| Под проблематикой художественного произведения в 
литературоведении принято понимать область осмысления, понимания 
писателем отраженной реальности.
 Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека, 
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема 
рассматривается под определенным углом зрения. 
 На уровне проблематики 
читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная
 система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные 
«аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации. 
Проблематику можно назвать центральной частью художественного 
содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы 
обращаемся к произведению — неповторимый авторский взгляд на мир. 
Естественно, что проблематика требует повышенной активности и от 
читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики
 у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или 
несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и 
переживаниями автора, но не целиком им тождественные. Выше, в первом 
разделе, мы обсуждали плодотворную идею М.М. Бахтина о специфическом 
познании художественного содержания как диалоге между автором и 
читателем; в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике 
произведения. 
 В отличие от тематики проблематика является субъективной
 стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально 
проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на 
мир или, как писал Л.Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение 
автора к предмету».
 Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность,
 поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно
 разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух 
крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей 
проблематике. Своеобразие проблематики — своего рода визитная карточка 
автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве 
обошел бы тему поэзии, но как по-разному звучит у разных поэтов 
проблематика, связанная с этой темой! Пушкин рассматривал поэзию как 
«служенье муз», поэта — как боговдохновенного пророка, подчеркивал 
величие поэта и его роль в деле национальной культуры. Лермонтов 
акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и 
трагическую судьбу. Некрасов ставил вопрос о гражданственности 
поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в 
«годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для 
Блока поэзия была прежде всего истолковательницей и выразительницей 
мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию как 
своего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем 
строю». Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов 
оказывается весьма индивидуальной и субъективной. 
 Из сказанного понятно то значение, которое имеет 
проблематика в составе художественного содержания. Центральная проблема 
произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим 
все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения 
словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко 
не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо 
писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете 
два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса. 
Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне 
Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют, 
потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину
 от 27 октября 1888 г.).
 Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и 
переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к 
художественной литературе. 
 Итак, ясно, что анализом проблематики ни в коем случае 
нельзя пренебрегать. Между тем это сплошь и рядом делается в практике 
школьного литературоведения, в котором понятия проблемы, проблематики 
даже не имеют самостоятельного существования. От темы произведения 
школьный анализ перескакивает сразу к идее, и получается, что автор 
«пришел, увидел, отразил и заклеймил (или воспел)». Из представления о 
творческом процессе выпадает главная его сторона: то, что писатель думал
 и чувствовал, прежде чем заклеймить или воспеть. А из представлений о 
художественном целом произведения «вымывается» тоже самое интересное: 
вопросы, на которые иногда нет ответов или эти ответы дискуссионны; 
размышления, переживания, все то, что возбуждает мысль и чувства 
читателя. В результате возникает упрощенное до искажения представление о
 художественном содержании как о математически ясной и простой схеме, в 
которой нечего искать, к которой нет необходимости прикладывать свой 
жизненный опыт, усилия понимания и т. п. Такое положение с анализом 
проблематики не дает возможности раскрыть подлинное богатство — 
эмоциональное и интеллектуальное — классических произведений литературы. 
 Несколько забегая вперед, можно посоветовать анализ 
содержания начинать не с тематики и «образов», как это принято и 
обыкновенно делается, а именно с центральной проблемы произведения. 
Такой подход имеет ряд очевидных плюсов: он сразу обращается к самому 
важному в произведении, возбуждает и поддерживает стойкий интерес 
учащихся, позволяет сочетать принцип проблемности обучения с принципом 
научности. 
 Для практического анализа проблематики всегда важно 
выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора;
 сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое 
произведение с другими и понять, что же в нем уникального, 
неповторимого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного 
произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень 
часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага в этом 
направлении можно порекомендовать установить тип проблематики в исследуемом произведении. 
 Типы проблематики
 Вопросы типологии художественной проблематики стали 
разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых
 типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах 
Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и 
литературоведов XVIII–XIX вв. Однако системной научной разработке эта 
проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток
 разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М. 
Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции 
действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего 
по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека.
 Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что 
делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного 
содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь
 пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа 
проблематики: «мифологическую», «национально-историческую», 
«нравоописательную» (иначе — «этологическую») и романную (в терминологии
 Г.Н. Поспелова — «романическую»).
 Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков 
(неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и 
неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами), 
однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше. В 
дальнейшем изложении мы будем и кратко характеризовать взгляды Г.Н. 
Поспелова и полемизировать с ним, развивая собственную концепцию; при 
этом главное внимание будет уделено дальнейшей дифференциации типов 
проблематики. |