Во второй половине XIX века в России усилился рост капиталистического
производства. Это одновременно сопровождалось порабощением простого народа. Стихотворение
H.A. Некрасова «Железная дорога» наглядно и убедительно показывает, как каторжная
работа строителей дороги воплотилась в новейшее экономическое чудо — железную дорогу
между Петербургом и Москвой. В произведении есть эпиграф, представляющий диалог
мальчика Вани с отцом, в ходе которого выясняется, что заслуга строительства дороги
приписывается графу Петру Андреевичу Клейнмихелю. Он в 1843— 1851 годах руководил
постройкой Николаевской (как первоначально она называлась) железной дорогой.
Стихотворение обладало такой обличительной силой и остротой,
что в мае 1864 года Совет главного управления по делам печати запретил включение
произведения в очередной сборник некрасовских стихотворений. Тогда поэт пошел на
хитрость. Он пометил «Железную дорогу» 1855-м годом написания, подчеркнув гем самым,
что речь идет о прежних экономических отношениях, и воспользовался отменой по закону
от 6 апреля 1865 года предварительной цензуры для журналов. Благодаря этому стихотворение
было опубликовано в 10-м номере журнала «Современник» за 1865 год, что вызвало
недовольство властей и чуть не поставило под угрозу существование самого журнала.
В первой строфе стихотворения содержится поэтическая пейзажная
зарисовка. Картина славной осени придает повествованию оптимистический зачин. Кроме
того, она хороша сама по себе. В ней есть оригинальные поэтические находки. Например,
неокрепший лед на речке метко сравнивается с тающим сахаром. Однако H.A. Некрасову
важна эта пейзажная зарисовка прежде всего для контраста, чтобы показать, что в
природе царит гармония («Нет безобразья в природе!»), а вот в общественных отношениях
она как раз и отсутствует.
Лирический герой хочет открыть правду мальчику (а в его лице
и всему молодому поколению). Так в произведении возникает образ царя-голода, который
потом станет одним из ключевых символических образов в драме Л.Н. Андреева «Царь-голод».
У H.A. Некрасова царь-голод согнал людей на строительство железной дороги: «Многие
— в страшной борьбе. К жизни воззвав эти дебри бесплодные, Гроб обрели здесь себе».
Оказывается, что дорога построена на народных костях. Чтобы
усилить художественный эффект произведения, H.A. Некрасов прибегает к фантастике:
за поездом в лунную ночь бегут толпы мертвецов, рассказывая о том, как во время
строительства дороги жили в землянках, боролись с голодом и цингой.
Самым обидным становится то, что этот подвиг строителей не
оценили ни начальство, которое наживалось на грошовых заработках людей, ни неблагодарные
потомки, пожинающие плоды трудовых свершений своих братьев.
В стихотворении, таким образом, важно не только обличительное,
но и дидактическое начало. Лирический герой объясняет мальчику: «Эту привычку к
труду благородную Нам бы не худо с тобой перенять... Благослови же работу народную
И научись мужика уважать». От индивидуализированного при помощи ряда портретных
деталей («губы бескровные», «веки, упавшие», «язвы на тощих руках») образа больного
белоруса H.A. Некрасов обращается к обобщенному образу русского народа: «Вынес достаточно
русский народ, Вынес и эту дорогу железную — Вынесет все, что господь ни пошлет!
Вынесет все — и широкую, ясную Грудью дорогу проложит себе».
В третьей главе разворачивается спор о том, кто является истинным
строителем дороги. Перечисляя известные шедевры европейского искусства (Колизей,
Собор святого Стефана в Вене, Ватиканский дворец, Аполлон Бельведерский), генерал
говорит о том, что народ — это варвары, которые не могут породить выдающихся творений.
Это дикое скопище пьяниц, способное лишь разрушать. Генерал просит показать ребенку
светлую сторону события. В последней, четвертой, главе рассказывается об окончании
строительства. Оказалось, что вместо жалования народ после работ остался еще должен
начальству. Но добрый подрядчик «простил» недоимку и даже оказал строителям величайшую
милость: выставил бочку вина. В последней строфе рисуется символическая сцена:
народ выпряг лошадей и помчал по дороге купчину.
Гневно и обличительно звучит риторический вопрос в финале:
«Кажется, трудно отрадней картину Нарисовать, генерал?..»
До какой степени цинизма нужно дойти, чтобы на исходе XIX
века держать свой народ в рабской нищете? Вот какой вопрос возникает у каждого
прогрессивно мыслящего человека после прочтения стихотворения. H.A. Некрасов не
питает иллюзий о том, что положение народа в ближайшее время изменится. Наоборот,
он проявляет глубокое знание экономических законов капиталистического общества и
понимает, что эксплуатация наемного труда является одним из неотъемлемых условий
существования капитализма. Однако поэт не отступает от борьбы за народные права
и обличает действия тех, кто виноват в нищенском положении простого рабочего человека.
Помимо художественного и социально важного аспекта стихотворение
H.A. Некрасова имело также и историческое значение. Поэт верно изобразил картину
строительства железных дорог в России, смертность среди рабочих на которой действительно
была колоссальной. Некрасов был не единственным, кто поднимал эту тему в литературе
того времени: в 1860 году Н.А.Добролюбов написал статью «Опыт отучения людей от
пищи», в которой убедительно показал, как прогрессивное для страны дело строительства
железных дорог реализуется на практике. Писатель отмечал, что рабочих не кормили
по нескольку дней, на строительных объектах нет врачей и медикаментов, рабочих просто
привозили в степь, даже не заготовив для них предварительно никаких помещений.
При этом Добролюбов подчеркивал, что колоссальная смертность на строительстве железных
дорог не беспокоила ни подрядчиков, ни высшее руководство.
|