С интонационно-синтаксическим строем художественной речи
связана также ее ритмическая и темповая организация. Наибольшей мерой
ритмичности отличается, разумеется, стихотворная речь. С очень давних
пор люди заметили, что слова, сложенные в стройные стихотворные строки,
легче запоминаются (что было немаловажным, когда искусство слова
бытовало только в своем устном варианте), легче воспринимаются, а
главное, становятся красивыми и приобретают особое воздействие на
слушателя (поэтому, кстати, в древности стихотворной формой пользовались
не только в произведениях художественной словесности, но и в научных,
скажем, трудах; например, знаменитая научная поэма Лукреция Кара «О
природе вещей» написана стихами). Две последние функции остались
ведущими для стихотворной речи и в современности: придавать
художественному тексту эстетическое совершенство и усиливать
эмоциональное воздействие на читателя.
В стихах ритмичность достигается за счет равномерного
чередования речевых элементов — стихотворных строк, пауз, ударных и
безударных слогов и т. д. Конкретная ритмическая организация стиха во
многом зависит от системы стихосложения, а та, в свою очередь — от
особенностей национального языка. Так, в силу ряда особенностей русского
языка (характер ударения, неразличение долгих и кратких слогов в
безударном положении и др.) в нашем стихосложении совершенно не
привилась силлабическая система, которая оказывалась очень плодотворной в
польском и французском языках; зато в русском стихосложении нашли свое
место и силлаботоника, и дольник, и декламационная тоническая система.
Итак, стих есть ритмически упорядоченная, ритмически
организованная речь. Однако свой ритм, иногда более, иногда менее
ощутимый, есть и в прозе, хотя там он не подчинен строгому ритмическому
канону — метру. Достигается ритмичность в прозе прежде всего за счет
приблизительной соразмерности колонов, что связано с
интонационно-синтаксической структурой текста, а также различного рода
ритмическими повторами. Проследим, например, ритмическую организацию
одного отрывка из романа Булгакова «Мастер и Маргарита» (знаком «//»
отмечены границы колонов): «В белом плаще с кровавым подбоем, //
шаркающей кавалерийской походкой, // ранним утром четырнадцатого числа
весеннего месяца нисана // в крытую колоннаду между двумя крыльями
дворца Ирода Великого // вышел прокуратор Иудеи Понтий Пилат». Вспомните
также отрывок из гоголевских «Мертвых душ», приведенный выше: там к
соразмерности колонов добавляется еще такое ритмическое средство, как
повтор.
В приведенных примерах ритмичность прозаического текста
чувствуется явно, однако гораздо чаще она существует в прозе как бы в
скрытом виде, делая фразы эстетически значимыми, но не привлекая
особенного внимания читателя и не отвлекая его от идей, героев, сюжета и
т. д.
Не менее, чем ритмическая, важна и темповая организация
художественного текста; впрочем, на практике эти две стороны
художественного синтаксиса настолько неотрывны друг от друга, что иногда
говорят о темпоритме произведения. Темпоритм имеет своей
функцией прежде всего создание определенной эмоциональной атмосферы в
произведении. Дело в том, что разные типы темповой и ритмической
организации прямо и непосредственно воплощают в себе определенные
эмоциональные состояния и обладают способностью с необходимостью
вызывать именно эти эмоции в сознании читателя, слушателя, зрителя; в
таких искусствах, как музыка или танец, эта закономерность видна очень
ясно. Прослеживается она и в художественной литературе.
Посмотрим,
например, как действует темпоритм в одном из эпизодов чеховской «Дамы с
собачкой»: «Сидя рядом с молодой женщиной, которая на рассвете казалась
такой красивой, успокоенный и очарованный в виду этой сказочной
обстановки — моря, гор, облаков, широкого неба, — Гуров думал о том, как
в сущности, если вдуматься, все прекрасно на этом свете, все. кроме
того, что мы сами мыслим и делаем, когда забываем о высших целях бытия, о
своем человеческом достоинстве».
Роль особого, плавного, размеренного построения фразы в
создании эмоционального колорита сцены очевидна, она ощущается без
всякого анализа. Торжественный и возвышенный строй мыслей героя
представлен здесь с помощью темповой и ритмической организации текста
буквально с физической ощутимостью. А скажи об атом иначе — короткими
фразами, например, — и тут же пропала бы психологическая атмосфера. |