Проблема героя.
Проблема литературного героя кажется одной из простейших; понятия —
«герой», «персонаж», «тип», «характер», «маска», «амплуа» — давным-давно
отнесены к разряду литературоведческих аксиом, на фундаменте которых
можно выстраивать куда более сложные теоретические конструкции.
ИБРАГИМ
— главный герой незавершенного романа о крестнике Петра I; роман стал
первым пушкинским опытом в большой прозаической форме. Его сюжетная
канва связана с семейным преданием, родовой памятью Пушкиных; арап
Ибрагим «списан» с пушкинского прадеда, Ганнибала, обласканного Петром.
ГИРЕЙ
— один из трех центральных персонажей поэмы, хан, владелец гарема; имя
условно — Гиреями (Гераями) звали практически всех крымских ханов; в
надписи на «реальном» фонтане Бахчисарая упоминается Крым-Гирей, 60-е
годы XVIII в. Однако «пушкинский» Гирей страшится «козней Генуи»; в черновиках героя звали Девлет-Гиреем; польскую княжну Марию Потоцкую пленил, по легенде,
Кезим-Гирей-хан.
БОРИС ГОДУНОВ
— центральный персонаж исторической драмы, в
основу которой положены события, описанные в 10-м и 11-м томах «Истории
государства Российского» H. М. Карамзина.
НАТАЛЬЯ ПАВЛОВНА
— молодая помещица, недавно вышедшая замуж и скучающая в деревне;
героиня стихотворной повести, варьирующей «довольно слабую» (Пушкин)
поэму Шекспира «Лукреция» (издана в 1594 г.), а также стихотворную
«сказку» И. И. Дмитриева «Модная жена» (1791). Сюжетной основой для
шекспировской поэмы послужил «Месяцеслов» Овидия («Фасты») и
повествование Тита Ливия.
МАВРУША
— переодетый кухаркой кавалер девушки Параши, которая вместе с матерью,
бедной вдовой, живет в Коломне — бедном пригороде Петербурга.
Хозяйственная неумелость Мавруши наводит вдову на подозрения.
Отказавшись идти на обедню и сославшись на больные зубы, Мавруша
остается дома: «Пред зеркальцем Параши, чинно сидя, / Кухарка брилась…».
У
Дубровского — что в художественной системе Пушкина редкость — есть
реальные прототипы. В 1832 г. в Козловском уездном суде слушалось дело
«О неправильном владении поручиком Иваном Яковлевым сыном Муратовым
имением, принадлежащим гвардии подполковнику Семену Петрову сыну Крюкову
<…> сельце Новопанском». Писарская копия этого дела включена в текст 2-й
главы.
Образ
Автора играл значительную роль в более ранних опытах Пушкина в области
большой стихотворной формы, связанных с байронической традицией. Герой
подчас превращался в alter ego самого поэта, а событийный ряд должен был
казаться тенью, отголоском событий внутренней жизни Автора.
ИМПРОВИЗАТОР
— безымянный персонаж незавершенной пушкинской повести о людях
искусства. Сложно связан с образами художников, музыкантов в прозе
русского романтизма, прежде всего В. Ф. Одоевского («Последний квартет
Бетховена», 1830; «Импровизатор», 1833; «Себастиян Бах», 1835).
ЕЗЕРСКИЙ
Иван — коллежский регистратор, чьему «роду», «прозванию», «службе»,
«чину» и «годам» посвящена незавершенная поэма Пушкина, напрямую
связанная с его историософскими размышлениями 1830-х годов. Ненаписанный
рассказ о современном герое предварен его подробной родословной; автор
стилизует то летопись, то библейское родословие.
ПЛЕННИК
— путешественник, разочарованный жизнью русский европеец, отправившийся
с Запада, из «цивилизованного пространства», «с веселым призраком
свободы» «в край далекий» — в область диких естественных нравов. Но
именно здесь он попадает в неволю — «Он раб».
ГРИНЕВ
Петр Андреевич (Петруша) — главный герой последнего крупного
произведения Пушкина, провинциальный русский дворянин, от чьего имени (в
форме «записок для памяти потомства», составленных в эпоху Александра I
об эпохе пугачевского бунта) ведется повествование.
КИРДЖАЛИ
Георгий — разбойник, герой маленькой повести, построенной на
действительных фактах и по жанру смыкающейся с очерком. Реальная
личность булгарского предводителя разбойничьей шайки, перешедшего на
сторону этеристов в 1821
г., которые восстали под водительством генерал-майора русской армии А.
Ипсиланти против турецкого владычества, заинтересовала Пушкина еще в
Кишиневе.
АЛЬБЕР
— молодой рыцарь, сын скупого Барона, герой трагедии, стилизованной под
перевод из несуществующего сочинения Ченстона (В. Шенстона). В центре
сюжета — конфликт двух героев — отца (Барона) и сына (Альбера). Оба
принадлежат к французскому рыцарству — но к разным эпохам его истории.
МОЦАРТ
— центральный персонаж трагедии, условно связанный с исторической
личностью своего прототипа — великого австрийского композитора. Образ
Моцарта не только не совпадает ни с одной из традиций изображения
художника, поэта, музыканта в русской литературе — от романтической
поэзии 1810—1820-х годов до «гофманианской» прозы В. Ф. Одоевского, Н.
А. Полевого, — но даже не полемизирует с ней
непосредственно.
ДОНА АННА
де Сольва — героиня третьей из цикла «маленьких трагедий», написанной
на «бродячий» сюжет о Дон Жуане (Гуане). Дона Анна действует в опере
Моцарта «Дон Жуан», упомянутой во второй трагедии цикла и послужившей
Пушкину ближайшим сюжетным источником.
ПРЕДСЕДАТЕЛЬ (ВАЛЬСИНГАМ)
— герой трагедии, похоронивший три недели назад мать и (чуть раньше или
чуть позже) возлюбленную жену Матильду, а теперь председательствующий
на пиру среди чумного города.
ГЕРМАНН
— молодой офицер («инженер»), центральный персонаж
социально-философской повести, каждый из героев которой связан с
определенной темой (Томский, см. ст. о нем — с темой незаслуженного
счастья; Лизавета Ивановна, см. ст. о ней — с темой социального
смирения; старая графиня, см. ст. о ней — с темой судьбы) и наделен
одной, определяющей его и неизменной чертой.
БЕЛКИН ИВАН ПЕТРОВИЧ
— вымышленный персонаж-повествователь, помещик села Горюхина, рожденный в 1798 г. от «честных и
благородных родителей» (отец — секунд-майор); выученный деревенским
дьячком и пристрастившийся к сочинительству; в 1815–1823 гг. служивший в
пехотном егерском полку.
СИЛЬВИО
— тридцатипятилетний офицер-дуэлянт, одержимый идеей мести. История о
нем поведана Белкину неким подполковником И. Л. П., от чьего лица и
ведется повествование (в инициалах подполковника легко прочитывается
намек на знаменитого бретера той поры И. П. Липранди).
МАРЬЯ
ГАВРИЛОВНА Р** — героиня повести, сюжет которой (равно как
«Барышни-крестьянки») рассказан Белкину девицей К. И. Т. Марья
Гавриловна — «стройная, бледная и семнадцатилетняя» дочь добрейшего
помещика Гаврилы Гавриловича Р** из села Ненарадова; имеет романическое
воображение (подобно рассказчику и герою «Выстрела», героям
«Барышни-крестьянки», самому Белкину).
АДРИЯН ПРОХОРОВ
— московский гробовщик, главный и практически единственный сюжетно
самостоятельный герой повести. Историю об Адрияне Белкину рассказал
приказчик Б. В.; не только голос приказчика, но и голос самого Белкина с
трудом пробивается сквозь авторскую интонацию Пушкина.
Повесть,
рассказанная Белкину титулярным советником А. Г. Н., помещена в цикле
четвертой, но в сноске к письму «одного почтенного мужа» она поставлена
на первое место; вряд ли это случайно. Самсон Вырин — самая сложная из
фигур, представленных в цикле; социальные мотивы прописаны здесь
предельно подробно.
АЛЕКСЕЙ БЕРЕСТОВ
— молодой герой повести, по окончании университета не получивший
отцовского благословения на военную службу, а к статской не имеющий
охоты, приезжает в родное отдаленное Тугилово, где влюбляется в соседку
Лизу Муромскую.
КОЧУБЕЙ
— антагонист Мазепы, бывший его сподвижник, перешедший на сторону Петра
и казненный гетманом. Поэма Пушкина написана вослед «Мазепе» Дж. Г.
Байрона, «Войнаровскому» К. Ф. Рылеева; но это уже не байроническая
поэма. Сквозь романтическую интригу прорастает героический эпос, в ее
пространстве появляется множество персонажей; естественно, это не может
не сказаться на изображении главных героев.
ВЛАДИМИР
— не родовитый, но богатый столичный дворянин; он отправляется вслед за
бедной, но принадлежащей к древней фамилии возлюбленной Лизой в
деревню. Из переписки со столичным другом становится известно, что
некогда Владимир принадлежал к поколению «серьезных» молодых людей,
которые являлись в 1818 г. на бал, «не снимая шпаг» (т. е. к
декабристскому поколению).
ПОЛИНА
— условное литературное имя героини пушкинского романа, полемически
направленного против патриотического сочинения М. Н. Загоскина
«Рославлев, или Русские в 1812 году» (1831).
РУСАЛКА
— обманутая князем дочь Мельника, главная героиня незавершенной драмы,
сюжет которой позже использован Пушкиным в одной из «Песен западных
славян» («Яныш-королевич»). «Русалочья» тема, восходящая к мифологии
речного ведьмовства, активно разрабатывалась литературой романтизма, в
том числе русского.
ЛЮДМИЛА
— жена Руслана, похищенная с супружеского ложа и, помимо своей воли,
ставшая яблоком раздора. По закону, принятому в поэме, каждый герой
имеет свою «жанровую родословную», т. е. связан с тем или иным (помимо
ирои-комической и волшебно-сказочной поэмы) литературным жанром.