Одной из наиболее распространенных практических трудностей, возникающих
при анализе содержания, является неразличение или отождествление темы,
проблемы и идеи. Для того чтобы эту трудность преодолеть, необходимо
помнить, что художественная логика — это во многом последовательность
движения авторской и читательской мысли от темы через проблему к идее.
На уровне тематики речь идет исключительно о предмете отражения, о
материале для последующей постановки проблемы. В теме еще нет
проблемности и оценочности, тема — это своего рода констатация: «автор
отразил такие-то и такие-то характеры в таких-то и таких-то ситуациях».
Уровень проблематики — это уровень постановки вопросов, обсуждения той
или иной системы ценностей, установления значимых связей между явлениями
действительности, это та сторона художественного содержания, где
читатель приглашается автором к активному разговору. Наконец, область
идей — это область решений и выводов, идея всегда что-то отрицает или
утверждает. Так, в рассказе Чехова «Толстый и тонкий» темой будет мелкое
русское чиновничество конца XIX в.; проблемой — добровольное холопство,
господствующее в этой среде, вопрос о том, почему и ради чего человек
идет на самоунижение, то есть проблематика социокультурная; идеей —
утверждение чести и внутреннего достоинства, неприятие и отрицание
добровольного лакейства. Как мы видим, тема сама по себе нейтральна,
проблематика обнаруживает авторский подход к теме и сопоставляет
различные жизненные ценности, идея утверждает одну систему ценностей и
отрицает другую. Строгого следования теоретическим определениям вполне
достаточно, чтобы не путаться в определении темы, проблемы и идеи;
добавим еще, что во многом это дело навыка, как и любой другой
технический прием, поэтому следует почаще тренироваться в
самостоятельном определении сторон художественного содержания. |