Под изображенным миром в художественном произведении подразумевается та
условно подобная реальному миру картина действительности, которую рисует
писатель: люди, вещи, природа, поступки, переживания и т. п. В
художественном произведении создается как бы модель мира реального. Эта
модель в произведениях каждого писателя своеобразна; изображенные миры в
разных художественных произведениях чрезвычайно разнообразны и могут в
большей или меньшей степени быть похожими на мир реальный. Но в любом
случае следует помнить, что перед нами созданная писателем
художественная реальность, не тождественная реальности первичной. Картина изображенного мира складывается из отдельных художественных деталей. Под
художественной деталью мы будем понимать мельчайшую изобразительную или
выразительную художественную подробность: элемент пейзажа или портрета,
отдельную" вещь, поступок, психологическое движение и т. п. Будучи
элементом художественного целого, деталь сама по себе является
мельчайшим образом, микрообразом. В то же время деталь практически
всегда составляет часть более крупного образа; его образуют детали,
складываясь в «блоки»: так, привычка при ходьбе не размахивать руками,
темные брови и усы при светлых волосах, глаза, которые не смеялись, —
все эти микрообразы складываются в «блок» более крупного образа —
портрета Печорина, который, в свою очередь, вливается в еще более
крупный образ — целостный образ человека.
Для удобства анализа художественные детали можно подразделить на несколько групп. В первую очередь выделяются детали внешние и психологические. Внешние
детали, как легко догадаться из их названия, рисуют нам внешнее,
предметное бытие людей, их наружность и среду обитания. Внешние детали, в
свою очередь, подразделяются на портретные, пейзажные и вещные.
Психологические детали рисуют нам внутренний мир человека, это отдельные
душевные движения: мысли, чувства, переживания, желания и т. п.
Внешние и психологические детали не разделены
непроходимой границей. Так, внешняя деталь становится психологической,
если передает, выражает те или иные душевные движения (в таком случае мы
говорим о психологическом портрете) или включается в ход размышлений и
переживаний героя (например, реальный топор и образ этого топора в
душевной жизни Раскольникова).
По характеру художественного воздействия различаются детали-подробности и детали-символы. Подробности
действуют в массе, описывая предмет или явление со всех мыслимых
сторон, символическая деталь единична, старается схватить сущность
явления разом, выделяя в ней главное. Современный литературовед Е. Добин
в этой связи предлагает разделять подробности и детали, полагая, что
деталь художественно выше подробности.
Однако вряд ли это так. И тот, и другой принцип использования
художественных деталей равноценны, каждый из них хорош на своем месте.
Вот, например, использование детали-подробности в описании интерьера в
доме Плюшкина: «На бюро… лежало множество всякой всячины: куча
исписанных мелко бумажек, накрытых мраморным позеленевшим прессом с
яичком наверху, какая-то старинная книга в кожаном переплете с красным
обрезом, лимон, весь высохший, ростом не более лесного ореха,
отломленная ручка кресел, рюмка с какой-то жидкостью и тремя мухами,
накрытая письмом, кусочек сургучика, кусочек где-то поднятой тряпки, два
пера, запачканные чернилами, высохшие, как в чахотке, зубочистка,
совершенно пожелтевшая».
Здесь Гоголю необходимо именно множество
подробностей, чтобы усилить впечатление бессмысленной скупости,
мелочности и убогости жизни героя. Деталь-подробность создает также
особую убедительность в описаниях предметного мира. С помощью
детали-подробности передаются и сложные психологические состояния, здесь
этот принцип использования детали незаменим. Символическая же деталь
имеет свои преимущества, в ней удобно выражать общее впечатление о
предмете или явлении, с ее помощью хорошо улавливается общий
психологический тон. Деталь-символ часто с большой ясностью передает и
авторское отношение к изображаемому — таков, например, халат Обломова в
романе Гончарова.
Перейдем теперь к конкретному рассмотрению разновидностей художественных деталей. |