|
В разделе материалов: 143 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 4 5 » |
Можно писать в жанре лирическом (это
если вам захочется написать, ну скажем, песню, оду, балладу, элегию или
что-то в этом духе). А может, тебе ближе жанр эпический, тогда вы
сочините легенду, сказку или вообще роман. |
Теперь
настала очередь обратиться к поэтическому словарю. Надо разобраться,
что в стихах говорить можно и чего нельзя и какие слова стоит
употреблять в стихотворении, а какие – нежелательно. |
Что в стихотворении по степени важности следует за ритмом? «Рифма!» – ответят все хором. «– Ты знаешь, что такое рифма? |
Представьте,
вы решили сочинить стихотворение. Вполне естественно, что вы хотите
написать о чем-то конкретном. То есть у вас есть какая-то идея, которую
вы стремитесь в своем произведении выразить и которая явно отсутствует в
таких стихотворениях, как: |
Все мы, поэты, конечно, понимаем, что
очень трудно сейчас обратить на себя внимание. Для этого надо не только
иметь талант, но и писать как-то необычно, нестандартно. Но как?! |
Мы
разобрались, что можем написать, теперь надо решить, как это написать.
Эта глава будет посвящена одежке стиха, всяким рюшечкам, оборочкам,
воланчикам и кружавчикам, без которых стих просто жить не может. |
Мы
уже говорили, что поэт поет. Но чтобы стихи звучали красиво, надо знать
некоторые приемы. Когда мы просто говорим, мы обычно не обращаем
особого внимания на то, как это звучит. В поэзии надо хорошенько
прислушиваться к звукам, из которых состоит слово. Из них, как из нот –
музыка, должны сложиться стихи. |
Теперь мы разобрались с тем, что и как
мы можем написать стихами. Получается, что написать ими можно
практически все. Но все те «неклассические» примеры, которые приводились
в предыдущих главах, нельзя назвать хорошими стихами. У каждого стиха
должен быть свой размер, а наши хромают. |
АКРОСТИХ
– это стихотворение, которое строится таким образом, чтобы начальные
буквы строк образовали чье-нибудь имя или фамилию, слово или целую
фразу. Акростихом можно написать, например, стихотворную загадку или
посвящение. |
Представь,
что все поэты постоянно пишут, пишут, пишут стихи. Получаются сначала
миллиметры, потом сантиметры и, наконец, целые метры стихов. Может быть,
поэтому учение о закономерности чередования сильных (ударных) и слабых
(безударных) слогов назвали метрикой. |
Вы не можете создать персонажи, образы
которых будут полыхать ярким огнем в воображении читателей? Значит,
чертовски хорошего романа у вас не получится. Персонажи для писателя все
равно, что кирпичи для каменщика или доски для плотника. Персонажи —
это материал, из которого строится весь роман. |
Главный герой драматического произведения обязательно должен быть
решительным, упрямым, обладать серьезным стимулом к действию. Вот вам
несколько примеров таких героев. |
Стереотипными персонажами называются герои, которые слишком хорошо
узнаваемы: распутница с золотым сердцем; шериф-садист из южного штата,
растягивающий слова; частный детектив, суровый снаружи, но добрый и
нежный внутри. Включите телевизор, и вы найдете стереотипные персонажи в
любом сериале. |
Один из способов создать яркий персонаж — описать его... После того как вы описали персонаж, его образ
возникнет в воображении читателя. Однако персонаж оживет, только когда
начнет действовать и принимать решения. |
Вряд ли бы нашлись желающие смотреть бой Мохаммеда Али против калеки
или карлика. Мультик, в котором Папай сражается со слабеньким и
несчастным Вимпи, никто смотреть не станет. Если силы противников
неравны — не будет ни борьбы, ни соперничества, ни хорошего романа. |
Пусть в вашем воображении тигель будет
некой емкостью, в которой, по мере того как накаляется обстановка,
содержатся персонажи. Тигель не даст им убежать, а конфликту угаснуть.
Лайос Эгри утверждает, что «вашим персонажам не удастся заключить
временное перемирие». |
Внутренний конфликт возникает в душе персонажа, когда он сталкивается
с каким-нибудь препятствием. Внутренний конфликт порождает столкновение
в сердце героя чувства долга и страха, любви и вины, честолюбия и
совести. Персонажи переживают внутренний конфликт точно так же, как люди
из плоти и крови.
|
В каждом художественном произведении имеется «ключевой» конфликт.
Допустим, вы прочитали книгу. Приятель спрашивает, о чем она. Ваш мозг
моментально анализирует сюжет, находит среди побочных и периферийных
конфликтов ключевой — и ответ готов. «Про катастрофу, — говорите вы. — О
том, как затонул „Титаник"». |
Любой
хороший роман имеет форму. Какую именно — нет абсолютно никакой
разницы. Вне всякого сомнения, главная ценность художественного
произведения — отобразить модель жизненных обстоятельств, внести в них
смысл. |
Идея — это вывод, путь к которому прокладывается с
помощью доводов. Каждый стоящий, хороший довод оказывает значительное
влияние на убедительность вывода. |
Прообраз идеи может быть любым. Чувство. Образ. Смутные воспоминания о
том, как у вас билось сердце, когда вы танцевали на выпускном балу в
школе. Человек, которого вы мельком видели в автобусе. Ваш старый дядя
Вильмонт, который любил закладывать за воротник. Можно задаться
вопросом: «А что, если вдруг?..» |
Селекция — отбор того, что войдет в роман, а что нет — важная часть
работы писателя. Если автор выкинул из романа все персонажи, сцены и
диалоги, без которых роман может обойтись, значит, он провел хорошую
селекцию. Если автор провел хорошую селекцию, его роман назовут
«сжатым», если плохую — «раздутым». |
Вы не поверите, но некоторые литературоведы не признают концепции
идеи. Так, Кеннет Макгован в работе «Драматургия для начинающих» излагает теорию Эгри об идее, при этом добавляя: «Я полагаю, что этот
поиск [идеи] — всего лишь маленькое упражнение, итогом которого станет
банальность…. весь смысл заключается в том, что хорошая пьеса должна
иметь мораль». |
Cюжет — это не просто последовательность событий, а
последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи.
Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о
ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить
воображение. |
В произведении с драматическим сюжетом персонажи борются с
трудностями. По сути дела, только такое произведение заслуживает
внимания читателя. Можете написать роман, в котором персонажи страдают,
становясь участниками определенных событий, при этом персонажи, не
пытаясь справиться с трудностями, будут абсолютно инертными. |
С чего же начать последовательное изложение событий, вовлекающих интересных читателю людей-персонажей? Вообще-то, начать сюжет нужно еще до того, как вы возьметесь за ручку. |
Аристотель в «Поэтике» пишет, что драма должна быть достаточно
длинной, чтобы позволить персонажу пройти «от поражения к победе и от
победы к поражению». Двадцать три столетия спустя Эгри повторяет мысль
Аристотеля, утверждая, что персонаж должен «расти от крайности до
крайности». |
Напряжение
в сюжете по мере его усложнения нарастает и достигает точки, в которой
наконец разрешается ключевой конфликт. Персонажи перенесли испытания, их
трепала жизнь, они были наказаны. В результате они прошли определенные
этапы развития. |
Конец повествования часто называют «кульминацией» или «развязкой». Смысл
этих слов приблизительно одинаков. Как правило, определить границы
кульминации или развязки невозможно. Кульминация — это конкретный
момент, когда читатель понимает, что ключевой конфликт разрешен. |
Конфликт, происходящий после кульминации, после разрешения ключевого конфликта называется завершающим. |
| |