Вследствие стеснений, которым подвергалась
политическая литература в России, сатира по необходимости сделалась
одним из излюбленных средств для выражения политической мысли.
Проследить ее развитие было бы очень поучительно; но я не мог бы дать
здесь даже краткого исторического обзора ранней русской сатиры, так как
для этого пришлось бы вернуться к XVIII веку. О сатире Гоголя я говорил
уже раньше и теперь ограничусь лишь одним представителем современной
сатиры, Салтыковым, более известным под псевдонимом Щедрин (1826—1889).
Влияние Салтыкова в России было очень велико, и
оно не ограничивалось одними передовыми представителями русской мысли, а
распространялось на очень широкий круг читателей. Он был одним из самых
популярных писателей в России. Но здесь я должен сделать совершенно
личное заключение о моем собственном отношении к произведением
Салтыкова. При всем старании возможно объективнее оценивать того или
иного писателя нельзя совершенно отрешиться от субъективного элемента в
такой оценке, и я должен сказать, что, при всем моем удивлении перед
великим талантом Салтыкова, я никогда не мог относиться к его
произведениям с таким же энтузиазмом, с каким относилось к ним
большинство моих друзей. Причина этого лежит не в том, что я не люблю
сатиры, — напротив, я люблю ее; но я требую от сатиры более
определенного характера, чем какой она носит у Салтыкова. Я вполне
признаю, что его замечания иногда отличаются большой глубиной, что он
всегда рассматривает события с надлежащей точки зрения и что во многих
случаях он задолго предсказывал грядущие события, о которых обыкновенный
читатель и не догадывался. Я вполне признаю также, что сатирические
характеристики, которые он дал различным классам русского общества,
принадлежат к области истинного искусства и что выносимые им типы —
действительно типичны; но, несмотря на это, я нахожу, что эти
превосходные характеристики и едкие замечания слишком часто теряются в
потоке малозначительной болтовни, к которой Салтыков прибегал, очевидно,
в цензурных целях, но которая тем не менее притупляла колкость его
сатиры и в значительной степени мешала ее надлежащему действию.
Салтыков начал свою литературную карьеру очень
рано, и подобно большинству наших лучших писателей ему пришлось изведать
горечь ссылки. В 1848 году он написал повесть «Запутанное дело», в
которой были выражены некоторые социалистические тенденции в форме сна
одного бедного чиновника. Повесть появилась в печати за несколько дней
пред взрывом февральской революции, вызвавшей особую бдительность
русского правительства. Салтыкова выслали в Вятку — в то время глухой
губернский город восточной России, где он был зачислен на
государственную службу, и ссылка продолжалась семь лет, во время которых
Салтыков успел в совершенстве ознакомиться с миром мелкого и крупного
губернского чиновничества. Когда в 1857 году для русской литературы
наступили лучшие времена, Салтыков, которому разрешен был выезд в
столицу, воспользовался своими провинциальными наблюдениями в ряде
«Губернских очерков», появившихся в «Русском Вестнике». Впечатление,
произведенное «Губернскими очерками», я отлично помню. Оно было
поразительное; вся Россия говорила о них. Талант Салтыкова проявился в
этих очерках в полной силе, и ими открывалась новая эра в русской
литературе. Салтыков создал ими целую школу «обличителей», которые вслед
за ним стали разоблачать деяния русской администрации. Конечно, многое в
этом направлении было уже сделано Гоголем, но Гоголь рассматривал
общество и чиновников с точки зрения моралиста, тогда как теперь, при
новых условиях, Щедрин первый начал рассматривать их с точки зрения
общественного деятеля.
Когда Салтыкову было разрешено возвратиться из
ссылки, он не оставил государственной службы, на которую был принужден
поступить в Вятке. С коротким перерывом он прослужил до 1868 года и
дважды в течение этого времени был вице-губернатором, а одно время даже
исполняющим должность губернатора. Только в 1868 году он ушел в отставку
и вместе с Некрасовым сделался редактором «Отечественных записок»,
которые вскоре заняли и русской литературе место закрытого
«Современника», являясь представителем передовой демократической мысли в
России, и занимали это положение вплоть до 1887 года, когда они, в свою
очередь, тоже были закрыты. К этому времени здоровье Салтыкова очень
пошатнулось, и после долгой и тяжелой болезни, во время которой он не
бросал пера, Салтыков умер в 1889 году.
«Губернские очерки» определили характер дальнейших
произведений Салтыкова. С каждым годом его талант укреплялся, и его
сатира отличалась все более глубоким пониманием современной
цивилизованной жизни и тех многообразных форм, в которых в наше время
выливается борьба реакции против прогресса. В «Невинных рассказах»
Салтыков коснулся некоторых наиболее трагических сторон крепостного
права. Позже, в изображениях современных «рыцарей» промышленности и
плутократии, с их страстью к наживе и удовольствиям низменного рода, их
бессердечием и их безнадежной низостью, Салтыков достиг вершин
описательного искусства; но, может быть, еще более ему удались
изображения того «среднего человека», который не обладает сильными
страстями, но вместе с тем, дабы спокойно наслаждаться филистерским
благополучием, не остановится ни перед каким преступным деянием,
направленным против лучших людей своего времени, а если понадобится, то с
удовольствием также протянет руку худшим врагам прогресса. Производя
сатирическую экзекуцию над этим «средним человеком», который вследствие
своей неудержимой трусости так роскошно расцвел в России, Салтыков
создал свои лучшие творения. Но когда ему приходилось касаться тех,
которые являются действительными гениями реакции, — тех, которые держат
«среднего человека» в постоянном страхе и, если нужно, вдохновляют
реакцию смелостью и жестокостью, сатира Салтыкова или отступала перед
этой задачей, или же ее нападения были скрыты за такой массой комических
эпизодов и «эзоповских» выражений, что яд сатиры совершенно испарялся.
Когда реакция взяла верх в 1863 году и проведение
реформ, задуманных в пору освобождения крестьян, попало в руки людей, в
душе ненавидевших все эти реформы; когда, с другой стороны, крепостники
употребляли все усилия если не возродить крепостное право, то, по
крайней мере, вернуть крестьян в порабощение, путем тяжелых налогов и
непомерных аренд, Салтыков в ряде блестящих сатир прекрасно обрисовал
эти классы людей. Его «История одного города», в сущности, сатирическая
история России, полная намеков на современные события. «Дневник
провинциала в Петербурге», «Письма из провинции» и «Помпадуры»
принадлежат к этой же серии; в «Господах ташкентцах» он изобразил ту
толпу проходимцев, которая бросилась искать обогащения, проводя железные
дороги, выступая адвокатами по грязным делам и расхищая новозавоеванные
территории. В этих очерках, а равным образом в тех, которые он посвятил
описанию печальных и иногда психопатических продуктов крепостного права
(«Господа Головлевы», «Пошехонская старина»), он создал типы, которые,
как, например, Иудушка, могут быть, по мнению некоторых русских
критиков, поставлены наряду с образами Шекспира и действительно не
уступают лучшим типам Гончарова и Тургенева.
Наконец, в начале восьмидесятых годов, с
прекращением террористической борьбы против самодержавия и с восшествием
на престол Александра III, когда реакция восторжествовала окончательно,
сатира Щедрина превратилась в крик отчаяния. По временам сатирик
достигал величия в своей печальной иронии, и его «Письма к тетеньке»
останутся в литературе не только как исторический памятник, но и как
глубоко интересный психологический документ. Надо, впрочем, сказать, что
и тут его сатира не достигла той силы, которой должна достигать
истинная могучая сатира, бичующая так, что от ее ударов бичуемые
приходят в еще большее бешенство, чем от прямых нападений. Вообще, если
сатира Щедрина имела хорошее влияние на молодое поколение тем, что
выставляла ему напоказ всю пошлость «ликующих и праздноболтающих» и
удерживала от засасывания в этом стане, то едва ли она могла оказывать
одинаково положительное влияние, уводя людей «в стаи погибающих за
великое дело любви», а тем более — побеждающих во имя этой любви.
Необходимо в заключение отметить, что особенно
ярко талант Салтыкова проявлялся в рассказах и сказках. Некоторые из
них, в особенности те, в которых выступают дети во время крепостного
права, отличаются большой художественностью. |