Основанием для системы авторских оценок служит авторский
идеал — представление писателя о высшей норме человеческих отношений, о
человеке, воплощающем мечты автора о том, какой должна быть личность.
Надо сразу сказать, что авторский идеал лишь в редких случаях
воплощается в произведении прямо и непосредственно, как, например, в
романе Чернышевского «Что делать?». Там идеальные представления
Чернышевского об обществе будущего наглядно воплощены в четвертом сне
Веры Павловны, а идеальный, с точки зрения Чернышевского, человек —
Рахметов, не имеющий слабостей «обыкновенных» «новых людей».
Гораздо
чаще авторский идеал как часть идейного мира произведения читателю
приходится «реконструировать», сопоставляя положительные и отрицательные
оценки, поскольку далеко не каждый положительный герой и есть авторский
идеал. Это обстоятельство следует непременно иметь в виду при анализе
идейного мира произведения — «положительно оцениваемый» еще не значит
автоматически «идеальный». Так, как бы ни близка была автору «Евгения
Онегина» Татьяна Ларина, в ней все же не нашел воплощения авторский
идеал в его полном и законченном виде (когда Пушкин писал: «…Татьяны
милый идеал…», — он имел в виду нечто совсем другое — мысленное
представление о еще не созданном художественном образе). В Татьяне
воплощены многие черты пушкинского идеала: безупречная, основанная на
русских национальных традициях нравственность, умение вести себя ровно,
не теряя собственной личности, в любой обстановке, верность чувству, ум и
проницательность… Но Татьяне не хватает усвоения западноевропейской
культуры в ее лучших и современных образцах, она, воспитанная на
сентиментальных романах, не смогла «в просвещении стать с веком
наравне».
Однако еще дальше отстоит от авторского идеала (хотя и
включает в себя отдельные его черты) главный герой произведения, Евгений
Онегин, воспринявший европейскую образованность, но не обладающий тем
нравственным потенциалом русской традиционной культуры, который бы
позволил ему понять Татьяну. Взаимное непонимание героев — лучшее
доказательство того, что оба они — еще не пушкинский идеал, хотя и
приближены к нему, каждый по-своему. Идеалом же автора, как он
выявляется в романе, представляется человек, органически сочетающий
национальную самобытность культуры с чертами высшей европейской
образованности; иными словами — исконно русский человек, способный в то
же время «в просвещении стать с веком наравне».
Весьма часто (особенно в произведениях критического
реализма) авторский идеал конструируется от противного — он прямо
противоположен изображенной в произведении действительности. Так, если
Салтыков-Щедрин сатирически изображает в своей «Истории одного города»
произвол самодержавия и низкую социальную активность «обывателя», то
ясно, что его идеал — демократический строй при высоком социальном
самосознании всех граждан свободного общества. Если Маяковский
направляет свое стихотворение «О дряни» против мещанства как
социально-психологического явления, то ясно, что его идеал — это
человек, свободный от обывательщины и целиком преданный
героико-романтической идее. Но в любом случае, независимо от прямой или
косвенной формы выражения, авторский идеал остается важной стороной
идейного мира произведения. |