Созданное автором художественное произведение в
дальнейшем воспринимается читателями, то есть начинает жить своей
относительно самостоятельной жизнью, выполняя при этом определенные
функции. Рассмотрим важнейшие из них.
Служа, по выражению Чернышевского, «учебником жизни»,
так или иначе объясняя жизнь, литературное произведение выполняет
познавательную или гносеологическую функцию. Может возникнуть вопрос:
зачем эта функция нужна литературе, искусству, если существует наука,
прямая задача которой познавать окружающую действительность? Но дело в
том, что искусство познает жизнь в особом ракурсе, только ему одному
доступном и поэтому незаменимом никаким другим познанием. Если науки
расчленяют мир, абстрагируют в нем отдельные его стороны и изучают
каждая соответственно свой предмет, то искусство и литература познают
мир в его целостности, нерасчлененности, синкретичности. Поэтому объект
познания в литературе может отчасти совпадать с объектом тех или иных
наук, особенно «человековедческих»: истории, философии, психологии и
т. д., но никогда с ним не сливается. Специфическим для искусства и
литературы остается рассмотрение всех аспектов человеческой жизни в
нерасчлененном единстве, «сопряжение» (Л.Н. Толстой) самых разных
жизненных явлений в единую целостную картину мира. Литературе жизнь
открывается в ее естественном течении; при этом литературу весьма
интересует та конкретная повседневность человеческого существования, в
которой перемешано большое и малое, закономерное и случайное,
психологические переживания и… оторвавшаяся пуговица. Наука,
естественно, не может ставить себе целью осмыслить эту конкретную
бытийность жизни во всей ее пестроте, она должна абстрагироваться от
подробностей и индивидуально-случайных «мелочей», чтобы видеть общее. Но
в аспекте синкретичности, целостности, конкретности жизнь тоже
нуждается в осмыслении, и эту задачу берут на себя именно искусство и
литература.
Специфический ракурс познания действительности
обусловливает и специфический способ познания: в отличие от науки
искусство и литература познают жизнь, как правило, не рассуждая о ней, а
воспроизводя ее — иначе и невозможно осмыслить действительность в ее
синкретичности и конкретности.
Заметим, кстати, что «обыкновенному» человеку,
обыденному (не философскому и не научному) сознанию жизнь предстает
именно такой, какой она воспроизводится в искусстве — в ее
нерасчлененности, индивидуальности, естественной пестроте.
Следовательно, обыденное сознание более всего нуждается именно в таком
истолковании жизни, которое предлагают искусство и литература. Еще
Чернышевский проницательно подметил, что «содержанием искусства
становится все, что в действительной жизни интересует человека (не как
ученого, а просто как человека)».
Вторая важнейшая функция художественного произведения —
оценочная, или аксиологическая. Она состоит прежде всего в том, что, по
выражению Чернышевского, произведения искусства «могут иметь значение
приговора явлениям жизни». Изображая те или иные жизненные явления,
автор, естественно, определенным образом их оценивает. Все произведение
оказывается проникнуто авторским, заинтересованно-пристрастным чувством,
в произведении складывается целая система художественных утверждений и
отрицаний, оценок. Но дело не только в прямом «приговоре» тем или иным
конкретным явлениям жизни, отраженным в произведении. Дело в том, что
каждое произведение несет в себе и стремится утвердить в сознании
воспринимающего некоторую систему ценностей, определенный тип
эмоционально-ценностной ориентации. В этом смысле оценочной функцией
обладают и такие произведения, в которых нет «приговора» конкретным
жизненным явлениям. Таковы, например, многие лирические произведения.
На основе познавательной и оценочной функций
произведение оказывается способно выполнять третью важнейшую функцию —
воспитательную. Воспитывающее значение произведений искусства и
литературы было осознано еще в античности, и оно действительно очень
велико. Важно только не суживать это значение, не понимать его
упрощенно, как выполнение какой-то конкретной дидактической задачи. Чаще
всего в воспитательной функции искусства акцент делается на том, что
оно учит подражать положительным героям или побуждает человека к тем или
иным конкретным действиям. Все это так, но воспитывающее значение
литературы к этому отнюдь не сводится. Эту функцию литература и
искусство осуществляют прежде всего тем, что формируют личность
человека, влияя на его систему ценностей, исподволь учат его мыслить и
чувствовать. Общение с произведением искусства в этом смысле очень
похоже на общение с хорошим, умным человеком: вроде бы ничему
конкретному он вас не научил, никаких советов или жизненных правил не
преподал, а вы тем не менее чувствуете себя добрее, умнее, духовно
богаче.
Особое место в системе функций произведения принадлежит
функции эстетической, которая состоит в том, что произведение оказывает
на читателя мощное эмоциональное воздействие, доставляет ему
интеллектуальное, а иногда и чувственное наслаждение, словом,
воспринимается личностно. Особая роль именно этой функции определяется
тем, что без нее невозможно осуществление всех других функций —
познавательной, оценочной, воспитательной. В самом деле, если
произведение не тронуло душу человека, попросту говоря, не понравилось,
не вызвало заинтересованной эмоционально-личностной реакции, не
доставило наслаждения — значит, весь труд пропал даром. Если еще
возможно холодно и равнодушно воспринять содержание научной истины или
даже моральной доктрины, то содержание художественного произведения
необходимо пережить, чтобы понять. А это становится возможным прежде
всего благодаря эстетическому воздействию на читателя, зрителя,
слушателя.
Безусловной методической ошибкой, особенно опасной в
школьном преподавании, является поэтому распространенное мнение, а
иногда даже подсознательная уверенность в том, что эстетическая функция
произведений литературы не так важна, как все прочие. Из сказанного
ясно, что дело обстоит как раз наоборот — эстетическая функция
произведения является едва ли не важнейшей, если вообще можно говорить о
сравнительной важности всех задач литературы, реально существующих в
нерасторжимом единстве. Поэтому наверняка целесообразно, прежде чем
начинать разбирать произведение «по образам» или толковать его смысл,
дать школьнику тем или иным путем (иногда достаточно хорошего чтения)
почувствовать красоту этого произведения, помочь ему испытать от него
наслаждение, положительную эмоцию. А что помощь здесь, как правило,
нужна, что эстетическому восприятию тоже необходимо учить — в этом не
может быть сомнений.
Методический смысл сказанного состоит прежде всего в том, что следует не заканчивать изучение
произведения эстетическим аспектом, как это делается в подавляющем
большинстве случаев (если вообще до эстетического анализа доходят руки),
а начинать с него. Ведь есть реальная опасность, что без этого и
художественная истина произведения, и его нравственные уроки, и
заключенная в нем система ценностей будут восприняты лишь формально.
Наконец, следует сказать и еще об одной функции
литературного произведения — функции самовыражения. Эту функцию
обыкновенно не относят к важнейшим, поскольку предполагается, что она
существует только для одного человека — самого автора. Но ведь на самом
деле это не так, и функция самовыражения оказывается гораздо шире,
значение же ее — гораздо существеннее для культуры, чем представляется
на первый взгляд. Дело в том, что в произведении может находить
выражение не только личность автора, но и личность читателя. Воспринимая
особенно понравившееся, особенно созвучное нашему внутреннему миру
произведение, мы отчасти отождествляем себя с автором, и цитируя
(полностью или частично, вслух или про себя), говорим уже «от своего
лица». Общеизвестное явление, когда человек выражает свое
психологическое состояние или жизненную позицию любимыми строчками,
наглядно иллюстрирует сказанное. Каждому из личного опыта известно
ощущение, что писатель теми или иными словами или произведением в целом
выразил наши сокровенные мысли и чувства, которые мы не умели так
совершенно выразить сами. Самовыражение посредством художественного
произведения оказывается, таким образом, уделом не единиц — авторов, а
миллионов — читателей.
Но значение функции самовыражения оказывается еще более
важным, если мы вспомним, что в отдельных произведениях может находить
воплощение не только внутренний мир индивидуальности, но и душа народа,
психология социальных групп и т. п. В «Интернационале» нашел
художественное самовыражение пролетариат всего мира; в зазвучавшей в
первые дни войны песне «Вставай, страна огромная…» выразил себя весь наш
народ.
Функция самовыражения, таким образом, несомненно, должна
быть причислена к важнейшим функциям художественного произведения. Без
нее трудно, а подчас и невозможно понять реальную жизнь произведения в
умах и душах читателей, по достоинству оценить важность и незаменимость
литературы и искусства в системе культуры. |