В стихотворении «Размышления у парадного подъезда» H.A. Некрасов
пишет о социальном расслоении общества. «Парадный подъезд» в нем выступает как
символ государства. К подъезду все время приходят просители, лишь по торжественным
дням приезжают самодовольные люди, имеющие званье.
К начальству допускают не всех просителей. В дверях стоит
швейцар, который отгоняет оборванную чернь. H.A. Некрасов не случайно помещает в
стихотворение развернутый портрет пилифимов: «загорелые лица и руки, Армячишка
худой на плечах, По котомке на спинах согнутых, Крест на шее и кровь на ногах, В
самодельные лапти обутых». Портрет наглядно показывает те условия, в которых живут
просители: нищета и непосильный труд. На лицах мужиков застыло «выраженье надежды
и муки». Они богобоязненны (носят кресты, крестятся на церковь). Швейцара, не пустившего
их на порог, они с их насущными проблемами не осуждают, говоря «суди его бог!»,
а сами лишь безнадежно разводят руками и уходят.
Описанию несчастных странников H.A. Некрасов противопоставляет
по принципу контраста портрет «владельца роскошных палат». В то время как убогие
просители стоят у дверей, сбив в кровь ноги от долгого пути к «парадному подъезду»,
тот, на кого они уповают», еще спит. И вообще он ведет праздный образ жизни, упиваясь
лестью, волокитством, обжорством и игрой. H.A. Некрасов гневно восклицает: «Вороти
их, в тебе их спасение! Но счастливые глухи к добру...». Чиновнику жизнь кажется
вечным праздником. В преклонные годы он будет наслаждаться небом Сицилии и показной
официальной славой, которая на деле обернется проклятьем отчизны.
В финальной части произведения художественное пространство
заметно расширяется. Частный случай чиновничьего произвола перерастает в масштабную
картину народных страданий: «Назови мне такую обитель, Я такого угла не видал,
Где бы сеятель твой и хранитель, Где бы русский мужик не стонал?» — с такими словами
обращается поэт к родной земле. Этот всеобщий народный стон перерастает в протяжную
песню бурлаков на Волге. Волга в данном случае выступает как символ всей России.
Образ народной скорби гиперболизируется, разрастаясь до масштабов вселенской трагедии.
Для этого H.A. Некрасов сравнивает его с половодьем. В стихотворении встречается
выражение «аркадская идиллия». Аркадия — это область в Древней Греции. По преданию
она была населена беззаботными пастухами и пастушками. H.A. Некрасову этот образ
нужен был для того, чтобы подчеркнуть контраст между этой идиллией и тяжелым положением
народа в России.
В произведении много восклицаний и риторических вопросов,
которые усиливают экспрессивное начало финала. H.A. Некрасов видит, как всеобщая
скорбь подавляет духовность русского народа, и искренне беспокоится о его дальнейшей
судьбе: «Что же значит твой стон бесконечный? Ты проснешься ль, исполненный сил,
Иль судеб повинуясь закону, Все, что мог, ты уже совершил — Создал песню, подобную
стону, И духовно навеки почил?..».
Прототипами образа «владельца роскошных палат» стали министр
государственных имуществ М.Н. Муравьев, которого впоследствии за зверства при подавлении
восстания в Польше в 1863 году прозвали (Муравьев-Вешатель), и князь А.И. Чернышов,
насаждавший при Николае 1 палочную дисциплину в армии. Именно А.И. Чернышов доживал
свою старость в Италии. Стихотворение, написанное в 1850 году, сразу же подвергалось
цензурному запрету. Впервые оно было опубликовано в 1860 году в газете «Колокол»
в Лондоне. На родине поэта же оно к тому времени было широко известно в рукописных
списках.
|