь? Кажется, подать, сделать — есть кому! Я ни разу не натянул
себе чулок на ноги, как живу, слава Богу! Стану ли я беспокоиться? Из
чего мне? И кому я это говорю? Не ты ли с детства ходил за мной? Ты все
это знаешь, видел, что я воспитан нежно, что я ни холода, ни голода
никогда не терпел, нужды не знал, хлеба себе не зарабатывал и вообще
черным делом не занимался. Так как же это у тебя достало духу равнять
меня с «другими»? Разве у меня такое здоровье, как у этих «других»?
Разве я могу все это делать и перенести?»
Позднее, когда Захар приносит стакан квасу, Обломов снова начинает пилить его:
«— Нет, нет, ты постой! — заговорил Обломов. — Я
спрашиваю тебя: как ты мог так горько оскорбить барина, которого ты
ребенком носил на руках, которому век служишь и который
благодетельствует тебе?
Захар не выдержал: слово «благодетельствует»
доконало его! Он начал мигать чаще и чаще. Чем меньше понимал он, что
говорил ему в патетической речи Илья Ильич, тем грустнее становилось
ему».
В конце концов «жалкие» слова барина вызывают у
Захара слезы, а Илья Ильич, воспользовавшись этим обстоятельством,
откладывает сочинение письма домовладельцу до завтра, говоря Захару:
— Ну, я теперь прилягу немного: измучился совсем;
ты опусти шторы, да затвори меня поплотнее, чтобы не мешали, может быть,
я с часик и усну; а в половине пятого разбуди.
Далее следует рассказ о том, как Обломов
познакомился с молодой девушкой, Ольгой, которая, может быть, является
наилучшим изображением русской женщины в нашей беллетристике. Общий друг
Ольги и Обломова, Штольц, еще до знакомства Ольги с Обломовым много
говорил ей о своем друге — о его талантливости, не находящей применения,
и о его лени, которая в конце концов должна изуродовать его жизнь.
Женщины всегда готовы выступать в роли спасительницы, и Ольга пытается
вытащить Обломова из засасывающего его болота сонной, чисто растительной
жизни. Она превосходно поет, и на Обломова, большого любителя музыки,
ее пение производит глубокое впечатление.
Постепенно Ольга и Обломов начинают любить друг
друга, и она пытается пробудить его от лени, разбудить в нем стремление к
высшим интересам жизни. Она настаивает, чтобы Обломов закончил наконец
проект об улучшении благосостояния своих крестьян, которым он, по его
словам, занят целые годы. Она пытается пробудить в нем интерес к
искусству и литературе, создать для него жизнь, в которой его
талантливая натура нашла бы применение своим силам. Сначала кажется, что
энергия и обаятельность Ольги незаметно и постепенно обновят Обломова.
Он пробуждается, возвращается к жизни. Любовь Ольги к Обломову, развитие
которой обрисовано Гончаровым почти с тургеневским мастерством,
делается все более глубокой; по всей видимости, дело должно закончиться
браком... Но именно этот последний неизбежный шаг пугает Обломова. Для
этого ему нужно встряхнуться, съездить в имение и уладить дела, —
словом, разрушить ленивое однообразие своей повседневной жизни, — и он
не в силах это сделать. Он никак не может решиться на первые необходимые
шаги. Он откладывает их со дня на день и в конце концов опять
погружается в «обломовщину», возвращается к халату, постели и туфлям.
Ольга готова совершить подвиг, превышающий ее силы: она пытается своей
любовью вдохнуть энергию в Обломова; но в конце концов ей приходится
признать, что все ее усилия бесполезны и что она чересчур положилась на
свои силы: болезнь Обломова неизлечима. Ольга расстается с Обломовым, и
Гончаров описывает это расхождение в одной из замечательных по красоте
сцен романа, часть которой я привожу ниже:
«— Так нам пора расстаться, — решила она. — Если бы ты и женился, что потом?
Он молчал.
— Ты засыпал бы с каждым днем все глубже — не
правда ли? А я? Ты видишь, какая я? Я не состарюсь, не устану никогда. А
с тобой мы стали бы жить изо дня в день, ждать Рождества, потом
масленицы, ездить в гости, танцевать и не думать ни о чем; ложились бы
спать и благодарили Бога, что день скоро прошел, а утром просыпались бы с
желанием, чтобы сегодня походило на вчера... вот наше будущее — да?
Разве это жизнь? Я зачахну, умру... за что, Илья? Будешь ли ты
счастлив...
Он мучительно провел глазами по потолку, хотел
сойти с места, бежать — ноги не повиновались. Хотел сказать что-то — во
рту было сухо, язык не ворочался, голос не выходил из груди. Он протянул
ей руку.
— Стало быть... — начал он упавшим голосом, но не кончил и взглядом досказал: «Прости!»
И она хотела что-то сказать, но ничего не сказала,
протянула ему руку, но рука, не коснувшись его руки, упала; хотела было
также сказать: «Прощай!», но голос у нее на половине слова сорвался и
взял фальшивую ноту; лицо исказилось судорогой, она положила руку и
голову ему на плечо и зарыдала. У ней как будто вырвали оружие из рук.
Умница пропала — явилась просто женщина, беззащитная против горя.
— Прощай, прощай... — вырвалось у нее среди
рыданий... — ...Нет, — сказала Ольга, подняв голову и стараясь взглянуть
на него сквозь слезы. — Я узнала недавно только, что я любила в тебе
то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что мы
выдумали с ним. Я любила будущего Обломова! Ты кроток, честен, Илья; ты
нежен... голубь; ты прячешь голову под крыло — и ничего не хочешь
больше; ты готов всю жизнь проворковать под кровлей... да я не такая:
мне мало этого, мне нужно чего-то еще, а чего — не знаю! Можешь ли
научить меня, сказать, что это такое, чего мне недостает, дать это все,
чтоб я... А нежность... где ее нет!»
Они расстаются; Ольга переносит тяжелую болезнь, а
Обломов несколько месяцев спустя женится на квартирной хозяйке —
спокойной особе с очень красивыми локтями, прекрасной хозяйке, постигшей
все тайны кулинарного искусства. Ольга, в свою очередь, позднее выходит
замуж за Штольца. Сам Штольц скорее является символом разумной
промышленной деятельности, чем живым человеком; он не списан с живого
образа, а изобретен Гончаровым, поэтому я не буду останавливаться на
этом типе.
Впечатление, которое этот роман при своем
появлении (1859) произвел в России, не поддается описанию. Это было
более крупное литературное событие, чем появление новой повести
Тургенева. Вся образованная Россия читала «Обломова» и обсуждала
«обломовщину». Каждый читатель находил нечто родственное в типе
Обломова, чувствуя себя в большей или меньшей степени пораженным той же
болезнью. Образ Ольги вызвал чувство почти благоговейного поклонения ей в
тысячах молодых читателей; ее любимая песня, «Casta Diva», сделалась
любимой песнею молодежи. Даже теперь, сорок лет спустя после появления
романа, можно читать и перечитывать «Обломова» все с тем же
наслаждением; роман не только не потерял своего значения, но, как все
гениальные произведения искусства, сохранил это значение и оно лишь
углубилось: Обломовы не исчезли до сих пор, изменилась лишь обстановка.
Во время появления романа слово «обломовщина»
употреблялось всеми для характеристики положения России. Вся русская
жизнь, вся русская история носят на себе следы этой болезни — той
лености ума и сердца, лености, почти возведенной в добродетель, того
консерватизма и инерции, того презрения к энергичной деятельности,
которые характеризуют Обломова и которые так усиленно культивировались
во времена крепостного права, даже среди лучших людей России, даже среди
тогдашних «недовольных». «Печальное следствие рабства», — говорили
тогда. Но по мере того как эпоха крепостного права уходит все далее в
область истории, мы начинаем сознавать, что Обломовы продолжают жить и в
нашей среде: крепостное право не было, стало быть, единственным
фактором, создавшим этот тип людей; и мы приходим к заключению, что сами
условия жизни обеспеченных классов, рутина цивилизованной жизни
содействуют развитию и поддержанию этого типа.
Другие говорят по поводу Обломова: «расовые черты,
характерные для русской расы», — и в этом они в значительной степени
правы. Отсутствие любви к борьбе — «моя хата с краю» — в отношении к
общественным вопросам; отсутствие «агрессивных» добродетелей;
непротивление и пассивное подчинение — все эти черты характера в
значительной степени присущи русской расе. Может быть, благодаря этому
русскому писателю и удалось с такой яркостью очертить этот тип. Но,
несмотря на все вышесказанное, тип Обломова вовсе не ограничивается
пределами одной России; это универсальный тип — тип, созданный нашей
современной цивилизацией, возникающий во всякой достаточной,
самоудовлетворенной среде. Обломов — консервативный тип; консервативный
не в политическом смысле этого слова, но в смысле консерватизма
благосостояния. Человек, достигший известной степени обеспеченности или
унаследовавший более или менее крупное состояние, избегает предпринимать
что-либо новое, потому что это «новое» может внести нечто неприятное и
беспокойное в его спокойное беспечальное существование; он предпочитает
коснеть, ведя жизнь, лишенную истинных импульсов действительной жизни,
из боязни, как бы подобные импульсы не нарушили спокойствие его чисто
растительного существования.
Обломов знает истинную цену искусства и его
импульсов; он знает высший энтузиазм поэтической любви; он знаком с
этими ощущениями по опыту. Но — «Зачем?» — спрашивает он снова и снова.
Зачем все это «беспокойство»? Зачем выходить и сталкиваться с людьми? Он
вовсе не Диоген, отрешившийся от всех потребностей, — совсем напротив:
если жаркое, поданное ему, пересохло или дичь пережарена, он очень
близко принимает это к сердцу. «Беспокойством» он считает лишь высшие
интересы жизни, думая, что они не стоят «хлопот». В молодости Обломов
мечтал освободить своих крепостных крестьян, но таким образом, чтобы это
освобождение не принесло значительного ущерба его доходам. Постепенно
он забыл об этих юношеских планах и теперь заботится лишь о том, чтобы
управление имением приносило ему возможно меньше «хлопот». По словам
самого Обломова, он «не знает, что такое — барщина, что такое сельский
труд, что значит бедный мужик, что богатый; не знает, что значит
четверть ржи или овса, что она стоит, в каком месяце и что сеют и жнут,
как и когда продают». Когда Обломов мечтает о жизни в деревне в
собственном имении, жизнь эта представляется ему как ряд пикников и
идиллических прогулок в сообществе добродушной, покорной и дородной
жены, которая с обожанием глядит ему в глаза. Вопрос о том, каким
образом достается ему вся эта обеспеченность, чего ради люди должны
работать на него, никогда не приходит ему в голову. Но разве мало
найдется разбросанных по всему миру владельцев фабрик, хлебных полей и
каменноугольных шахт или акционеров различных предприятий, которые
смотрят на свою собственность точно так же, как Обломов смотрел на свое
имение, т. е. идиллически наслаждаясь работой других и не принимая самим
ни малейшего участия в этой работе?
На место выросшего в деревне Обломова можно
поставить Обломова городского — сущность типа от этого не изменится.
Всякий внимательный наблюдатель найдет значительное количество
представителей обломовского типа в интеллектуальной, социальной и даже
личной жизни. Всякая новизна в интеллектуальной сфере причиняет
Обломовым беспокойство; они хотели бы, чтобы все люди обладали
одинаковыми идеями. Они относятся подозрительно к социальным реформам,
так как даже намек на какую-либо перемену пугает их. Обломов любим
Ольгой и любит ее, но такой решительный поступок, как брак, пугает его.
Ольга чересчур беспокойна для него. Она заставляет его идти смотреть
картины, читать и обсуждать прочитанное, спорить, — словом, она
втягивает его в вихрь жизни. Она любит его настолько горячо, что готова
следовать за ним, даже не венчаясь. Но самая сила ее любви, самая
напряженная жизненность Ольги пугают Обломова.
Он пытается найти всевозможные предлоги, чтобы
оградить свое растительное существование от этого притока жизни; он
настолько высоко ценит мелкие материальные удобства своей жизни, что не
осмеливается любить — боится любви со всеми ее последствиями, «ее
слезами, ее импульсами, ее жизнью» — и вскоре снова впадает в удобную
«обломовщину».
Несомненно, что «обломовщину» нельзя рассматривать
как расовую болезнь. Она существует на обоих континентах и под всеми
широтами. Помимо «обломовщины», столь ярко обрисованной Гончаровым,
имеется помещичья «обломовщина», чиновничья «обломовщина» — откладывать в
долгий ящик, научная «обломовщина», которой все мы охотно платим щедрую
дань. |