С годами Островский расширил круг наблюдений над
русской жизнью и начал изображать типы других классов общества, помимо
купечества, и в своих позднейших драматических произведениях он дал
такие высоко привлекательные, прогрессивные типы, как «бедная невеста»
Параша (в прекрасной комедии «Горячее сердце»), Агния в «Не все коту
масленица», актер Несчастливцев в прекрасной идиллии «Лес» и т. д. Что
же касается до изображенных им «отрицательных» типов, взятых из жизни
петербургской бюрократии или из среды миллионеров и дельцов, создающих
«компании на акциях», Островский выказал глубокое понимание в
изображении этих типов; в его комедиях эти холодные и жестокие, хотя
«респектабельные» по внешности типы изображены с удивительной верностью,
и в этом отношении у него мало найдется соперников.
В общем, Островский создал около пятидесяти драм и
комедий, и каждая из них обладает высокими сценическими достоинствами.
Ни одна из ролей в них не может быть названа незначительной. Крупный
актер или актриса могут взять на себя исполнение самой маленькой роли,
состоящей всего из нескольких слов во время одного-двух выходов на
сцену, — зная, что в распоряжении артиста будет достаточно материала для
создания характера. Что же касается главных действующих лиц, то
Островский вполне понимал, что значительная часть в деле создания
характера должна быть предоставлена актеру. Вследствие этого в его
произведениях найдутся роли, которые без такого сотрудничества окажутся
бледными и незаконченными, но в руках истинного артиста эти же роли
дадут обильный материал для глубоко психологического и ярко
драматического олицетворения. Немудрено поэтому, что любители
драматического искусства находят такое глубокое эстетическое
удовольствие, играя в пьесах Островского или читая их вслух.
Реализм, в том смысле, какой придавался этому
слову в настоящей работе, — т. е. реалистическое описание характеров и
событий, подчиненное идеалистическим целям, — является отличительной
чертой драматических произведений Островского. Простота его сюжетов
удивительна, напоминая в этом отношении повести Тургенева. Вы видите
жизнь — жизнь со всеми ее мелочами, развивающуюся перед вашими глазами, и
вы наблюдаете, как из этих мелочных деталей неощутимо вырастает
драматическая завязка.
«Сцена идет за сценою — все такие обыденные,
будничные, серенькие, и вдруг совершенно незаметно развертывается перед
вами потрясающая драма. Можно положительно сказать, что не действие
пьесы разыгрывается, а сама жизнь течет по сцене медленною, незаметною
струею. Точно как будто автор только всего и сделал, что сломал стену и
предоставил вам смотреть, что делается в чужой квартире». В таких словах
один из наших критиков, [ Александр Михайлович ] Скабичевский,
характеризует творчество Островского.
Островский вывел в своих драматических
произведениях громадное количество разнообразных характеров, взятых из
всех классов русского общества и народа; но он навсегда распростился со
старым романтическим делением человеческих типов на «добродетельных» и
«злодеев». В действительной жизни эти два деления сливаются, входят одно
в другое. В то время, как английский драматический автор до сих пор не
может представить себе драмы без «злодея», Островский не чувствовал
надобности вводить в свои произведения этого условного лица. Равным
образом не чувствовал он потребности следовать условным правилам
«драматической коллизии» (столкновения). Вышеупомянутый критик говорит:
«Нет никакой возможности подвести пьесы Островского под одно
какое-нибудь начало, вроде, например, борьбы чувства с долгом, коллизии
страстей, ведущих за собою фатальные возмездия, антагонизма добра и зла,
прогресса и невежества и пр. Это пьесы самых разнообразных жизненных
отношений. Люди становятся в них, как и в жизни, друг к другу в
различные обязательные условия, созданные прошлым, или случайно сходятся
на жизненном пути; а так как характеры их и интересы находятся в
антагонизме, то между ними возникают враждебные столкновения, исход
которых случаен и непредвиден, завися от разнообразных обстоятельств:
иногда побеждает наиболее сильная сторона, к общему благополучию или к
общему несчастию и гибели. Но разве мы не видим в жизни, что порою вдруг
вторгается какой-нибудь новый и посторонний элемент и решает дело
совершенно иначе? Ничтожная случайность, произведя ничтожную перемену в
расположении духа героев драмы, может повести за собою совершенно
неожиданные последствия».
Подобно Ибсену, Островский иногда даже не находит нужным сказать, чем заканчивается драма.
В заключение необходимо отметить, что Островский, в
противоположность всем его современникам — писателям сороковых годов, —
не был пессимистом. Даже среди самых ужасных столкновений, изображенных
в его драмах, он сохраняет жизнерадостность и понимание неизбежной
фатальности многих скорбей жизни. Он никогда не избегал изображения
мрачных сторон из водоворота человеческой жизни и дал достаточно
отвратительную коллекцию семейных деспотов из среды старого купечества,
за которой следовала коллекция еще более отвратительных типов из среды
промышленных «рыцарей наживы». Но он всегда, тем или иным путем,
указывал на одновременное влияние лучших элементов или же намекал на
возможную победу этих элементов. Таким образом, он не впал в пессимизм,
столь свойственный его современникам, и в нем вовсе нет той склонности к
истерии, какая, к сожалению, проявляется в некоторых из его современных
последователей. Даже в моменты, когда в некоторых из его драм вся жизнь
принимает самый мрачный оттенок (как, например, в «Грех да беда на кого
не живет» — странице из крестьянской жизни, столь же реалистически
мрачной, как «Власть тьмы» Толстого, но более сценичной), даже в такие
моменты появляется луч надежды, — по крайней мере, хоть в созерцании
природы, если уже не остается ничего другого, чтобы прояснить мрак
человеческого безумия.
И все же имеется одна черта творчества
Островского, и притом очень важная, которая мешает Островскому занять во
всемирной драматической литературе то высокое место, которое он
заслуживает по своему могучему драматическому таланту, — мешает ему быть
признанным, как одному из великих драматургов XIX века. Драматические
конфликты в его произведениях все отличаются чрезвычайной простотой. Вы
не найдете в них тех более трагических проблем и запутанных положений,
которые сложная натура образованного человека нашего времени и различные
стороны великих социальных вопросов постоянно создают теперь в
конфликтах, возникающих в каждом слое и классе общества. Надо, впрочем,
прибавить, что еще не появился тот драматург, который смог бы изображать
великие современные проблемы жизни так же мастерски, как московский
драматург изображал более простые проблемы, которые он наблюдал в
знакомой ему обстановке. |