Одним из наиболее ранних беллетристов-народников
был Григорович (1822—1899), человек крупного таланта; его иногда ставили
в ряд с Толстым, Тургеневым, Гончаровым и Островским. Его литературная
карьера очень интересна. Отец его был русский, а мать француженка, и в
десятилетнем возрасте он с трудом понимал по-русски. Его воспитание
носило иностранный характер — преимущественно французский, — и он, в
сущности, никогда не жил в деревенской обстановке, среди которой выросли
Тургенев и Толстой. Григорович никогда не занимался исключительно
литературным трудом: одно время он очень увлекался живописью, и, хотя
впоследствии принужден был оставить эти занятия вследствие слабости
зрения, он внимательно следил за судьбой русского художества; в
последние тридцать лет своей жизни он почти не появлялся в литературе,
отдавая все свое время Обществу поощрения художников. И все же этот
полурусский по происхождению оказал России ту же услугу, какую оказала
Соединенным Штатам Гарриет Бичер-Стоу ее изображением страданий
рабов-негров.
Григорович воспитывался в том же военно-инженерном
училище, что и Достоевский; окончив курс своего образования в училище,
он нанял каморку у сторожа Академии художеств, с целью всецело посвятить
себя искусству, и начал посещать классы академии. В это время он
познакомился с малорусским поэтом Шевченко (бывшим в то время учеником
академии), а позже — с Некрасовым и Валерьяном Майковым (крупным
критиком, который умер очень молодым). Благодаря этим знакомствам он
начал принимать участие в литературе и вскоре нашел свое истинное
призвание.
Некоторую литературную известность Григорович
приобрел очерком «Петербургские шарманщики», в котором он с большой
теплотой изобразил печальную жизнь этого класса петербургского
населения. Русское общество в те годы находилось под влиянием
социалистического движения во Франции, и лучшие его представители были
глубоко возмущены царившими в России крепостничеством и абсолютизмом.
Фурье, Пьер Леру, Жорж Занд были любимыми писателями в русских передовых
кружках, и Григорович также был захвачен этим веянием времени. Он уехал
из Петербурга и, пробыв около двух лет в деревне, в 1847 году напечатал
свою первую повесть из деревенской жизни — «Деревня». Он изобразил в
ней, без всякого преувеличения, темные стороны деревенской жизни и ужасы
крепостного права; причем это изображение отличалось такой живостью,
что Белинский признал и приветствовал в лице молодого писателя крупный
талант. Следующая его повесть — «Антон Горемыка», также из крестьянской
жизни — имела громадный успех, и ее общественно-литературное значение
можно приравнять к значению «Хижины дяди Тома». Ни один образованный
человек того времени — да и позже, во время моей молодости — не мог
читать без слез о несчастиях Антона и не возмущаться ужасами крепостного
права. В течение следующих восьми лет (1847—1855) Григоровичем было
написано еще несколько повестей такого же характера — «Рыбаки»,
«Переселенцы», несколько рассказов из народной жизни («Пахарь» и пр.) и
большой роман «Проселочные дороги». Вслед за тем Григорович замолкает. В
1858 году он вместе с несколькими нашими лучшими писателями —
Гончаровым, Островским, Максимовым (этнографом) и др. — принял участие в
литературной экспедиции, организованной великим князем Константином;
согласно плану этой экспедиции некоторые из наших писателей отправлены
были для изучения родного края внутрь России, а иные приняли участие в
морских кругосветных плаваниях. К последним принадлежали Григорович и
Гончаров. Описание путешествия, сделанное Григоровичем («Корабль
Ретвизан»), довольно интересно, но стоит неизмеримо ниже аналогичной
работы Гончарова («Фрегат Паллада»). По возвращении из этой экспедиции
Григорович почти исключительно посвятил себя искусству, и в последние
годы жизни он написал лишь несколько повестей и «Воспоминания». Он умер в
1899 году.
Все крупные произведения Григоровича появились,
таким образом, в промежуток 1846—1855 гг. Критики расходятся в оценке
его произведений. Некоторые из наших критиков отзываются о них с большой
похвалой, другие же — и таких большинство — говорят, что крестьяне,
изображаемые Григоровичем, не вполне реальны. Тургенев указывал, что
описания Григоровича холодны; в них чувствуется отсутствие сердечности.
Это последнее замечание, может быть, и справедливо, хотя читатель, не
сталкивавшийся лично с Григоровичем, едва ли сделал бы подобное
замечание; во всяком случае, во время появления «Антона Горемыки»,
«Рыбаков» и т. д. читающая публика относилась к автору этих произведений
совершенно иначе. Что же касается крестьян в изображении Григоровича,
то я, со своей стороны, позволю себе сделать одно замечание. Несомненно,
что они слегка идеализированы, но необходимо сказать также, что русское
крестьянство вовсе не представляет сплошной однородной массы. На
территории Европейской России расселено несколько отделов, почти что
народностей, и различные части населения развивались неодинаковым путем.
Крестьяне южной России не похожи на крестьян северной, так же как
крестьяне восточной не похожи на крестьян западной России. Григорович
описывал главным образом крестьян, живущих на юге от Москвы, в Тульской и
Калужской губерниях, и население этих губерний действительно
представляет ту мягкую и слегка поэтическую, угнетаемую и все-таки
безобидную добросердечную расу, которую мы видим в повестях Григоровича,
— расу, в которой соединился поэтический ум литовца и украинца с
общинным духом великоросса. Сами этнографы отмечают в населении этой
части России специальные этнографические черты.
Конечно, крестьяне Тургенева (Тула и Орел)
отличаются большей реальностью, его типы более ясно очерчены, а любой из
современных беллетристов-народников, даже из менее талантливых, пошел
дальше Григоровича в исследовании характера и жизни крестьянства. Но
повести Григоровича, при всех указанных недостатках, оказали огромное
влияние на целое поколение. Они научили нас любить крестьян и
чувствовать всю тяжесть долга, лежащего на нас, образованной части
общества, по отношению к крестьянству. Повести эти чрезвычайно помогли
развитию того общего чувства сожаления к положению крепостных, без
которого уничтожение крепостного права было бы отодвинуто на много лет
и, во всяком случае, не имело бы такого решительного характера. В более
позднюю эпоху его произведения, несомненно, имели влияние на создание
того движения «в народ», которое началось в семидесятых годах.
Другим писателем той же школы, произведшим
глубокое впечатление как раз накануне освобождения крестьян, была Мария
Маркович, писавшая под псевдонимом Марко Вовчок. Она была великоросска
из дворянской семьи Центральной России, но вышла замуж за малорусского
писателя, Марковича, замечательного этнографа, и ее первая книга
рассказов из крестьянской жизни (1857—1858) была написана на
великолепном, глубоко поэтическом малорусском языке (Тургенев перевел
эти рассказы по-великорусски). Она вскоре, однако, возвратилась к своему
родному языку, и вторая книга ее рассказов из крестьянской жизни и
последовавшая за ней повесть из жизни образованных классов были написаны
по-великорусски. Обе значительно уступали первой.
В настоящее время повести и рассказы Марка Вовчка
могут показаться чересчур сантиментальными — знаменитая повесть Гарриет
Бичер-Стоу также производит теперь подобное впечатление, — но в те годы,
когда величайшим вопросом для России было: будут ли освобождены
крестьяне, и когда все лучшие силы страны требовались для борьбы за
освобождение, — в те годы вся образованная Россия упивалась повестями
Марка Вовчка и рыдала над судьбой ее героинь-крестьянок. Но и помимо
этой службы требованиям момента (а, по моему мнению, искусство обязано
приходить на службу обществу, особенно во времена подобных кризисов),
очерки Марка Вовчка имели серьезное достоинство. Их «сантиментальность»
вовсе не была сентиментальностью XIX века, за которой скрывалось
отсутствие действительного чувства. Напротив, в них чувствовалось
горячее биение любящего сердца; в них разлита истинная поэзия; в них
чувствуется веяние глубоко поэтической украинской народной поэзии,
поэтических песен Украины. С этой народной поэзией г-жа Маркович была
настолько знакома, что, как замечали русские критики, она дополняла свое
несовершенное знание действительной народной жизни, вводя мастерским
образом многие черты, вдохновленные народною поэзией и песнями Украины.
Ее герои не были реальны, они отзывались изобретением; но атмосфера
украинской деревни, краски местной жизни присущи этим очеркам; мягкая
поэтическая грусть украинского крестьянства изображена мягкой кистью
женщины-художника.
Среди беллетристов-народников этого периода
следует упомянуть о Данилевском (1829—1890). Хотя он более известен как
автор исторических романов, его три повести «Беглые в Новороссии»
(1862), «Беглые воротились» (1863), и «Новые места» (1867), в которых
описывается жизнь свободных переселенцев в Новороссии, пользовались
большим успехом. В них было рассыпано немало живых и очень симпатичных
сцен из жизни этих переселенцев — в большинстве случаев беглых, которые
захватывали свободные земли без разрешения на то правительства в недавно
присоединенных территориях юго-западной России и делались жертвами
предприимчивых дельцов.
|