Катерина (одна). Куда теперь? Домой идти?
Нет, мне что домой, что в могилу — все равно. Да, что домой, что в
могилу!., что в могилу! В могиле лучше... Под деревцом могилушка... как
хорошо!.. Солнышко ее греет, дождичком ее мочит... весной на ней травка
вырастет, мелкая такая... птицы прилетят на дерево, будут петь, детей
выведут, цветочки расцветут: желтенькие, красненькие, голубенькие...
всякие. (Задумывается.) Всякие... Так тихо, так хорошо! Мне как будто
легче! А об жизни и думать не хочется. Опять жить? Нет, нет, не надо...
не хорошо! И люди мне противны, и дом мне противен, и стены противны! Не
пойду туда! Нет, нет, не пойду! Придешь к ним, они ходят, говорят, а на
что мне это? Ах, тяжко стало! И опять поют где-то! Что поют? Не
разберешь... Умереть бы теперь... Что поют? Все равно, что смерть
придет, что сама... а жить нельзя! Грех! Молиться не будут? Кто любит,
тот будет молиться... Руки крест-накрест складывают... в гробу! Да,
так... я вспомнила. А поймают меня, да воротят домой насильно... Ах,
скорей, скорей! (Подходит к берегу. Громко.) Друг мой! Радость моя!
Прощай! (Уходит. Входят: Кабанова, Кабанов, Кулагин и Работник с
фонарем.)
«Гроза» — одна из лучших драм в современном
репертуаре русской сцены. Пьеса эта со сценической точки зрения
превосходна. Каждая сцена в отдельности производит впечатление, действие
драмы развивается быстро, и каждое из действующих лиц дает превосходную
роль для артиста. Роли Дикого, Варвары (ветреной сестры), Кабанова,
Кудряша (возлюбленного Варвары), старика самоучки-механика, даже старой
барыни с двумя лакеями, появляющейся всего на несколько минут во время
грозы, — каждая из этих ролей может дать высокое артистическое
наслаждение актеру и актрисе, выполняющим ее; что же касается ролей
Катерины и Кабановой — то ни одна великая актриса не побрезгует ими.
Переходя к главной идее драмы, я снова принужден
буду повторить сказанное мною по поводу других произведений русской
литературы. На первый взгляд может показаться, что Кабанова и ее сын
исключительно русские типы — типы, более не существующие в Западной
Европе. Таково, по крайней мере, мнение некоторых английских критиков;
но оно едва ли справедливо. Слабохарактерные, не умеющие отстоять себя
Кабановы, может быть, действительно редко встречаются в Англии, или же
их лукавая покорность не заходит так далеко, как это мы видим в «Грозе».
Но даже и для России Кабанов не особенно типичен. Что же касается его
матери, старухи Кабановой, то каждому из нас не раз приходилось
встречать ее в английской обстановке. В самом деле, кому не знаком тип
старой леди, которая ради наслаждения властью, не желая расстаться с
нею, держит своих дочерей при себе до седых волос, мешая им выйти замуж и
притесняя их? Леди, которая на всякие манеры притесняет своих домашних.
Диккенс был хорошо знаком с Кабанихой, и она процветает в Англии до сих
пор — как и в других странах. |