Борьба против произвола сильных мира сего — центральная тема
поэзии H.A. Некрасова, в которой доминируют гражданственные мотивы. Наиболее развернутое
и весомое в этом отношении стихотворение — «Элегия».
Уже само название подчеркивает
авторскую грусть и боль за судьбу народа. H.A. Некрасов подчеркивает, что защита
прав простых людей — первоочередная задача поэзии: «Пускай нам говорит изменчивая
мода, Что тема старая — «страдания народа» И что поэзия забыть ее должна, — Не верьте,
юноши! Не стареет она. О, если бы ее могли состарить годы! Процвел бы божий мир!..
Увы! Пока народы Влачатся в нищете, покорствуя бичам, как тощие стада по скошенным
лугам, оплакивать их рок, служить им будет Муза, И в мире нет прочней, прекраснее
союза!..».
Не случайно в стихотворении так много восклицаний, есть риторические
вопросы («К народу возбуждать вниманье сильных мира — Чему достойнее служить могла
бы лира?..», «Народ освобожден, но счастлив ли народ?..», «Сносней ли стала ты,
крестьянская страда? И рабству долгому пришедшая на смену Свобода, наконец, внесла
ли перемену В народные судьбы? в напевы сельских дев? Иль так же горестен нестройный
их напев?..»). В последних двух примерах речь идет об отмене крепостного права
(реформе 1961 года). «Элегия» написана в 1874 году, но изменилось ли положение народа
за десятилетие? Прежняя нищета — вот что видит H.A. Некрасов на деле как поэт и
гражданин. Интересно, что
H.A. Некрасов, чтобы четче очертить временные границы, обращался
к стихотворению A.C. Пушкина «Деревня», убедительно показывая, что картина безрадостной
крестьянской жизни не изменилась и с пушкинских времен.
Бедственное положение народа красноречиво подчеркивает сравнение
(«Как тощие стада по скошенным лугам»), а также антитеза («Толпе напоминать, что
бедствует народ, В то время как она ликует и поет»). На одном полюсе противопоставления
оказывается толпа (под которой, очевидно, понимается культурная общественность)
и сильные мира, а на другой — простой народ, голос которого никто не слышит. Борьбу
за народное счастье поэт приравнивает к воинскому подвигу («Пускай наносит вред
врагу не каждый воин, Но каждый в бой иди! А бой решит судьба»). Диалог поэта с
Музой привносит в произведение атмосферу доверительной беседы. Дополнительный эмоциональный
накал стихотворению придают оксюморон («сладкие слезы»), традиционный народнопоэтический
эпитет («красный день»), антитеза («друг» — «враг»), а также поэтичная пейзажная
зарисовка в финальной строфе.
Россия XIX века воспринимается прежде всего как страна аграрная.
Чтобы показать важность народного труда, H.A. Некрасов всячески поэтизирует его.
Сельские груды, жатва золотая, соха, сверкающие серпы и дружные
косы — все эти детали воссоздают единую картину крестьянских будней. Эта страда
вызывает уважение как у поэта, так и у читателя. Чем же в это время занимается
«толпа»? H.A. Некрасов подчеркивает, что просит у сильных мира не милости, а социальной
справедливости. В поддержку своей песне он призывает саму природу: «И песнь моя
громка!.. Ей вторят долы, нивы, И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы. И лес откликнулся...
Природа внемлет мне».
Стихотворение H.A. Некрасова «Элегия» важно не только как
главный протест против произвола сильных мира сего, но и как произведение, в котором
поэт подводит своеобразный творческий итог своим поэтическим размышлениям: «Я лиру
посвятил народу своему. Быть может, я умру неведомый ему, Но я ему служил — и сердцем
я спокоен...». Не случайно уже с первых строк произведения становится ясно, что
оно посвящено молодому поколению («Не верьте, юноши!). Таким образом, «Элегию» можно
также рассматривать в русле традиции поэтических памятников. В 1878 году H.A. Некрасов
ушел из жизни, но воссозданный им в стихотворении «Элегия» образ поэта — мужественного
гражданина и народного заступника — будет жить в памяти соотечественников еще долгие
годы.
Элегия посвящена другу и мужу сестры H.A. Некрасова А.Н. Еракову
и подарена ему в день рождения вместе с письмом, в котором были строки: «Посылаю
тебе стихи. Так как это самые мои задушевные и любимые из написанных мною в последнее
время, то посвящаю их тебе, самому дорогому моему другу».
|