Беспокойное состояние цивилизованного мира, и в
особенности России, неоднократно привлекало внимание Толстого и побудило
его напечатать значительное количество открытых писем, воззваний и
статей по различным вопросам. Во всех этих произведениях он главным
образом проповедует отрицательное отношение к церкви и государству. Он
советует своим читателям никогда не поступать на службу государству,
даже в земских и волостных учреждениях, которые организованы
государством в виде приманки. Отказывайтесь поддерживать эксплуатацию в
какой бы то ни было форме. Отказывайтесь от военной службы, каковы бы ни
были последствия, ибо это — единственный способ протестовать против
милитаризма. Не имейте никакого дела с судами, если вы даже оскорблены
или потерпели ущерб, — всякое обращение к суду дает лишь дурные
результаты. По мнению Толстого, такое отрицательное и в высшей степени
искреннее отношение послужит делу истинного прогресса лучше всяких
революционных мер. Но, как первый шаг к уничтожению современного
рабства, он также рекомендует национализацию или, скорее,
муниципализацию земли.
Как и следовало ожидать, художественные
произведения, написанные Толстым в последние двадцать пять лет (после
1876 г.), носят глубокие следы его нового мировоззрения. Этот период его
художественной деятельности был начат произведениями для народа, и хотя
большинство его рассказов для народа испорчено чересчур очевидным
желанием подчеркнуть известного рода мораль, хотя бы для этого пришлось
даже насиловать факты, все же между этими рассказами имеется несколько —
в особенности «Сколько человеку земли нужно», «Хозяин и работник» и
несколько других, — отличающихся художественностью. Упомяну также о
«Смерти Ивана Ильича», чтобы напомнить читателям о том глубоком
впечатлении, какое произвел этот рассказ при своем появлении.
С целью найти еще более обширную аудиторию в
народных театрах, которые начали в то время возникать в России, Толстой
написал «Власть тьмы» — полную ужаса драму из крестьянской жизни, в
которой он пытался произвести глубокое впечатление при помощи реализма
Шекспира или, скорее, Марлоу (Marlow). Другое драматическое произведение
этого периода — «Плоды просвещения» — носит комический характер. В этой
комедии осмеиваются предрассудки высших классов относительно
спиритизма. Оба произведения (первое с изменением заключительной сцены) с
большим успехом даются в русских театрах.
Необходимо, впрочем, оговориться, что не одни
повести и драматические произведения этого периода, принадлежащие
Толстому, могут быть причислены к произведениям искусства. Труды его по
религиозным вопросам, упомянутые нами выше, являются также
произведениями искусства, в лучшем смысле этого слова, так как в них
найдется много страниц описательного характера, отличающихся высоким
художественным достоинством; в то же время страницы, посвященные Толстым
выяснению экономических принципов социализма или отрицающих
правительство принципов анархизма, могут быть сравниваемы с лучшими
произведениями этого рода, принадлежащими Вильяму Моррису, причем
первенство остается за Толстым, вследствие необыкновенной простоты и
вместе с тем художественности изложения.
«Крейцерова соната» после «Анны Карениной»,
несомненно, имела наиболее обширный круг читателей. Необычайность темы
этой повести, а также нападки на брак, заключенные в ней, настолько
привлекают внимание читателей, вызывая обыкновенно между ними
ожесточенные споры, что при этом, в большинстве случаев, забывают о
высоких художественных достоинствах этой повести и о беспощадном анализе
некоторых сторон жизни, заключенном в ней. Едва ли нужно упоминать о
нравственном учении, вложенном Толстым в «Крейцерову сонату», тем более,
что вскоре сам автор в значительной степени отказался от тех выводов,
которые следовали из этого учения. Но эта повесть имеет глубокое
значение для всякого, изучающего произведения Толстого и стремящегося
познакомиться с внутренней жизнью великого художника. Никогда еще не
было написано более сурового обвинительного акта против браков,
заключаемых лишь ради внешней привлекательности и не основанных на
интеллектуальном союзе или симпатии между мужем и женою; что же касается
до борьбы, которая ведется между Позднышевым и его женой, она
рассказана в высшей степени художественно и дает самое глубокое
драматическое изображение супружеской жизни, какое мы имеем во всемирной
литературе.
О работе Толстого «Что такое искусство?» говорится
ниже, в VIII главе настоящей книги. Впрочем, самым крупным
произведением позднейшего периода является «Воскресение». Недостаточно
сказать, что юношеская энергия семидесятилетнего автора, проявляющаяся в
этой повести, поражает читателя. Ее чисто художественные качества
настолько высоки, что, если бы Толстой не написал ничего, кроме
«Воскресения», он все же был бы признан одним из великих писателей. Все
те части повести, которые изображают общество, начиная с письма Мисси,
сама Мисси, ее отец и т. д., могут быть приравнены к лучшим страницам
первого тома «Войны и мира». Столь же высоким достоинством отличаются
описания суда, присяжных и тюрем. Правда, можно сказать, что главный
герой, Нехлюдов, поражает некоторою искусственностью; но этот недостаток
был почти неизбежен, раз Нехлюдову была отведена роль изображать если
не самого автора повести, то, во всяком случае, являться откликом его
идей и его жизненного опыта; этот недостаток свойственен всем
беллетристическим произведениям, в которых преобладает
автобиографический элемент. Что же касается до остальных действующих лиц
повести, громадное количество которых проходит пред читателем, то все
они изображены с необыкновенной живостью, каждое из них носит
определенный характер и остается навсегда в памяти читателя, хотя бы они
являлись в повести лишь мельком (как, напр., изображения судей,
присяжных, дочери тюремного смотрителя и т. д.).
Количество вопросов, поднятых в этой повести, —
вопросов политического, социального и партийного характера, — настолько
велико, что все общество, как оно есть, живущее и волнующееся
многоразличными задачами жизни и противоречиями, проходит пред
читателем, и притом не только русское общество, но общество всего
цивилизованного мира. В действительности, за исключением сцен,
изображающих жизнь политических преступников, содержание «Воскресения»
приложимо ко всем нациям. Это — самое интернациональное из всех
произведений Толстого. В то же время коренной вопрос: «имеет ли общество
право суда?», «разумно ли поддерживать систему судов и тюрем?» — этот
страшный вопрос, который настоящее столетие призвано разрешить, проходит
красной нитью через всю книгу и производит такое впечатление на
читателя, что во вдумчивом человеке неизбежно зарождаются серьезные
сомнения насчет разумности всей нашей системы наказаний. «Се livre
pesera sur la conscience du siecle» («Эта книга оставит следы на совести
столетия») — так выразился один французский критик. И справедливость
этого замечания мне пришлось проверить во время моего пребывания в
Америке, при разговорах с различными лицами, до этого времени совсем не
интересовавшимися тюремным вопросом. Эта книга оставила следы на их
совести. Она заставила их задуматься над несообразностью всей
современной системы наказаний.
То же замечание можно применить и ко всей
деятельности Толстого. Будет ли успешна его попытка дать людям элементы
мировой религии, которая, по его мнению, может быть принята разумом,
получившим научную подготовку, — религии, которая может служить для
человека руководителем в нравственной жизни, являясь вместе с тем
разрешением великой социальной задачи и всех вопросов, связанных с нею, —
удастся ли эта смелая попытка? — этот вопрос разрешит лишь время. Одно
лишь можно утверждать с уверенностью, а именно, что со времени Руссо ни
одному человеку не удалось затронуть людскую совесть так, как это сделал
Толстой своими произведениями, касающимися нравственных вопросов. Он
бесстрашно раскрыл нравственные стороны всех жгучих вопросов
современности, раскрыл их в такой производящей глубокое впечатление
форме, что читатели его произведений не могут ни забыть этих вопросов,
ни откладывать их разрешение: каждый чувствует, что какое-нибудь решение
должно быть найдено. Вследствие этого влияние Толстого не может быть
измеряемо годами или десятилетиями; оно останется надолго. Влияние это
не ограничивается одной какой-либо страной. В миллионах оттисков его
произведения читаются на всех языках, будят совесть людей всех классов и
всех наций и производят везде одни и те же результаты. Толстой является
наиболее любимым, наиболее трогательно любимым человеком во всем мире. |