Мифологическая проблематика — это «фантастико-генетическое осмысление» «тех или иных явлений природы или культуры»;
объяснение, которое дает автор произведения возникновению тех или иных
явлений. Так, например, автор «Метаморфоз» Овидий дает, опираясь на
фольклорную легенду, объяснение, откуда и каким образом появился на
земле цветок нарцисс — в него, оказывается, был превращен юноша по имени
Нарцисс, не любивший никого, кроме самого себя.
Мифологическая проблематика была очень развита на ранних
стадиях литературы, а также в долитературном творчестве — фольклоре.
Однако Г.Н. Поспелов не прав, когда отказывает более поздней литературе,
вплоть до современности, в способности создавать художественно значимые
мифы. Конечно, многие современные писатели просто используют
мифологические модели для воплощения совсем иной (чаще всего
философской) проблематики (например, рассказ Л. Андреева «Иуда
Искариот», роман Булгакова «Мастер и Маргарита», пьесы Ж. Ануя), но и
собственно мифотворчество актуально для литературы XX в.
Прежде всего
оно проявляется в таких важных для современного художественного мышления
течениях, как научно-фантастическая литература и в особенности
литература «фэнтези». Как пример научно-фантастического мифотворчества
можно привести романы А. Кларка «Космическая одиссея 2001» и К. Саймака
«Заповедник гоблинов». В первом из них дается фантастическое объяснение
возникновению разумной жизни на Земле: зародиться ей помогли
высокоразвитые космические пришельцы; во втором фантастически
осмысляются поверья о гоблинах, троллях, феях и т. п.: оказывается,
«нечистая сила» — это наиболее древние обитатели Земли, населявшие ее
еще миллиарды лет назад и теперь постепенно вымирающие.
Примером
мифологической проблематики в литературе «фэнтези» с успехом может
служить трилогия Дж. Р.Р. Толкиена «Властелин колец», говорить о которой
подробно, очевидно, нет необходимости, так как она стала в полном
смысле бестселлером и ее содержание представляет себе, пожалуй, каждый. |