Обыкновенно в качестве третьего структурного компонента
содержания наряду с тематикой и проблематикой называют идею. Однако на
самом деле завершающий «этаж» содержания не сводится к идее, а
оказывается гораздо сложнее, почему мы и вводим термин «идейный мир»
произведения. В него целесообразно включать, помимо собственно идеи, еще
систему авторских оценок, авторский идеал и пафос произведения.
Если тематика — это область отражения реальности, а
проблематика — область постановки вопросов, то идейный мир — область
художественных решений, это своего рода «завершение» художественного
содержания. Это та сфера, где становится ясным авторское отношение к
миру и к отдельным его проявлениям, авторская позиция; здесь
определенная система ценностей утверждается или отрицается, отвергается
автором.
Авторские оценки
Первым и наиболее очевидным проявлением авторской
позиции становится система авторских оценок. Любой художественный образ
не представляет собой механического копирования, в него вносится
активное авторское пристрастно-избирательное отношение к изображенному.
Достаточно часто система авторских оценок в литературном произведении
понятна без специального анализа: так, нам ясно, что Фонвизин
положительно оценивает характеры Правдина, Стародума, Милона, Софьи и
отрицательно — Скотинина, Простаковой, Митрофанушки; очевидно
положительное отношение Л. Толстого к семье, основанной на любви, и его
отрицательное отношение к войне как к «противному человеческой природе»
делу.
Однако в реалистических произведениях мы все же чаще встречаемся
со сложной авторской оценкой того или иного характера, с оценкой,
включающей в себя как положительное, так и отрицательное. Это происходит
в силу того, что сами характеры неоднозначны, содержат в себе
противоположные тенденции, которые невозможно оценить только со знаком
плюс или минус. Таковы характеры (и, соответственно, оценки характеров)
Онегина и Ленского, Печорина, Раскольникова, Андрея Болконского,
Лопахина и многих других литературных персонажей. В этих случаях
особенно опасно делить героев на строго положительных и строго
отрицательных — стремление во что бы то ни стало «отделить агнцев от
козлищ» приводит в таких случаях к существенному искажению авторской
мысли и в конечном счете — всего содержания произведения.
Не менее
опасно пытаться расчленить характер таким образом, чтобы он распался на
группу положительных и группу отрицательных свойств — такую процедуру
нередко проделывают в практике школьного анализа с наиболее сложными и
неоднозначными характерами, такими, как Печорин, Базаров, Раскольников. В
этом случае ошибка не столь явно выражена, однако не менее опасна:
живая индивидуальность, созданная автором, превращается в схему, в некий
«коктейль», в котором в той или иной пропорции «смешаны» положительные и
отрицательные черты. Между тем реалистический характер представляет
собой сложное единство, которое не поддается механическому разложению, и
часто одна и та же его черта в зависимости от обстоятельств, формы
проявления и т. п. поворачивается то своей позитивной, то негативной
стороной.
Прокомментируем сказанное на примере тургеневского Базарова.
Безусловно неправомерно, как это нередко делают, считать положительными
сторонами его характера силу духа, практичность, умение отстаивать свои
убеждения и т. п., а отрицательными — презрительное отношение к природе,
искусству, «романтизму» в человеческих отношениях. Неправомерно прежде
всего потому, что и те и другие свойства вырастают из общего корня — из
высокой самооценки Базарова, из его гордости, неразличимо переходящей в
гордыню. Привыкший рассчитывать и опираться только на самого себя,
Базаров отвергает все, чего не понимает — это-то отчасти и дает ему
силу, стойкость, убежденность. Характер не поддается механическому
разложению на качества «плохие» и «хорошие», словно дело как будто
только в том, чтобы избавиться от плохих, сохранив хорошие, — и перед
нами идеальный герой. В художественном мире, как и в жизни, все гораздо
сложнее, и недостатки часто предстают продолжением достоинств или их
модификацией.
Из сказанного ясно, что наличие в произведении сложной,
неоднозначной оценки характеров и ситуаций — качественно особый случай,
который нельзя свести к комбинации положительной и отрицательной оценок;
к этому не следует и стремиться, не смущаясь тем обстоятельством, что
тот или иной герой, с точки зрения авторской оценки, останется «неясным»
— это нормально и естественно, как нормальны и естественны сложные
оценки людей и явлений в самой действительности. |