|
В разделе материалов: 436 Показано материалов: 1-30 |
Страницы: 1 2 3 ... 14 15 » |
Этот
раздел сайта посвящен современной
русской литературе, т. е. литературе 90-х годов XX века. «Грань веков»
всегда ответственный период – вспомним, какое бурное развитие пережила
литература на переломе XVIII–XIX веков и на рубеже XIX–XX веков. |
90-е годы XX века, венчающие собой
второе тысячелетие, принесли человечеству много перемен. Весьма сложный и
ответственный период составили они для нашей страны, нашего народа, российской
государственности и русской культуры. |
Прежде
всего логично обратиться к последнему произведению Леонида Леонова – его роману «Пирамида», опубликованному в 1994
году и имеющему жанровый подзаголовок «роман-наваждение в трех частях». |
Из
ныне живущих писателей автор этого пособия как читатель никого не смог бы
поставить выше Валентина Распутина,
рассказ которого «В ту же землю…» (Наш современник. – 1995. –
№ 8) – как «маленькая трагедия» все из того же нашего сегодня. Тут в
центре повествования смерть человеческая. |
Русская деревня образца середины
90-х годов, старик-крестьянин с местным ветеринаром судачат поутру о всякой
всячине. Разбалагурившись, ветеринар пускается уверять, что в Череповце-де
видел, как в магазинах уже в открытую продают народонаселению самогонные
аппараты. |
Юрий
Бондарев после романов «Игра» (1985), «Искушение» (1991), «Непротивление»
(1994–1995) творчески «отметил» конец XX века своим новым романом «Бермудский
треугольник». |
Крупнейший
литературно-художественный журнал «Новый мир» (в годы «перестройки», к
сожалению, подобно иным изданиям печатавший немало конъюнктурной продукции) в
1995 году в седьмом номере опубликовал прекрасную повесть Алексея Варламова «Рождение». |
Романом «Земля и Небо» уверенно и ярко заявил о себе Леонид Костомаров. |
Солженицын
Александр Исаевич – прозаик, драматург, эссеист, лауреат Нобелевской
премии, автор повестей и романов «Один день Ивана Денисовича», «Раковый
корпус», «В круге первом», эпопеи «Красное колесо» и др.
|
Его
прозаическая «поэма» «Москва – Петушки» гуляла в списках уже в 70-е (написана в
1969 г.), но впервые опубликована была только в годы «перестройки». |
В этой главе говорится о
творчестве писателей, совсем не похожих как авторы друг на друга, но работающих
вместе в Литературном институте им. А. М. Горького, уникальном писательском
вузе, не имеющем аналогов за рубежом, который мог быть создан, пожалуй, только
в условиях великого СССР. |
Александр
Проханов был на протяжении 90-х годов притчей во языцех «демократических»
СМИ как главный редактор «красно-коричневой» и «ультранационалистической» (как
они обычно выражались) газеты «День», переименованной затем в «Завтра». |
Киреев
Руслан Тимофеевич (род.
в 1941 г.) – прозаик, поэт, автор рассказов, повестей и романов,
сатирических стихов и прозаических фельетонов. Профессор Литературного
института им. А. Горького.
|
Как заявил тогда же крупнейший
современный драматург Виктор Розов,
время «перестройки» породило «поток псевдоактуальной халтуры». |
А. Дьяченко – автор ряда идущих в
театрах России и Украины пьес – это «Фанданго» («сто страниц с антрактом»), это
«Тугеза» («фофан в двух частях»), «НЬЯЯ» (восьмиричный путь) и др. |
Жанр рассказа в 90-е годы получил особое распространение.
Заметно, что на рассказ и короткую, тяготеющую к рассказу повесть пока в
основном перешли писатели, получившие известность в прошлом все-таки
преимущественно как авторы повестей и романисты. |
Попробуем
теперь суммировать наглядно
проявляющиеся интонационные особенности современной литературы. |
Историческая тематика для русской
прозы традиционна. В XX веке Вяч. Шишков, Ю. Тынянов, О. Форш, В. Язвицкий, В.
Ян и др., а в нынешнее время Д. Балашов,
В. Пикуль и др. разрабатывали ее как в философски-серьезном, так и в
приключенческом варианте. |
Само собой, в 90-е годы, как и во
все времена, литература – по-прежнему зеркало общества, его образ, из
которого проступают беды и боли, дела и заботы страны, народа и, как
итог, – человеческой личности. Примерно так же приходится сказать о
«Предисловии» Сергея Залыгина. |
Нечужды 90-е годы и духу литературных
«экспериментов». Некоторые из последних выглядят как забавная, но
наивная игра. Например, Николай
Культяпов издал повесть «Приключения пехотинца Павла Петрова», где все
слова начинаются с буквы «и». |
Рассмотрим творчество писателей с экзистенциальными мотивами в прозе. |
Поэзия 90-х годов претерпела в своем
развитии сложности еще большие, чем проза. Коммерчески стихи были заведомо
«невыгодны». Случаются периоды резкого взлета общественного интереса к поэзии
(20-е годы XX века, его 60-е годы), но интересующее нас время к подобным
периодам причислить невозможно. |
Взлет модернистских тенденций,
происшедший в годы «перестройки» и породивший ряд существующих ныне, пусть и
номинально, литературных «групп», сам по себе не есть нечто негативное. Без
диалектики противоположностей нет жизни, нет движения, нет литературы. |
В более старшем поколении осмелимся
усмотреть неопознанного «авангардиста» этого рода в Юрии Кузнецове, бурный неровный талант которого не раз нарушал в
80-е годы тишь и гладь тогдашней поэзии. |
Лев Ошанин, один из старейших русских
поэтов, издавший более 60 книг, известный лирик и песенник, в 1992 году
опубликовал последний сборник «Осколки любви». |
Сорокин
Валентин Васильевич (род.
в 1936 г.) – поэт, автор книг «Ручное солнце» (1963), «За
журавлиным голосом» (1972), «Признание» (1974), «Плывущий Марс» (1977),
«Посреди холма» (1983) и др. Проректор Литературного института им. А.Горького. |
Горбовский
Глеб Яковлевич (род.
в 1931 г.) – поэт и прозаик, автор книг «Поиски тепла» (1960),
«Тишина» (1968), «Стихотворения» (1975), «Монолог» (1977), «Первые проталины.
Повести» (1984), «Звонок на рассвете. Повести» (1985), «Отражения» (1986),
«Плач за окном» (1989), «Сорокоуст» (1991), «Грешные песни» (1995)... |
Поэт Игорь Тюленев – автор около десяти поэтических книг, среди которых
«В родительском доме», «Братина», «Небесная Россия», «На русской стороне» и др. |
Касмынин
Геннадий Григорьевич
(1948–1998) – поэт, автор книг «Горький клевер» (1975), «Грибница» (1979),
«Вещий камень» (1981) и др. Работал заведующим отделом в журнале «Наш
современник». Жил в Звенигороде и Москве. |
О творчестве совсем молодых,
опубликовавших первые стихи, говорить лучше осторожно – панегирические
предсказания могут не сбыться (нередко с возрастом и стихи писать бросают),
недостатки критиковать преждевременно (они могут оказаться энергично изжитыми в
скором будущем). |
| |