Кружки играли особенно важную роль в
интеллектуальном развитии России в сороковых и пятидесятых годах XIX
века. В то время нечего было и думать о проведении политических идей в
печати. Две или три полуофициальные газеты, выходившие с разрешения
цензуры, являлись не органами политической и общественной жизни, а
просто представляли печатную бумагу; в повестях, в драме и поэме
приходилось касаться всех вопросов лишь самым поверхностным образом;
самые серьезные труды философского или научного характера могли быть
запрещены цензурой, как и произведения более легкого характера.
Единственным убежищем для обмена мнениями оставался частный разговор, и
вследствие этого лучшие люди того времени примыкали к тому или другому
кружку, в котором обсуждались идеи более или менее прогрессивного
характера. Во главе кружков стояли люди, подобные Станкевичу
(1817—1840), о котором упоминается в каждом курсе русской литературы,
хотя он почти ничего не написал; значение таких людей было в том
нравственном влиянии, которое они оказывали на свой кружок. (Рассказ
Тургенева «Яков Пасынков» вдохновлен образом одного из таких членов
кружка).
Понятно, что при таких условиях не могло быть и
речи о развитии политических партий — в действительном значении этого
слова. Но, несмотря на это, уже с половины XIX века резко обозначались
два главных течения философской и социальной мысли, известных под
именами «западников» и «славянофилов». Западники (определяя их в общих
чертах) стояли за западноевропейскую цивилизацию. Россия, утверждали
они, вовсе не представляет какого-то исключения в великой семье
европейских народов. Ей по необходимости придется пройти через те же
фазы развития, через которые прошла Западная Европа, и, таким образом,
на очереди у нас стоит уничтожение крепостного права, а вслед за тем
развитие тех же политических учреждений, которые развились на Западе. В
их рамках смогут развиваться русские, пользуясь общеевропейской наукой и
культурой. Славянофилы же, с другой стороны, утверждали, что Россия
имеет свое особое призвание. Она не знала чужеземного завоевания,
подобного норманнскому; она сохраняла долгое время родовой быт, и
поэтому она должна развиваться своим путем, в согласии с тремя
основными, по определению славянофилов, началами русской жизни, каковыми
были: православие, самодержавие и народность.
Эти программы отличались большой
неопределенностью, допускавшею многие оттенки и градации убеждений, и
обе, конечно, развивались каждая в своем направлении. Так, к началу 60-х
годов для громадного большинства западников, поддерживавших
западническое направление в литературе, западноевропейский либерализм
типа английских «вигов» или Гизо являлся высшим идеалом, к которому
Россия должна была стремиться. Кроме того, они утверждали, что все,
совершавшееся в Западной Европе во время ее эволюции — переселение из
деревень в города, ужасы развившегося тогда капитализма (обнаруженные в
Англии парламентскими комиссиями в сороковых годах), могущество
бюрократии, развившейся во Франции, и т. д., — по необходимости должно
повториться и в России: таковы неизбежные законы эволюции. Так думало,
по крайней мере, большинство рядовых западников.
Но более интеллигентные и лучше образованные
представители той же партии — Герцен, а позднее Чернышевский и др., —
которые подверглись влиянию передовой европейской мысли, иначе смотрели
на дело. По их мнению, тяжелое положение фабричных и земледельческих
рабочих в Западной Европе, вызванное давлением, оказанным
землевладельцами и капиталистами на парламенты, а также ограничения
политических свобод, введенные в континентальных государствах Европы
бюрократической централизацией, «вовсе не исторические необходимости».
Россия, утверждали они, вовсе не обязана повторять эти ошибки; напротив
того, она должна воспользоваться опытом своих старших сестер, и, если
Россия сможет вступить в эру индустриализма, не утратив общинного
владения землей, сохранив автономию известных частей империи и
самоуправление «мира» в деревнях, — это будет для нее громадным
приобретением. Таким образом, было бы величайшей политической ошибкой
способствовать разрушению деревенской общины, скоплению земель в руках
крупной земельной аристократии и допускать, чтобы политическая жизнь
такой огромной и разнообразной территории, как Россия, сосредоточивалась
в руках центрального правительства по идеалам прусской или
наполеоновской централизации — в особенности теперь, когда силы
капитализма так велики.
Подобные же градации мнений наблюдались и среди
славянофилов. Их лучшие представители — двое братьев Аксаковых, братья
Киреевские, Хомяков и др. — стояли далеко впереди рядовых славянофилов,
которые, будучи просто фанатиками самодержавия и православия, а также
поклонниками «доброго старого времени», сливались, таким образом, с
инертною реакционною массой и помещиками-крепостниками. В понятие
«доброго старого времени» втискивались, конечно, самые разнообразные
идеи: здесь были и патриархальные обычаи времен крепостного права, и
обычаи деревенской жизни вообще, народные песни и предания, любовь к
национальной одежде и т. д. В то время действительная история России
едва начинала разрабатываться, и славянофилы даже не подозревали, что в
России, вплоть до монгольского ига, преобладал федеративный принцип; что
власть московских царей создалась в гораздо более позднюю эпоху (XV,
XVI и XVII века) и что автократия вовсе не была наследием старой России,
но главным образом была укреплена Петром I, которого сами славянофилы
ненавидели за введение в русскую жизнь западноевропейских обычаев.
Немногие из них понимали также, что религией громадной массы русского
народа вовсе не была религия официальной православной церкви, а скорее —
самые разнообразные формы раскола, мистического и рационалистического
сектантства. Поэтому, когда они воображали, что являются выразителями
идеалов русского народа, они, в сущности, выражали лишь идеалы русского
государства и московской церковности, которые были смешанного
византийского, латинского и монгольского происхождения. В облаках
немецкого метафизического тумана — особенно гегелевского, — охватившего в
то время интеллигентные слои России, а также вследствие абстрактной
терминологии, бывшей в ходу в первой половине XIX века, споры на
подобные темы могли, очевидно, тянуться целые годы, не приводя к
определенным результатам.
Но, несмотря на все вышесказанное, необходимо
признать, что в лице своих лучших представителей славянофилы значительно
содействовали созданию той школы истории и права, которая дала
историческим изысканиям о России прочный фундамент, указав на резкое
различие между историей и правом русского государства и историей и
правом русского народа.
Беляев (1810—1873), Забелин (род. 1820),
Костомаров (1818—1885) были первыми учеными-исследователями, занявшимися
действительной историей русского народа, причем из них двое первых были
славянофилами[25], а Костомаров был украинский националист. Они
выяснили федеративный характер раннего периода русской истории и
разрушили легенду, созданную Карамзиным, о непрерывном развитии царской
власти, которое якобы продолжалось чуть ли не в продолжение целого
тысячелетия, от Рюрика вплоть до настоящего времени. Они установили
различие между княжеской дружиной и земством, оттенили вотчинный
характер зарождавшегося Московского государства, указали на те жестокие
средства, при помощи которых московские князья раздавили независимые
города-республики, сложившиеся в домонгольский период, а также на роль
монгольских ханов в утверждении власти Москвы. Они рассказали также (в
особенности Беляев в его «Истории крестьян на Руси») печальную повесть о
развитии крепостного права, начиная с XVII столетия, под московскими
царями. Кроме того, главным образом славянофилам мы обязаны признанием
того факта, что в России существуют два различных кодекса: имперский,
кодекс образованных классов, и обычное право, которое (подобно
Нормандскому праву на Джерси) сильно отличается от имперского кодекса,
превосходя последний в определении земельного владения, наследства и т.
д. Это обычное право поныне остается в силе в крестьянской среде, причем
подробности его изменяются в различных областях империи. За отсутствием
политической жизни философская и литературная борьба между
славянофилами и западниками занимала умы лучших людей в литературных
кружках Петербурга и Москвы в 1840—1860 годах. Вопрос о том, является ли
каждая нация носительницей известного предопределенного призвания и
обладает ли Россия таким призванием, горячо обсуждался в кружках, к
которым в сороковых годах принадлежали: Бакунин, Белинский, Герцен,
Тургенев, Аксаковы и Киреевские, Кавелин, Боткин — словом, лучшие люди
того времени. Но позднее, когда крепостное право было уничтожено
(1857—1862), сама действительность текущего момента послужила
установлению по некоторым важным вопросам согласия между лучшими из
славянофилов и некоторыми западниками: наиболее передовые
социалисты-западники, как Чернышевский, пошли рука об руку с передовыми
славянофилами в вопросе о необходимости сохранить действительно
фундаментальные учреждения для русского крестьянства — деревенскую
общину, обычное право и федеративные принципы; в то же время более
передовые славянофилы сделали значительные уступки «западническим»
идеалам, выражавшимся в «Декларации независимости» и «Декларации прав
человека». Об этих годах (1861) думал Тургенев, когда он — «неисправимый
западник» — писал, что он в споре Лаврецкого с Паншиным (в «Дворянском
гнезде») отдал предпочтение защитнику славянофильских идей,
пользовавшихся тогда уважением в действительности. Но, конечно,
соглашение не могло удержаться, и западники очень скоро разошлись со
славянофилами, уже по вопросу о балканских славянах.
В настоящее время борьба между западниками и
славянофилами пришла к концу. Владимир Соловьев (1853—1900), религиозный
философ, в высшей степени симпатичный, преждевременная кончина которого
вызвала столько сожалений во всех лагерях, был с Иваном Аксаковым и
работал в его «Руси» только в первые годы своей литературной
деятельности. Он был слишком хорошо знаком с историей и философией,
обладал настолько широким умом, что не мог не порвать очень скоро со
славянофильским «национализмом», и уже в 1884 году он выступил с
замечательнейшей полемикой против Аксакова и вообще против самых
основных канонов славянофильства. Теперешние представители этой школы,
не обладая вдохновением, характеризовавшим ее основателей, упали до
уровня мечтателей о «величии империи» и войнолюбивых националистов или
ортодоксальных ультрамонтанов, и их интеллектуальное влияние сводится к
нулю. В настоящее время борьба идет между защитниками бесправия и
борцами за свободу, защитниками капитала и защитниками труда,
защитниками централизации и бюрократии и борцами за республиканский
федеративный принцип, независимость муниципальную и деревенской общины —
«мира». |