Последний и наиболее обширный роман Гончарова
«Обрыв» не отличается тем единством замысла и создания, какие
характеризуют «Обломова». В романе этом найдется немало чудных страниц,
достойных великого художника, но тем не менее в общем его должно считать
неудавшимся. Гончаров затратил десять лет на его обработку, и, начав
изображать типы одного поколения, он впоследствии приспособил их к типам
следующего поколения, а между тем в изображенной им эпохе типы отцов и
детей глубоко отличались друг от друга: он сам признал это в очень
любопытном очерке, в котором рассказывает историю создания своих
романов. В результате характеры главных действующих лиц «Обрыва» не
отличаются, так сказать, целостностью. Женский тип, изображенный им с
восхищенной любовью, — Вера, — которую он стремится представить в
возможно симпатичном свете, несомненно, интересна, но вовсе не вызывает
симпатии читателей. Можно думать, что воображение Гончарова, когда он
изображал свою Веру, было занято двумя совершенно различными женскими
типами: один — который он пытался изобразить в лице Софьи Беловодовой,
совершенно ему не удавшийся, а другой — нарождавшийся тогда тип женщины
60-х годов; этим типом он любовался, и ему удалось схватить его
некоторые черты, но в общем он его не понял. Жестокое отношение Веры к
бабушке и Райскому, герою романа, делает ее чрезвычайно несимпатичной,
несмотря на то что вы постоянно чувствуете при чтении романа обожание, с
каким относится к своей героине сам автор. Что же касается до нигилиста
Волохова, то это просто карикатура, может быть, и взятая из
действительной жизни, но совершенно не годящаяся в представители типа
нигилиста.
По словам самого Гончарова, первоначально в лице
Волохова он начал было изображать отщепенца-радикала сороковых годов,
вполне сохранившего донжуановские черты русских «байронистов»
предшествующего поколения. Но обрабатывая роман, который еще не был
закончен к концу пятидесятых годов, Гончаров придал Волохову черты
нигилиста, революционера начала шестидесятых годов, и в результате
читатель чувствует двойственное происхождение как Волохова, так и Веры.
Из главных фигур романа едва ли не лучше всех и всех вернее в
действительности изображена бабушка Веры. Это — прекрасно нарисованная
фигура простой, разумной, независимой женщины старого поколения. Так же
хорошо изображена Марфинька, сестра Веры, — ничем не выдающаяся девушка,
полная жизни, преклоняющаяся пред старыми традициями, — девушка,
обещающая сделаться прекрасной и честной матерью семьи. Эти две главные
фигуры романа, а также несколько второстепенных и, пожалуй, сам Райский
созданы действительно великим художником; но и тут нужно сказать, что в
том трагизме, с каким бабушка относится к «падению» своей внучки, немало
преувеличения. Что же касается до фона романа — имение над обрывом,
ведущим к Волге, — то это один из самых прекрасных пейзажей в русской
литературе. |