Центральный пункт христианского учения Толстой
видит в непротивлении. В течение первых годов после его душевного
кризиса он проповедовал абсолютное «непротивление злу» — в полном
согласии с буквальным и точным смыслом слов Евангелия, которые, будучи
взяты в связи с текстом о правой и левой щеке, очевидно, обозначали
полное смирение и покорность. Но, по-видимому, уже вскоре Толстой
почувствовал, что подобное учение не только не согласуется с его,
вышеприведенным, определением Бога, но просто доходит до поощрения зла. В
нем именно заключается то дозволение зла, которое всегда
проповедовалось государственными религиями в интересах правящих классов,
и Толстой должен был вскоре сознать это. В одном из своих произведений
позднейшего периода он рассказывает, как он однажды во время поездки по
железной дороге встретил в вагоне тульского губернатора, ехавшего во
главе военного отряда, снабженного запасом розог. Губернатор отправлялся
сечь крестьян одной деревни, возмутившихся против незаконного
распоряжения администрации, притеснявшей крестьян по проискам помещика. С
обычным талантом Толстой описывал, как находившаяся на вокзале
«либеральная дама» открыто, громко и резко осуждала губернатора и
офицеров и как последние чувствовали себя пристыженными. Затем он
описывает то, что обыкновенно происходит при подобных усмирительных
экспедициях: как крестьяне, с истинно христианским смирением, будут
креститься дрожащей рукой и ложиться под розги, как их будут истязать до
полусмерти, причем гг. офицеры нисколько не будут тронуты этим
христианским смирением. Каково было поведение самого Толстого при
встрече с этой карательной экспедицией, нам неизвестно, ибо он ничего не
говорит об этом. Вероятно, он упрекал губернатора и офицеров и
советовал солдатам не подчиняться им, — другими словами, убеждал их
возмутиться. Во всяком случае, он должен был почувствовать, что
пассивное отношение к совершающемуся злу — непротивление — будет
равняться молчаливому одобрению этого зла; более того — его поддержке.
Кроме того, пассивное отношение к совершающемуся злу настолько
противоречит всей натуре Толстого, что он не мог долго оставаться
приверженцем подобной доктрины и вскоре начал толковать евангельский
текст в смысле: «не противься злу насилием». Все его позднейшие
сочинения являются страстным противлением различным формам зла, которое
он видел в окружающем его мире. Его могучий голос постоянно обличает и
самое зло, и совершающих это зло; он осуждает только сопротивление злу
физической силой, веря, что такая форма сопротивления причиняет вред.
Другими пунктами христианского учения (конечно, в
толковании Толстого) являются следующие четыре: не гневайся или, по
крайней мере, воздерживайся от гнева насколько возможно; оставайся
верным женщине, с которой ты соединился, и избегай всего, возбуждающего
страсть; не клянись, что, по мнению Толстого, значит: не связывай себе
рук никакой клятвой, ибо при помощи присяг и клятвы правительства
связывают совесть людей, заставляя их подчиняться потом всем
правительственным распоряжениям; и наконец — люби своих врагов или, как
Толстой неоднократно указывает в своих сочинениях, — никогда не суди сам
и не преследуй другого судом.
Этим четырем правилам Толстой дает возможно
широкое толкование и выводит из них все учения свободного коммунизма. Он
с большой убедительностью доказывает, что жить за счет труда других, не
зарабатывая на собственное существование, значит — нарушать самый
существенный закон природы; такое нарушение является главной причиной
всех общественных зол, а также громадного большинства личных несчастий и
неудобств. Он указывает, что настоящая капиталистическая организация
труда нисколько не лучше былого рабства или крепостничества.
Он настаивает на необходимости упрощения образа
жизни — в пище, одежде и помещении, — каковое упрощение является
естественным результатом занятия физическим трудом, в особенности
земледельческой работой, и указывает на те выгоды, которые получат даже
современные богатые лентяи, если займутся таким трудом. Он показывает,
как все зло теперешнего управления происходит вследствие того, что те
люди, которые протестуют против плохих правительств, употребляют все
усилия, чтобы самим попасть в члены этих правительств.
С тем же решительным протестом, с каким он
относится к Церкви, Толстой относится и к Государству. Как единственное
реальное средство положить конец современному рабству, налагаемому на
человечество этим учреждением, он советует людям — отказываться иметь
какое-либо дело с государством. И наконец, он доказывает, и поясняет
свои доказательства образами, в которых выказывается вся мощь его
художественного таланта, что жадность обеспеченных классов, стремящихся к
богатству и роскоши, — жадность, не имеющая и не могущая иметь границ, —
служит опорой всего этого рабства, всех этих ненормальных условий жизни
и всех предрассудков и учений, распространяемых церковью и
государством, в интересах правящих классов.
С другой стороны, всякий раз, когда Толстой
говорит о Боге или о бессмертии, он всячески старается показать, что он
чужд мистических воззрений и метафизических определений, употребляемых
обыкновенно в подобных случаях. И хотя язык его произведений,
посвященных подобным вопросам, не отличается от обычного языка
религиозной литературы, тем не менее Толстой постоянно, при всяком
удобном случае, настаивает на чисто рационалистическом толковании
религиозных понятий. Он тщательно отцеживает от христианского учения все
то, что не может быть воспринято последователями других религий, и
подчеркивает все то, что есть общего в христианстве с другими
положительными религиями: все, носящее общечеловеческий характер,
могущее быть оправданным разумом и потому быть воспринято с равной
степенью как верующими, так и неверующими.
Другими словами, по мере того, как Толстой изучал
системы различных основателей религий и философов, занимавшихся
вопросами нравственности, он пытался определить и установить элементы
всеобщей религии, которая могла бы объединить всех людей и которая в то
же время была бы свободна от сверхъестественных элементов, не заключала
бы в себе ничего противного разуму и науке и являлась бы нравственным
руководством для всех людей, на какой бы ступени умственного развития
они ни находились. Начав, таким образом (в 1875—1877 гг.),
присоединением к православной религии — как ее понимает русское
крестьянство, — он в конце концов пришел в «Христианском учении» к
построению философии нравственности, которая, по его мнению, может быть
принята в равной мере христианином, евреем, мусульманином, буддистом и
натурфилософом, — религии, которая будет заключать в себе единственный
существенный элемент всех религий, а именно: определение отношения
каждого к миру (Weltanschanung) в согласии с современной наукой и
признание равенства всех людей.
Могут ли эти два элемента, один из которых
относится к области знания и науки, а другой (справедливость) — к
области этики, оказаться достаточными для построения религии, без
какой-либо примеси мистицизма, — этот вопрос выходит за пределы
настоящей книги.
|