Из числа других драматических писателей мы можем в настоящей работе лишь вкратце упомянуть о наиболее интересных.
Тургенев написал в 1848—1851 годах пять комедий,
которые обладают всеми элементами для тонкого артистического выполнения,
очень живы и, будучи написаны великолепным тургеневским слогом, до сих
пор остаются источником эстетического наслаждения для зрителей с тонко
развитым художественным вкусом.
Мы уже упоминали ранее о Сухово-Кобылине. Он
написал комедию «Свадьба Кречинского», имевшую огромный успех; комедия
эта была первой в задуманной им драматической трилогии; остальные же две
пьесы, входящие в эту трилогию («Дело» и «Смерть Тарелкина») и
содержащие ядовитую сатиру на бюрократию, отличаются меньшей
сценичностью.
А. Писемский (1820—1881), беллетрист, написал,
помимо нескольких хороших повестей и нескольких незначительных комедий,
одну чрезвычайно хорошую драму — «Горькая судьбина» — из жизни крестьян,
которую Писемский знал хорошо и превосходно изобразил в своей драме.
Должно заметить, что хорошо известная драма Толстого «Власть тьмы»,
также взятая из крестьянской жизни, несмотря на всю ее могущественность,
стоит ниже вышеупомянутой драмы Писемского.
Беллетрист А. А. Потехин (1829 — 1902) также писал
для сцены, и его нельзя миновать даже в нашем кратком очерке русской
драмы. Его комедии «Мишура», «Отрезанный ломоть», «В мутной воде»
встретили всевозможные препятствия со стороны цензуры, и, например,
комедия «Вакантное место» никогда не была представлена на сцене, но те
из них, которые попали на сцену, всегда пользовались успехом, а сюжеты
произведений Потехина всегда привлекали внимание нашей критики. Первая
из его комедий, «Мишура», может быть признана типичною для определения
таланта Потехина.
Эта комедия отвечала на один из вопросов дня. В
течение нескольких лет русская литература, увлеченная примером Щедрина
(см. главу VIII), с особенным вниманием останавливалась на изображении
тех чиновников, которые вплоть до судебной и административной реформы
1864 года жили исключительно взяточничеством. Но вслед за введением
вышеупомянутых реформ выросла новая раса чиновников — правда, не берущих
взяток, но в то же самое время, вследствие их накрахмаленного ригоризма
и деспотического, ничем не сдерживаемого себялюбия, они являются едва
ли не большим злом, чем прежние взяточники. В герое «Мишуры» автор берет
именно такой тип. Его характер со всеми второстепенными чертами — его
неблагодарностью и в особенности его любовью (или тем, что он понимает
под любовью) — может быть изображен, для целей драмы, в чересчур черном
свете: такие последовательные эгоисты и формалисты очень редки или,
пожалуй, даже никогда не встречаются в действительной жизни. Но автору
почти удается убедить зрителей в реальности этого типа — с таким
мастерством он развертывает в ряде разнообразных положений «корректную» и
глубоко эгоистическую натуру своего героя. В этом отношении комедия
очень удачна и дает превосходный материал для актеров.
А. И. Пальм (1823—1885) был драматургом, который
пользовался долговременным успехом. В 1849 году он был арестован за
знакомство с лицами, принадлежавшими к кружку Петрашевского (см. главу о
Достоевском), и с того времени жизнь его была рядом злоключений, так
что он мог возвратиться к литературной деятельности лишь в
пятидесятилетнем возрасте. Он принадлежал к тургеневскому поколению и,
будучи хорошо знаком с типами дворян, которых великий романист так ярко
изобразил в целом ряде своих «Гамлетов», написал несколько комедий из
жизни этого круга. Его комедии «Старый барин» и «Наш друг Неклюжев» до
последнего времени давались с большим успехом на русской сцене.
Актер И. Е. Чернышев (1833—1863) написал также
несколько комедий и одну драму, «Испорченная жизнь», произведшую
некоторое впечатление в 1861 году; наконец, заслуживает упоминания в
настоящем кратком очерке Н. Соловьев, написавший несколько
самостоятельных драматических произведений, и В. А. Крылов
(Александров), отличавшийся не столько талантливостью, сколько
производительностью.
В последнее время два молодых писателя произвели
глубокое впечатление своими комедиями и драматическими сценами. Я говорю
об Антоне Чехове, которого драма «Иванов» вызвала несколько лет тому
назад оживленные споры, а последующие драмы произвели глубокое
впечатление, и о Максиме Горьком, «Мещане» которого указывают на
несомненный драматический талант, а его недавно напечатанные
«драматические сцены» «На дне» (это действительно лишь сцены, без
попытки построить из них драму) затмевают даже лучшие его
беллетристические очерки. Мы подробнее коснемся их в следующей главе. |