Следующий тип, выделенный Г.Н. Поспеловым, —
проблемаитка национально-историческая. Создатели произведений, в которых
воплощался этот тип проблематики, «интересовались в основном
историческим становлением и судьбой целых народностей», «национальной
судьбой».
Здесь сразу необходимо уточнить, что понимание Г.Н.
Поспеловым данной проблематики несколько узко. К ней ученый относит лишь
те произведения, которые посвящены или вызваны к жизни переломными
моментами в истории народа, нации. Однако если учесть, что важнейшей
проблемой в произведениях данного типа является проблема сущности
национального характера — более глубинная, нежели проблема внешнего
исторического бытия нации, народа, — то круг произведений, входящих в
данный тип, придется существенно расширить. Наряду с национальными
поэмами, отражающими складывание национальной государственности
(«Илиада» Гомера, «Слово о полку Игореве», «Витязь в тигровой шкуре» Ш.
Руставели), с произведениями в новой литературе, вызванными к жизни
моментами межгосударственных и внутринациональных конфликтов
(«Клеветникам России» Пушкина, «Хождение по мукам» А.Н. Толстого,
«Василий Теркин» Твардовского и др.). существуют и произведения, в
которых проблемы национального характера, национальной самобытности
(национального менталитета, как сказали бы сейчас) ставятся и решаются
на совершенно «мирном», даже бытовом материале. К таким произведениям
можно отнести стихотворение Тютчева «Умом Россию не понять…», цикл М.Е.
Салтыкова-Щедрина «За рубежом», рассказы Лескова «Левша» и «Железная
воля», рассказы Чехова «Глупый француз», «Дочь Альбиона»,
«Перекати-поле»; «Русские сказки» Горького, «Балладу о русской игрушке» и
«Балладу о печерском Муромце» Е. Евтушенко и т. п. В этой связи
представляется также уместным несколько изменить сам термин,
предложенный Г.Н. Поспеловым, и говорить не о
«национально-исторической», а просто о национальной проблематике. |