| Естественными формами существования изображенного мира 
(как, впрочем, и мира время и реального) являются время и пространство. 
Время и пространство в литературе представляют собой своего рода 
условность, от характера которой зависят разные формы 
пространственно-временной организации художественного мира. 
 Среди других искусств литература наиболее свободно 
обращается со временем и пространством (конкуренцию в этом отношении 
может составить лишь искусство кино). В частности, литература может 
показывать события, происходящие одновременно в разных местах: для этого
 рассказчику достаточно ввести в повествование формулу «А тем временем 
там-то происходило то-то» или аналогичную. Так же просто литература 
переходит из одного временного пласта в другой (особенно из настоящего в
 прошлое и обратно); наиболее ранними формами такого временного 
переключения были воспоминания и рассказ какого-либо героя — их мы 
встречаем уже у Гомера. 
 Еще одним важным свойством литературного времени и 
пространства является их дискретность (прерывность). Применительно ко 
времени это особенно важно, поскольку литература воспроизводит не весь 
временной поток, а выбирает из него лишь художественно значимые 
фрагменты, обозначая «пустые» интервалы формулами типа «долго ли, 
коротко ли», «прошло несколько дней» и т. п. Такая временная 
дискретность служит мощным средством динамизации сначала сюжета, а 
впоследствии и психологизма. 
 Фрагментарность художественного пространства отчасти 
связана со свойствами художественного времени, отчасти же имеет 
самостоятельный характер. Так, мгновенная смена 
пространственно-временных координат, естественная для литературы 
(например, перенесение действия из Петербурга в Обломовку в романе 
Гончарова «Обломов») делает ненужным описание промежуточного 
пространства (в данном случае — дороги). Дискретность же собственно 
пространственных образов состоит в том, что в литературе то или иное 
место может описываться не во всех деталях, а лишь обозначаться 
отдельными приметами, наиболее значимыми для автора и имеющими высокую 
смысловую нагрузку. Остальная же (как правило, большая) часть 
пространства «достраивается» в воображении читателя. Так, место действия
 в «Бородино» Лермонтова обозначено всего четырьмя отрывочными деталями:
 «большое поле», «редут», «пушки и леса синие верхушки». Так же 
отрывочно, например, описание деревенского кабинета Онегина: отмечены 
лишь «лорда Байрона портрет», статуэтка Наполеона и — чуть позже — 
книги. Такая дискретность времени и пространства ведет к значительной 
художественной экономии и повышает значимость отдельной образной детали. 
 Характер условности литературного времени и пространства
 в сильнейшей степени зависит от рода литературы. В лирике эта 
условность максимальна; в лирических произведениях может, в частности, 
вообще отсутствовать образ пространства — например, в стихотворении 
Пушкина «Я вас любил…». В других случаях пространственные координаты 
присутствуют лишь формально, являясь условно-иносказательными: так, 
невозможно, например, говорить, что пространством пушкинского «Пророка» 
является пустыня, а лермонтовского «Паруса» — море. Однако в то же время
 лирика способна и воспроизводить предметный мир с его пространственными
 координатами, которые обладают большой художественной значимостью. Так,
 в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…» 
противопоставление пространственных образов бального зала и «царства 
дивного» воплощает очень важную для Лермонтова антитезу цивилизации и 
природы. 
 С художественным временем лирика обращается так же 
свободно. Мы часто наблюдаем в ней сложное взаимодействие временных 
пластов: прошлого и настоящего («Когда для смертного умолкнет шумный 
день…» Пушкина), прошлого, настоящего и будущего («Я не унижусь пред 
тобою…» Лермонтова), бренного человеческого времени и вечности («С горы 
скатившись, камень лег в долине…» Тютчева). Встречается в лирике и 
полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в 
стихотворениях Лермонтова «И скучно и грустно» или Тютчева «Волна и 
дума» — временную координату таких произведений можно определить словом 
«всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим
 героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем 
говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности», 
«Минута», не говоря уже о более глубинных образах. Однако во всех 
случаях лирическое время обладает большой степенью условности, а часто и
 абстрактности. 
 Условность драматического времени и пространства связана
 в основном с ориентацией драмы на театральную постановку. Разумейся, у 
каждого драматурга свое построение пространственно-временного образа, но
 общий характер условности остается неизменным: «Какую бы значительную 
роль в драматических произведениях ни приобретали повествовательные 
фрагменты, как бы ни дробилось изображаемое действие, как бы ни 
подчинялись звучащие вслух высказывания персонажей логике их внутренней 
речи, драма привержена к замкнутым в пространстве и времени картинам». 
 Наибольшей свободой обращения с художественным временем и
 пространством обладает эпический род; в нем же наблюдаются и наиболее 
сложные и интересные эффекты в этой области. 
 По особенностям художественной условности литературное 
время и пространство можно разделить на абстрактное и конкретное. 
Особенно важно это разделение для художественного пространства. 
Абстрактным будем называть такое пространство, которое обладает высокой 
степенью условности и которое в пределе можно воспринимать как 
пространство «всеобщее», с координатами «везде» или «нигде». Оно не 
имеет выраженной характерности и поэтому не оказывает никакого влияния 
на художественный мир произведения: не определяет характер и поведение 
человека, не связано с особенностями действия, не задает никакого 
эмоционального тона и т. п. Так, в пьесах Шекспира место действия либо 
вообще вымышлено («Двенадцатая ночь», «Буря»), либо не оказывает 
никакого влияния на характеры и обстоятельства («Гамлет», «Кориолан», 
«Отелло»). По верному замечанию Достоевского, «его итальянцы, например, 
почти сплошь те же англичане».
 Подобным же образом строится художественное пространство в драматургии 
классицизма, во многих романтических произведениях (баллады Гете, 
Шиллера, Жуковского, новеллы Э. По, «Демон» Лермонтова), в литературе 
декадентства (пьесы М. Метерлинка, Л. Андреева) и модернизма («Чума» А. 
Камю, пьесы Ж.-П. Сартра, Э. Ионеско). 
 Напротив, пространство конкретное не просто 
«привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям, 
но активно влияет на всю структуру произведения. В частности, для 
русской литературы XIX в. характерна конкретизация пространства, 
создание образов Москвы, Петербурга, уездного города, усадьбы и т. п., о
 чем говорилось выше в связи с категорией литературного пейзажа. 
 В XX в. ясно обозначилась еще одна тенденция: 
своеобразное сочетание в пределах художественного произведения 
конкретного и абстрактного пространства, их взаимное «перетекание» и 
взаимодействие. При этом конкретному месту действия придается 
символический смысл и высокая степень обобщения. Конкретное пространство
 становится универсальной моделью бытия. У истоков этого явления в 
русской литературе стояли Пушкин («Евгений Онегин», «История села 
Горюхина»), Гоголь («Ревизор»), далее Достоевский («Бесы», «Братья 
Карамазовы»); Салтыков-Щедрин «История одного города»), Чехов 
(практически все зрелое творчество). В XX же веке эта тенденция находит 
выражение в творчестве А. Белого («Петербург»), Булгакова («Белая 
гвардия», «Мастер и Маргарита»), Вен. Ерофеева («Москва-Петушки»), а в 
зарубежной литературе — у М. Пруста, У. Фолкнера, А. Камю 
(«Посторонний») и др. 
 (Интересно, что аналогичная тенденция превращать 
реальное пространство в символическое наблюдается в XX в. и в некоторых 
других искусствах, в частности, в кино: так, в фильмах Ф. Копполы 
«Апокалипсис сегодня» и Ф. Феллини «Репетиция оркестра» вполне 
конкретное вначале пространство постепенно, к концу трансформируется в 
нечто мистико-символическое.) 
 С абстрактным или конкретным пространством обыкновенно 
связаны и соответствующие свойства художественного времени. Так, 
абстрактное пространство басни сочетается с абстрактным временем: «У 
сильного всегда бессильный виноват…», «И в сердце льстец всегда отыщет
 уголок…» и т. п. В данном случае осваиваются наиболее универсальные 
закономерности человеческой жизни, вневременные и внепространственные. И
 наоборот: пространственная конкретика обыкновенно дополняется 
временной, как, например, в романах Тургенева, Гончарова, Толстого и др. 
 Формами конкретизации художественного времени выступают,
 во-первых, «привязка» действия к реальным историческим ориентирам и, 
во-вторых, точное определение «циклических» временных координат: времен 
года и времени суток. Первая форма получила особенное развитие в 
эстетической системе реализма XIX–XX вв. (так, Пушкин настойчиво 
указывав, что в его «Евгении Онегине» время «расчислено по календарю»), 
хотя возникла, конечно, гораздо раньше, видимо, уже в античности. Но 
мера конкретности в каждом отдельном случае будет разной и в разной 
степени акцентированной автором. Например, в «Войне и мире» Толстого, 
«Жизни Клима Самгина» Горького, «Живых и мертвых» Симонова и т. п. 
художественных мирах реальные исторические события непосредственно 
входят в текст произведения, а время действия определяется с точностью 
не только до года и месяца, но часто и одного дня. А вот в «Герое нашего
 времени» Лермонтова или «Преступлении и наказании» Достоевского 
временные координаты достаточно расплывчаты и угадываются по косвенным 
признакам, но вместе с тем привязка в первом случае к 30-м, а во втором к
 60-м годам достаточно очевидна. 
 Изображение времени суток издавно имело в литературе и 
культуре определенный эмоциональный смысл. Так, в мифологии многих стран
 ночь — это время безраздельного господства тайных и чаще всего злых 
сил, а приближение рассвета, возвещаемого криком петуха, несло 
избавление от нечистой силы. Явственные следы этих верований можно легко
 обнаружить в литературе вплоть до сегодняшнего дня («Мастер и 
Маргарита» Булгакова, например). 
 Эти эмоционально-смысловые значения в определенной мере 
сохранились и в литературе XIX–XX вв. и даже стали устойчивыми 
метафорами типа «заря новой жизни». Однако для литературы этого периода 
более характерна иная тенденция — индивидуализировать 
эмоционально-психологический смысл времени суток применительно к 
конкретному персонажу или лирическому герою. Так, ночь может становиться
 временем напряженных раздумий («Стихи, сочиненные ночью во время 
бессонницы» Пушкина), тревоги («Подушка уже горяча…» Ахматовой), тоски 
(«Мастер и Маргарита» Булгакова). Утро тоже может менять эмоциональную 
окраску на прямо противоположную, становясь временем печали («Утро 
туманное, утро седое…» Тургенева, «Пара гнедых» А.Н. Апухтина, «Хмурое 
утро» А.Н. Толстого). Вообще индивидуальных оттенков в эмоциональной 
окраске времени существует в новейшей литературе великое множество. 
 Время года было освоено в культуре человечества с самых 
давних времен и ассоциировалось в основном с земледельческим циклом. 
Почти во всех мифологиях осень — это время умирания, а весна — 
возрождения. Эта мифологическая схема перешла в литературу, и ее следы 
можно найти в самых разных произведениях. Однако более интересными и 
художественно значимыми являются индивидуальные образы времени года у 
каждого писателя, исполненные, как правило, психологического смысла. 
Здесь наблюдаются уже сложные и неявные соотношения между временем года и
 душевным состоянием, дающие очень широкий эмоциональный разброс («Я не 
люблю весны…» Пушкина — «Я более всего весну люблю…» Есенина). 
Соотнесение психологического состояния персонажа и лирического героя с 
тем или иным сезоном становится в некоторых случаях относительно 
самостоятельным объектом осмысления — здесь можно вспомнить чуткое 
ощущение Пушкиным времен года («Осень»), «Снежные маски» Блока, 
лирическое отступление в поэме Твардовского «Василий Теркин»: «А в какое
 время года // Легче гибнуть на войне?» Одно и то же время года у разных
 писателей индивидуализируется, несет разную психологическую и 
эмоциональную нагрузку: сравним, например, тургеневское лето на природе и
 петербургское лето в «Преступлении и наказании» Достоевского; или почти
 всегда радостную чеховскую весну («Чувствовался май, милый май!» — 
«Невеста») с весной в булгаковском Ершалаиме («О какой страшный месяц 
нисан в этом году!»). 
 Как и локальное пространство, конкретное время может 
обнаруживать в себе начала времени абсолютного, бесконечного, как, 
например, в «Бесах» и «Братьях Карамазовых» Достоевского, в поздней 
прозе Чехова («Студент», «По делам службы» и др.), в «Мастере и 
Маргарите» Булгакова, романах М. Пруста, «Волшебной горе» Т. Манна и др. 
 Как в жизни, так и в литературе пространство и время не 
даны нам в чистом виде. О пространстве мы судим по заполняющим его 
предметам (в широком смысле), а о времени — по происходящим в нем 
процессам. Для практического анализа художественного произведения важно 
хотя бы качественно («больше — меньше») определить заполненность, 
насыщенность пространства и времени, так как этот показатель часто 
характеризует стиль произведения. Например, стилю Гоголя присуще в 
основном максимально заполненное пространство, о чем мы говорили выше. 
Несколько меньшую, но все-таки значимую насыщенность пространства 
предметами и вещами находим у Пушкина («Евгений Онегин», «Граф Нулин»), 
Тургенева, Гончарова, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова. А вот в
 стилевой системе, например, Лермонтова пространство практически не 
заполнено. Даже в «Герое нашего времени», не говоря уже о таких 
произведениях, как «Демон», «Мцыри», «Боярин Орша» мы не можем 
представить себе ни одного конкретного интерьера, да и пейзаж чаще всего
 абстрактен и отрывочен. Нет предметной насыщенности пространства и у 
таких писателей, как Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин, В. Набоков, А. 
Платонов, Ф. Искандер и др. 
 Интенсивность художественного времени выражается в его 
насыщенности событиями (при этом под «событиями» будем понимать не 
только внешние, но и внутренние, психологические). Здесь возможны три 
варианта: средняя, «нормальная» заполненность времени событиями; 
увеличенная интенсивность времени (возрастает количество событий на 
единицу времени); уменьшенная интенсивность (насыщенность событиями 
минимальна). Первый тип организации художественного времени представлен,
 например, в «Евгении Онегине» Пушкина, романах Тургенева, Толстого, 
Горького. Второй тип — в произведениях Лермонтова, Достоевского, 
Булгакова. Третий — у Гоголя, Гончарова, Лескова, Чехова. 
 Повышенная насыщенность художественного пространства 
сочетается, как правило, с пониженной интенсивностью художественного 
времени, и наоборот: пониженная заполненность пространства — с усиленной
 насыщенностью времени. 
 Для литературы как временного (динамического) вида 
искусства организация художественного времени в принципе более важна, 
чем организация пространства. Важнейшей проблемой здесь становится 
соотношение между временем изображенным и временем изображения. 
Литературное воспроизведение любого процесса или события требует 
определенного времени, которое, конечно, варьируется в зависимости от 
индивидуального темпа чтения, но все же обладает некоторой 
определенностью и так или иначе соотносится с временем протекания 
изображенного процесса. Так, «Жизнь Клима Самгина» Горького, которая 
охватывает сорок лет «реального» времени, требует для прочтения, 
конечно, гораздо меньшего временного промежутка. 
 Изображенное время и время изображения или, иначе, 
реальное» и художественное время, как правило, не совпадают, что нередко
 создает значимые художественные эффекты. Например, в «Повести о том, 
как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя между 
основными событиями сюжета и последним приездом рассказчика в Миргород 
проходит около полутора десятков лет, крайне скупо отмеченных в тексте 
(из событий этого периода упоминаются лишь смерти судьи Демьяна 
Демьяновича и кривого Ивана Ивановича). Но эти годы не были и абсолютно 
пустыми: все это время продолжалась тяжба, главные герои старели и 
приближались к неотвратимой смерти, занятые все тем же «делом», в 
сравнении с которым даже поедание дыни или чаепитие в пруду 
представляются занятиями, исполненными смысла. Временной интервал 
подготавливает и усиливает грустное настроение финала: что поначалу было
 только смешно, то делается печальным и едва ли не трагичным спустя 
полтора десятка лет. 
 В литературе зачастую возникают довольно сложные 
отношения между реальным и художественным временем. Так, в некоторых 
случаях реальное время вообще может равняться нулю: это наблюдается, 
например, при различного рода описаниях. Такое время называется 
бессобытийным. Но и событийное время, в котором хоть что-то происходит, 
внутренне неоднородно. В одном случае перед нами события и действия, 
существенно меняющие или человека, или взаимоотношения людей, или 
ситуацию в целом — такое время называется сюжетным. В другом случае 
рисуется картина устойчивого бытия, т. е. действий и поступков, 
повторяющихся изо дня в день, из года в год. В Системе такого 
художественного времени, которое часто называют «хроникально-бытовым», 
практически ничего не меняется. Динамика такого времени максимально 
условна, а его функция — воспроизводить устойчивый уклад жизни. Хороший 
пример такой временной организации — изображение культурно-бытового 
уклада семейства Лариных в «Евгении Онегине» Пушкина («Они хранили в 
жизни мирной // Привычки милой старины…»). Здесь, как и в некоторых 
других местах романа (изображение повседневных занятий Онегина в городе и
 в деревне, например), воспроизводится не динамика, а статика, не 
однократно бывшее, а всегда бывающее. 
 Умение определять тип художественного времени в 
конкретном произведении — очень важная вещь. Соотношение времени 
бессобытийного («нулевого»), хроникально-бытового и событийно-сюжетного 
во многом определяет темповую организацию произведения, что, в свою 
очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует 
субъективное читательское время. Так, «Мертвые души» Гоголя, в которых 
преобладает бессобытийное и хроникально-бытовое время, создают 
впечатление медленного темпа и требуют соответствующего «режима чтения» и
 определенного эмоционального настроя: художественное время неторопливо,
 таково же должно быть и время восприятия. Совершенно противоположной 
темповой организацией обладает, например, роман Достоевского 
«Преступление и наказание», в котором преобладает событийное время 
(напомним, что к «событиям» мы относим не только сюжетные перипетии, но и
 события внутренние, психологические). Соответственно и модус его 
восприятия, и субъективный темп чтения будут иными: зачастую роман 
читается просто «взахлеб», на одном дыхании, особенно в первый раз. 
 Историческое развитие пространственно-временной 
организации художественного мира обнаруживает вполне определенную 
тенденцию к усложнению. В XIX и особенно в XX в. писатели используют 
пространственно-временную композицию как особый, осознанный 
художественный прием; начинается своего рода «игра» со временем и 
пространством. Ее мысль, как правило, состоит в том, чтобы, сопоставляя 
разные времена и пространства, выявить как характерные свойства «здесь» и
 «сейчас», так и общие, универсальные законы человеческого бытия, 
независимые от времени и пространства; это осмысление мира в его 
единстве. Эту художественную идею очень точно и глубоко выразил Чехов в 
рассказе «Студент»: «Прошлое, — думал он, — связано с настоящим 
непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось, 
что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца,
 как дрогнул другой «…» правда и красота, направлявшие человеческую 
жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до
 сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни
 и вообще на земле». 
 В XX в. сопоставление, или, по меткому слову Толстого, 
«сопряжение» пространственно-временных координат стало характерным для 
очень многих писателей — Т. Манна, Фолкнера, Булгакова, Симонова, 
Айтматова и др. Один из наиболее ярких и художественно значимых примеров
 этой тенденции — поэма Твардовского «За далью — даль». 
Пространственно-временная композиция создает в ней образ эпического 
единства мира, в котором находится законное место и прошлому, и 
настоящему, и будущему; и маленькой кузнице в Загорье, и великой кузнице
 Урала, и Москве, и Владивостоку, и фронту, и тылу, и еще многому 
другому. В этой же поэме Твардовский образно и очень ясно сформулировал 
принцип пространственно-временной композиции: 
 
Есть два разряда путешествий: Один — пускаться с места вдаль, Другой — сидеть себе па месте, Листать обратно календарь. На этот раз резон особый Их сочетать позволит мне. И тот, и тот — мне кстати оба, И путь мой выгоден вдвойне.
 * * *
 Таковы основные элементы и свойства той стороны 
художественной формы, которую мы назвали изображенным миром. Следует 
подчеркнуть, что изображенный мир — чрезвычайно важная сторона всего 
художественного произведения: от его особенностей зачастую зависит 
стилевое, художественное своеобразие произведения; не разобравшись с 
особенностями изображенного мира, трудно выйти на анализ художественного
 содержания. Напоминаем об этом потому, что в практике школьного 
преподавания изображенный мир вообще не выделяется в качестве 
структурного элемента формы, а следовательно, и анализом его часто 
пренебрегают. А между тем, как сказал один из ведущих писателей 
современности У. Эко, «для рассказывания прежде всего необходимо 
сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в 
деталях». 
 ? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
 1. Что понимается в литературоведении под термином 
«изображенный мир»? В чем проявляется его нетождественность первичной 
реальности? 
 2. Что такое художественная деталь? Какие существуют группы художественных деталей? 
 3. В чем различие между деталью-подробностью и деталью-символом? 
 4. Для чего служит литературный портрет? Какие разновидности портрета вы знаете? В чем различие между ними? 
 5. Какие функции выполняют образы природы в литературе? Что такое «городской пейзаж» и зачем он нужен в произведении? 
 6. С какой целью в художественном произведении описываются вещи? 
 7. Что такое психологизм? Зачем он применяется в художественной литературе? Какие формы и приемы психологизма вы знаете? 
 8. Что такое фантастика и жизнеподобие как формы художественной условности? 
 9. Какие функции, формы и приемы фантастики вы знаете? 
 10. Что такое сюжетность и описательность? 
 11. Какие типы пространственно-временной организации 
изображенного мира вы знаете? Какие художественные эффекты писатель 
извлекает из образов пространства и времени? Как соотносятся время 
реальное и время художественное? 
 Упражнения
 1. Определите, какой тип художественных деталей 
(деталь-подробность или деталь-символ) характерен для «Повестей Белкина»
 А.С. Пушкина, «Записок охотника» И.С. Тургенева, «Белой гвардии» М.А. 
Булгакова. 
 2. К какому типу портрета (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление) принадлежат: 
 а) портрет Пугачева («Капитанская дочка» А.С. Пушкина), 
 б) портрет Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя), 
 в) портрет Свидригайлова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского), 
 г) портреты Гурова и Анны Сергеевны («Дама с собачкой» А.П. Чехова), 
 д) портрет Ленина («В.И. Ленин» М. Горького), 
 е) портрет Биче Сэниэль («Бегущая по волнам» А. Грина). 
 3. В примерах из предыдущего упражнения установите тип связи между портретом и чертами характера: 
 — прямое соответствие, 
 — контрастное несоответствие, 
 — сложная взаимосвязь. 
 4. Определите, какие функции выполняет пейзаж в следующих произведениях: 
 Н.М. Карамзин. Бедная Лиза, 
 А. С. Пушкин. Цыганы, 
 И.С. Тургенев. Лес и степь, 
 А. П. Чехов. Дама с собачкой, 
 М. Горький. Городок Окуров, 
 В.М. Шукшин. Охота жить. 
 5. В каких из приведенных ниже произведений существенную
 роль играет изображение вещей? Определите функцию мира вещей в этих 
произведениях. 
 А.С. Грибоедов. Горе от ума, 
 М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени, 
 Н.В. Гоголь. Старосветские помещики, 
 Л.Н. Толстой. Воскресение, 
 А.А. Блок. Двенадцать, 
 А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича, 
 А. и Б. Стругацкие. Хищные вещи века. 
 6. Определите преобладающие формы и приемы психологизма в следующих произведениях: 
 М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени, 
 Н.В. Гоголь. Портрет, 
 И.С. Тургенев. Ася, 
 Ф.М. Достоевский. Подросток, 
 А. П. Чехов. Новая дача, 
 М. Горький. На дне, 
 М.А. Булгаков. Собачье, сердце. 
 7. Определите, в каких из приведенных ниже произведений 
фантастика является существенной характеристикой изображенного мира. В 
каждом из случаев проанализируйте преобладающие функции и приемы 
фантастики. 
 Н.В. Гоголь. Пропавшая грамота, 
 М.Ю. Лермонтов. Маскарад, 
 И.С. Тургенев. Стучит! 
 Н.С. Лесков. Очарованный странник, 
 М.Е. Салтыков-Щедрин. Чижиково горе, Пропала совесть, 
 Ф.М. Достоевский. Бобок, 
 С.А. Есенин. Черный человек, 
 М.А. Булгаков. Роковые яйца. 
 8. Определите, в каких из приведенных ниже произведений 
существенной характеристикой изображенного, мира является сюжетность, 
описательность и психологизм: 
 Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем, Женитьба, 
 М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени, 
 А.Н. Островский. Волки и овцы, 
 Л.Н. Толстой. После бала, 
 А П. Чехов. Крыжовник, 
 М. Горький. Жизнь Клима Самгина. 
 9. Как и зачем используются пространственно-временные эффекты в следующих произведениях: 
 А.С. Пушкин. Борис Годунов, 
 М.Ю. Лермонтов. Демон, 
 Н.В. Гоголь. Заколдованное место, 
 А.П. Чехов. Чайка, 
 М.А. Булгаков. Дьяволиада, 
 А.Т. Твардовский. Страна Муравия, 
 А. и Б. Стругацкие. Полдень. XXII век. 
 Итоговое задание
 Проанализируйте строение изображенного мира в двух-трех из приведенных ниже произведений по следующему алгоритму: 
 1. Для изображенного мира существенны: 
 1.1. сюжетность, 
 1.2. описательность 
 1.2.1. проанализировать: 
 а) портреты, 
 б) пейзажи, 
 в) мир вещей. 
 1.3. психологизм 
 1.3.1. проанализировать: 
 а) формы и приемы психологизма, 
 б) функции психологизма. 
 2. Для изображенного мира существенно 
 2.1. жизнеподобие 
 2.1.1. определить функции жизнеподобия, 
 2.2. фантастика 
 2.2.1. проанализировать: 
 а) тип фантастической образности, 
 б) формы и приемы фантастики, 
 в) функции фантастики. 
 3. Какой тип художественных деталей преобладает 
 3.1. детали-подробности 
 3.1.1. проанализировать на одном-двух примерах 
художественные особенности, характер эмоционального воздействия и 
функции деталей-подробностей, 
 3.2. детали-символы 
 3.2.1. проанализировать на одном-двух примерах 
художественные особенности, характер эмоционального воздействия и 
функции деталей-символов. 
 4. Время и пространство в произведении характеризуются 
 4.1. конкретностью 
 4.1.1. проанализировать художественное воздействие и функции конкретного пространства и времени, 
 4.2. абстрактностью 
 4.2.1. проанализировать художественное воздействие и функции абстрактного пространства и времени, 
 4.3. абстрактность и конкретность времени и пространства сочетаются в художественном образе 
 4.3.1.проанализировать художественное воздействие и функции такого сочетания. 
 Сделайте резюме из предшествующего анализа о художественных особенностях и функциях изображенного мира в данном произведении. |