|
Главная » Файлы » ПРИНЦИПЫ И ПРИЕМЫ АНАЛИЗА ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ |
|
В категории материалов: 60 Показано материалов: 31-60 |
Страницы: « 1 2 |
Сортировать по:
Дате ·
Названию ·
Рейтингу ·
Комментариям ·
Загрузкам ·
Просмотрам
Нам осталось сказать несколько слов о речевой
характеристике персонажей, но этот вопрос для учителя-практика не
представляет обыкновенно большой сложности. Единственно от чего следует
предостеречь, так это от смешения понятий при анализе речи героев. |
Детали изображенного мира и их словесные обозначения в
литературном произведении располагаются определенным образом, с особым
художественным смыслом. Такое расположение и составляет третью
структурную сторону художественной формы — композицию. |
Прежде чем приступить к анализу более глубоких слоев
композиции, нам надо познакомиться с основными композиционными приемами.
Их немного; основных всего четыре: повтор, усиление, противопоставление
и монтаж. |
Художественная форма произведения складывается из
отдельных образов. Их последовательность и взаимодействие между собой —
важный момент, который непременно должен быть проанализирован, без чего
зачастую нельзя понять ни оттенки художественного содержания, ни
своеобразие воплощающей его формы. |
Перейдем теперь к более знакомому материалу. При анализе
эпических и драматических произведений много внимания приходится
уделять композиции системы персонажей, то есть действующих лиц
произведения (подчеркнем — анализу не самих персонажей, а их взаимных
связей и отношений, то есть композиции). |
Композиционно организуется и речевая ткань произведения.
В частности, для эпического произведения очень важна организация
повествования, особенно в том случае, если на протяжении произведения
происходит смена повествовательных манер. |
Теперь займемся анализом несколько более привычной
категории — сюжета и его места в композиции произведения. Прежде всего
уточним термины, ибо под сюжетом и практическом литературоведении
нередко понимают самые разные вещи. |
Конфликт развивается по мере движения сюжета. Стадии
развития конфликта получили название сюжетных элементов. Это экспозиция,
завязка, развитие действия, кульминация и развязка. |
Существуют сюжеты двух типов. В первом типе развитие
действия происходит напряженно и сколько возможно стремительно, в
событиях сюжета заключается основной смысл и интерес для читателя,
сюжетные элементы четко выражены, а развязка несет огромную
содержательную нагрузку. |
Как соотносится сюжет с композицией произведения? Из
сказанного выше ясно, что понятие композиции является более широким и
универсальным, чем понятие сюжета. Сюжет вписывается в общую композицию
произведения, занимая в нем то или иное, более или менее важное место в
зависимости от намерений автора. |
Помимо сюжета, в композиции произведения существуют еще и
так называемые внесюжетные элементы, которые зачастую бывают не менее, а
то и более важны, чем сам сюжет. |
Композиция любого литературного произведения строится с
таким расчетом, чтобы от начала к концу читательское напряжение не
ослабевало, а усиливалось. |
В заключение скажем о тех общих свойствах или типах
композиции, в которых воплощается художественное своеобразие
произведения. В самом общем виде можно выделить два типа композиции —
назовем их условно простым и сложным. |
Анализ — важнейший метод научного постижения
литературного произведения. Но аналитическое расчленение целого на
составляющие не может быть самоцелью. |
В литературоведении термин «интерпретация» означает
толкование, постижение целостного смысла художественного произведения,
его идеи, концепции. Различают интерпретацию читательскую (первичную),
научную и творчески-образную. |
Основную и наиболее общую проблему, которая встает перед
теорией интерпретации, можно, по-видимому, сформулировать так: возможна
ли (хотя бы в принципе, теоретически) адекватная интерпретация? |
При целостном анализе формы в ее содержательной
обусловленности на первый план выходит категория, отражающая эту
цельность, — стиль. |
Как уже говорилось, стиль есть выражение эстетической
целостности произведения. Это предполагает подчинение всех элементов
формы единой художественной закономерности, наличие организующего
принципа стиля. Этот организующий принцип как бы пронизывает всю
структуру формы, определяя характер и функции любого ее элемента. |
Целостность стиля с наибольшей отчетливостью проявляется в системе стилевых доминант, с
выделения и анализа которых и следует начинать рассмотрение стиля. |
Однако не только наличием доминант, управляющих
строением формы, создается целостность стиля. В конечном итоге эта
целостность, как и само появление той или иной стилевой доминанты,
диктуется принципом функциональности стиля, под которым подразумевается
его способность адекватно воплощать художественное содержание: ведь
стиль — это содержательная форма. |
В понятии художественного стиля неотъемлемым признаком
мыслится оригинальность, непохожесть на другие стили. Индивидуальный
писательский стиль, таким образом, легко опознаваем в любом произведении
или даже фрагменте, причем это опознание происходит как на уровне
синтетическом (первичное восприятие), так и на уровне анализа. |
Чтобы более или менее исчерпывающе познать
художественное произведение, необходимо в идеале пройти все три ступени
его научного рассмотрения, ничего в них не пропуская. |
К тому же следует учесть (и это очень важно для
понимания принципа целостности), что на уровне доминант яснее всего
прослеживается единство и соответствие формы и содержания. |
Общим местом в методической, учебной и даже научной
литературе, не говоря уж о практике преподавания, стало, например,
одинаковое для всех писателей определение критической направленности:
«обличает и бичует» у нас и Лермонтов, и Гоголь, и Некрасов, и Толстой, и
Щедрин, и Чехов… |
Литературными родами в литературоведении называются
крупные классы произведений — эпос, лирика, драма (драматургия), а также
промежуточная форма лиро-эпики. |
Лирика как литературный род противостоит эпосу, и
драматургии, поэтому при ее анализе следует в высшей степени учитывать
родовую специфику. Если эпос и драма воспроизводят человеческое бытие,
объективную сторону жизни, то лирика — человеческое сознание и
подсознание, субъективный момент. |
Лиро-эпические произведения представляют собой, как
видно из названия, синтез эпического и лирического начал. От эпоса
лиро-эпика берет наличие повествования, сюжетность (хотя и ослабленную),
систему персонажей (менее развитую, чем в эпосе), воспроизведение
предметного мира. |
Категория жанра в анализе художественного произведения
имеет несколько меньшее значение, нежели категория рода, но в ряде
случаев знание жанровой природы произведения может помочь в анализе,
указать, на какие стороны следует обратить внимание. |
Литературное произведение, с одной стороны
самодостаточно и замкнуто в себе самом, а с другой — разными гранями
соприкасается с внетекстовой действительностью — контекстом. Под
контекстом в широком смысле слова понимается вся совокупность явлений,
связанных с текстом художественного произведения, но в то же время
внеположных ему. |
Все, о чем говорилось до сих пор,
относилось к области литературоведческой техники. В принципе, при
базовом филологическом образовании и известном усердии, овладеть ей
может каждый. |
| |