Их положение в русской литературе — Ранние
беллетристы-народники: Григорович.— Марко Вовчок. — Данилевский. —
Переходный период: Кокорев. — Писемский. — Потехин. — Этнографические
исследования. — Реалистическая школа: Помяловский. — Решетников. —
Левитов. — Глеб Успенский. — Златовратский и другие народники: Наумов. —
Засодимский. — Салов. — Нефедов. — Современный реализм: Максим Горький.
Замечательную группу русских беллетристов, почти
совершенно неизвестных в Западной Европе, а между тем представляющих,
может быть, самый типический отдел русской литературы, представляют
«беллетристы-народники». Под этим названием они известны главным образом
в России, и под этим названием разбирал их критик Скабический, сначала в
книге, посвященной им («Беллетристы-народники», Спб., 1888), а позже в
своей «Истории новейшей русской литературы» (4-е издание, 1900 г.). Под
«беллетристами-народниками» мы разумеем, конечно, не тех, которые пишут
для народа, а тех, которые пишут о народе: о крестьянах, углекопах,
фабричных рабочих, беднейшем населении городов, бездомных бродягах и т.
д. Брет Гарт в своих очерках из жизни золотоискателей, Золя в
«L'Assommoir» и «Germinal», Гиссинг (Gissing) в «Liza of Lambeth»,
Уайтинг (Whiting) в «№ 5, John Street» принадлежат к этой категории; то,
что в западноевропейской литературе представляется исключительным и
случайным, в русской литературе является органическим.
Целый ряд талантливых писателей в последнее
пятидесятилетие посвятили свои труды, иные исключительно, описанию того
или иного сословия русского народа. Каждый класс трудящихся масс,
который в других литературах послужил бы только фоном для повести,
действие которой происходит в среде образованного класса (как, например,
«Woodlandera» Томаса Гарди), в русской повести нашел своего художника.
Все великие вопросы, относящиеся к народной жизни и обсуждавшиеся в
книгах социально-политического содержания и в журнальных статьях,
одновременно нашли отражение и в повести. Зло крепостничества и позднее
борьба между крестьянином и растущим купечеством и «властью денег»;
влияние фабрик на деревенскую жизнь, крупные артельные рыбные ловли,
крестьянская жизнь в некоторых монастырях и жизнь в дебрях сибирских
лесов, жизнь городской нищеты и жизнь бродяг, — все это было изображено
беллетристами-народниками, и их повести читают с такой же жадностью, как
и произведения величайших русских писателей. И в то время, как вопросы
вроде будущего крестьянской общины или применения крестьянского обычного
права в волостных судах обсуждались в газетах, научных журналах и
статистических исследованиях, они разрабатывались также путем
художественных образов и типов, взятых из жизни, в повестях и рассказах
беллетристов-народников.
Более того, беллетристы-народники, взятые в целом,
представляют великую школу реалистического искусства, и в деле
истинного реализма они превзошли всех тех писателей, о которых мы
упоминали в предыдущих главах. Конечно, русский «реализм», как читатель
этой книги мог неоднократно убедиться, представляет нечто совершенно
отличное от французского «натурализма» и «реализма» Золя и его
последователей. Как мы уже заметили, Золя, невзирая на его пропаганду
«реализма», всегда остается неисправимым романтиком в концепции главных
характеров, безразлично, принадлежат ли они к «святому» или
«злодейскому» типу; и, вероятно, чувствуя сам эту особенность своего
творчества, он придавал такое преувеличенное значение «физиологической
наследственности» и нагромождению мелких описательных деталей, многие из
которых (особенно относящиеся к характеристике отталкивающих типов)
могут быть опущены без малейшего ущерба для обрисовки характеров. В
России «реализм» Золя всегда рассматривался как нечто поверхностное и
чисто внешнее, и хотя наши беллетристы-народники также часто отличались
обилием ненужных деталей — иногда чисто этнографического характера, —
тем не менее они всегда стремились к тому внутреннему реализму, который
заключается в изображении характеров и положений, изображающих
действительную жизнь, рассматриваемую в целом. Их задачей было
изображение жизни без искажения, хотя бы это искажение сводилось лишь к
введению мелких деталей, могущих быть верными, но все-таки случайных,
или же в наделении героев пороками и добродетелями, которые хотя иногда и
встречаются, но не должны быть обобщаемы. Некоторые из этих
беллетристов, как читатели увидят ниже, воздерживались даже от обычного
изображения типов и даже от изложения индивидуальных драм нескольких
типических героев. Они сделали чрезвычайно смелую попытку изобразить
самую жизнь в последовательности мелочных событий, совершающихся в серой
и скучной обстановке, вводя в рассказ лишь тот драматический элемент,
который является результатом бесконечного ряда мелких и угнетающих
мелочей жизни и самых обыденных обстоятельств; и должно сказать, что
смелые новаторы достигли значительных успехов в этой новой, созданной
ими области искусства — может быть, наиболее трагической из всех других
его областей. Другие из этих беллетристов ввели в литературу новый отдел
художественного изображения жизни, занимающей середину между повестью, в
истинном значении этого слова, и демографическим описанием данного
населения. Так, например, Глеб Успенский владел искусством перемешивать
художественные описания деревенского люда рассуждениями, относящимися к
области народной психологии, причем так умел заинтересовать читателя,
что последний охотно прощал ему эти отступления от общеустановленного
художественного канона; другие, подобно Максимову, успевали создавать,
из чисто этнографических описаний, истинные произведения искусства,
нисколько при этом не нарушая их научной ценности. |