В стихотворении H.A. Некрасова «Поэт и гражданин» сильно драматургическое
начало. Оно представляет собой диалог поэта и гражданина. Причем H.A. Некрасов включает
в текст произведения ремарки («входит», «берет книгу», «читает», «с восторгом»).
Стихотворение написано в целях полемики поборника гражданственной поэзии со сторонниками
так называемого чистого искусства. Пришедший к поэту гражданин призывает его проснуться
и громить пороки смело. Поэт же воспевает сладкозвучие:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв,
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Гражданин же не разделяет восторги поэта и заявляет:
С твоим
талантом стыдно спать;
Еще стыдней в годину горя
Красу долин, небес и моря
И ласку
милой воспевать....
Гражданин рисует поэту образную картину плывущего по воде
корабля. Пока «гроза молчит» и «вечер ласковый и сонный», эта картина радует глаз.
А когда начинается буря, не время предаваться праздным утехам. В ходе спора выясняется,
что если поэт болтает о ерунде, то в итоге безгласным остается гражданин, ибо голос
поэта — это как раз и есть голос общества. Поэт в стихотворении называется «избранником
неба», «глашатаем истин вековых». В финале стихотворения возникает образ Музы,
угрюмой красоте которой идет терновый венок.
Содержание произведения перекликается с работами В.Г. Белинского
и Н.Г. Чернышевского о гражданственности и народности искусства. В нем есть также
отсылка к пушкинскому стихотворению «Поэт и толпа» («Не для житейского волненья...»).
А также переложение... строки из поэмы К.Ф. Рылеева «Войнаровский»: «Я не поэт,
а гражданин»: «Поэтом можешь ты не быть. Но гражданином быть обязан».
Интересна история создания стихотворения. Первоначально И.А.
Некрасов опубликовал несколько строф в № 6 «Современника» за 1855 год с названием
«Русскому писателю». Затем в № 3 «Современника» за 1856 год было напечатано еще
несколько строф. Окончательный вариант был опубликован в качестве предисловия к
сборнику «Стихотворения» (1856). Во всех последующих изданиях текст его печатался
с цензурными искажениями.
|