Под проблематикой художественного произведения в
литературоведении принято понимать область осмысления, понимания
писателем отраженной реальности.
Это сфера, в которой проявляется авторская концепция мира и человека,
где запечатлеваются размышления и переживания писателя, где тема
рассматривается под определенным углом зрения.
На уровне проблематики
читателю как бы предлагается диалог, подвергается обсуждению та или иная
система ценностей, ставятся вопросы, приводятся художественные
«аргументы» за и против той или иной жизненной мироориентации.
Проблематику можно назвать центральной частью художественного
содержания, потому что в ней, как правило, и заключено то, ради чего мы
обращаемся к произведению — неповторимый авторский взгляд на мир.
Естественно, что проблематика требует повышенной активности и от
читателя: если тему он принимает как данность, то по поводу проблематики
у него могут и должны возникать собственные соображения, согласие или
несогласие, размышления и переживания, направляемые размышлениями и
переживаниями автора, но не целиком им тождественные. Выше, в первом
разделе, мы обсуждали плодотворную идею М.М. Бахтина о специфическом
познании художественного содержания как диалоге между автором и
читателем; в наибольшей мере эта идея относится как раз к проблематике
произведения.
В отличие от тематики проблематика является субъективной
стороной художественного содержания, поэтому в ней максимально
проявляется авторская индивидуальность, самобытный авторский взгляд на
мир или, как писал Л.Н. Толстой, «самобытное нравственное отношение
автора к предмету».
Число тем, которые предоставляет писателю объективная действительность,
поневоле ограничено, поэтому не редкость, когда произведения совершенно
разных авторов написаны на одну и ту же или сходную тему. Но нет двух
крупных писателей, произведения которых совпадали бы по своей
проблематике. Своеобразие проблематики — своего рода визитная карточка
автора. Так, практически не было поэта, который в своем творчестве
обошел бы тему поэзии, но как по-разному звучит у разных поэтов
проблематика, связанная с этой темой! Пушкин рассматривал поэзию как
«служенье муз», поэта — как боговдохновенного пророка, подчеркивал
величие поэта и его роль в деле национальной культуры. Лермонтов
акцентировал гордое одиночество поэта в толпе, его непонятость и
трагическую судьбу. Некрасов ставил вопрос о гражданственности
поэтического творчества и общественной полезности деятельности поэта в
«годину горя», резко выступая против теорий «чистого искусства». Для
Блока поэзия была прежде всего истолковательницей и выразительницей
мистических тайн бытия. Маяковский первым стал рассматривать поэзию как
своего рода «производство», ставя вопрос «о месте поэта в рабочем
строю». Как видим, при единстве темы проблематика у каждого из поэтов
оказывается весьма индивидуальной и субъективной.
Из сказанного понятно то значение, которое имеет
проблематика в составе художественного содержания. Центральная проблема
произведения часто оказывается его организующим началом, пронизывающим
все элементы художественной целостности. Во многих случаях произведения
словесного искусства становятся многопроблемными, и эти проблемы далеко
не всегда разрешаются в пределах произведения. А.П. Чехов справедливо
писал, отдавая приоритет проблематике даже перед идеей: «Вы смешиваете
два разных явления: решение вопроса и правильную постановку вопроса.
Только второе обязательно для художника. В «Евгении Онегине» или «Анне
Карениной» не решен ни один вопрос, но они вас вполне удовлетворяют,
потому что все вопросы поставлены в них правильно» (Письмо А.С. Суворину
от 27 октября 1888 г.).
Проблематика произведения дает читателю возможность размышлять и
переживать, а это, в сущности, главное, ради чего мы обращаемся к
художественной литературе.
Итак, ясно, что анализом проблематики ни в коем случае
нельзя пренебрегать. Между тем это сплошь и рядом делается в практике
школьного литературоведения, в котором понятия проблемы, проблематики
даже не имеют самостоятельного существования. От темы произведения
школьный анализ перескакивает сразу к идее, и получается, что автор
«пришел, увидел, отразил и заклеймил (или воспел)». Из представления о
творческом процессе выпадает главная его сторона: то, что писатель думал
и чувствовал, прежде чем заклеймить или воспеть. А из представлений о
художественном целом произведения «вымывается» тоже самое интересное:
вопросы, на которые иногда нет ответов или эти ответы дискуссионны;
размышления, переживания, все то, что возбуждает мысль и чувства
читателя. В результате возникает упрощенное до искажения представление о
художественном содержании как о математически ясной и простой схеме, в
которой нечего искать, к которой нет необходимости прикладывать свой
жизненный опыт, усилия понимания и т. п. Такое положение с анализом
проблематики не дает возможности раскрыть подлинное богатство —
эмоциональное и интеллектуальное — классических произведений литературы.
Несколько забегая вперед, можно посоветовать анализ
содержания начинать не с тематики и «образов», как это принято и
обыкновенно делается, а именно с центральной проблемы произведения.
Такой подход имеет ряд очевидных плюсов: он сразу обращается к самому
важному в произведении, возбуждает и поддерживает стойкий интерес
учащихся, позволяет сочетать принцип проблемности обучения с принципом
научности.
Для практического анализа проблематики всегда важно
выявить индивидуальное своеобразие данного произведения, данного автора;
сравнить (хотя бы в процессе подготовки к анализу) изучаемое
произведение с другими и понять, что же в нем уникального,
неповторимого. Иными словами, важно найти «изюминку» данного
произведения, а она, если говорить о художественном содержании, очень
часто лежит в области проблематики. В качестве первого шага в этом
направлении можно порекомендовать установить тип проблематики в исследуемом произведении.
Типы проблематики
Вопросы типологии художественной проблематики стали
разрабатываться литературоведами довольно давно. Разграничение некоторых
типов проблематики и их подробное описание мы можем найти в работах
Гегеля, Шиллера, Белинского, Чернышевского и других эстетиков и
литературоведов XVIII–XIX вв. Однако системной научной разработке эта
проблема подверглась только в XX в. Одной из первых плодотворных попыток
разграничить типы художественной проблематики была попытка М.М.
Бахтина, который выделил романную и нероманную концепции
действительности. В типологии М.М. Бахтина они различались прежде всего
по тому, как подходит автор к пониманию и изображению человека.
Однако и та и другая группа оказывались внутренне неоднородными, что
делало необходимым дальнейшую разработку типологии художественного
содержания в направлении большей дифференциации типов. Дальше всех здесь
пошел, вероятно, Г.Н. Поспелов, который выделил уже четыре типа
проблематики: «мифологическую», «национально-историческую»,
«нравоописательную» (иначе — «этологическую») и романную (в терминологии
Г.Н. Поспелова — «романическую»).
Эта типология, правда, не свободна от существенных недостатков
(неточности терминологии, излишняя социологизация, произвольное и
неправомерное связывание типов проблематики с литературными жанрами),
однако на нее уже вполне можно опереться, чтобы идти дальше. В
дальнейшем изложении мы будем и кратко характеризовать взгляды Г.Н.
Поспелова и полемизировать с ним, развивая собственную концепцию; при
этом главное внимание будет уделено дальнейшей дифференциации типов
проблематики. |