Естественными формами существования изображенного мира
(как, впрочем, и мира время и реального) являются время и пространство.
Время и пространство в литературе представляют собой своего рода
условность, от характера которой зависят разные формы
пространственно-временной организации художественного мира.
Среди других искусств литература наиболее свободно
обращается со временем и пространством (конкуренцию в этом отношении
может составить лишь искусство кино). В частности, литература может
показывать события, происходящие одновременно в разных местах: для этого
рассказчику достаточно ввести в повествование формулу «А тем временем
там-то происходило то-то» или аналогичную. Так же просто литература
переходит из одного временного пласта в другой (особенно из настоящего в
прошлое и обратно); наиболее ранними формами такого временного
переключения были воспоминания и рассказ какого-либо героя — их мы
встречаем уже у Гомера.
Еще одним важным свойством литературного времени и
пространства является их дискретность (прерывность). Применительно ко
времени это особенно важно, поскольку литература воспроизводит не весь
временной поток, а выбирает из него лишь художественно значимые
фрагменты, обозначая «пустые» интервалы формулами типа «долго ли,
коротко ли», «прошло несколько дней» и т. п. Такая временная
дискретность служит мощным средством динамизации сначала сюжета, а
впоследствии и психологизма.
Фрагментарность художественного пространства отчасти
связана со свойствами художественного времени, отчасти же имеет
самостоятельный характер. Так, мгновенная смена
пространственно-временных координат, естественная для литературы
(например, перенесение действия из Петербурга в Обломовку в романе
Гончарова «Обломов») делает ненужным описание промежуточного
пространства (в данном случае — дороги). Дискретность же собственно
пространственных образов состоит в том, что в литературе то или иное
место может описываться не во всех деталях, а лишь обозначаться
отдельными приметами, наиболее значимыми для автора и имеющими высокую
смысловую нагрузку. Остальная же (как правило, большая) часть
пространства «достраивается» в воображении читателя. Так, место действия
в «Бородино» Лермонтова обозначено всего четырьмя отрывочными деталями:
«большое поле», «редут», «пушки и леса синие верхушки». Так же
отрывочно, например, описание деревенского кабинета Онегина: отмечены
лишь «лорда Байрона портрет», статуэтка Наполеона и — чуть позже —
книги. Такая дискретность времени и пространства ведет к значительной
художественной экономии и повышает значимость отдельной образной детали.
Характер условности литературного времени и пространства
в сильнейшей степени зависит от рода литературы. В лирике эта
условность максимальна; в лирических произведениях может, в частности,
вообще отсутствовать образ пространства — например, в стихотворении
Пушкина «Я вас любил…». В других случаях пространственные координаты
присутствуют лишь формально, являясь условно-иносказательными: так,
невозможно, например, говорить, что пространством пушкинского «Пророка»
является пустыня, а лермонтовского «Паруса» — море. Однако в то же время
лирика способна и воспроизводить предметный мир с его пространственными
координатами, которые обладают большой художественной значимостью. Так,
в стихотворении Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен…»
противопоставление пространственных образов бального зала и «царства
дивного» воплощает очень важную для Лермонтова антитезу цивилизации и
природы.
С художественным временем лирика обращается так же
свободно. Мы часто наблюдаем в ней сложное взаимодействие временных
пластов: прошлого и настоящего («Когда для смертного умолкнет шумный
день…» Пушкина), прошлого, настоящего и будущего («Я не унижусь пред
тобою…» Лермонтова), бренного человеческого времени и вечности («С горы
скатившись, камень лег в долине…» Тютчева). Встречается в лирике и
полное отсутствие значимого образа времени, как, например, в
стихотворениях Лермонтова «И скучно и грустно» или Тютчева «Волна и
дума» — временную координату таких произведений можно определить словом
«всегда». Бывает, напротив, и очень острое восприятие времени лирическим
героем, что характерно, например, для поэзии И. Анненского, о чем
говорят даже названия его произведений: «Миг», «Тоска мимолетности»,
«Минута», не говоря уже о более глубинных образах. Однако во всех
случаях лирическое время обладает большой степенью условности, а часто и
абстрактности.
Условность драматического времени и пространства связана
в основном с ориентацией драмы на театральную постановку. Разумейся, у
каждого драматурга свое построение пространственно-временного образа, но
общий характер условности остается неизменным: «Какую бы значительную
роль в драматических произведениях ни приобретали повествовательные
фрагменты, как бы ни дробилось изображаемое действие, как бы ни
подчинялись звучащие вслух высказывания персонажей логике их внутренней
речи, драма привержена к замкнутым в пространстве и времени картинам».
Наибольшей свободой обращения с художественным временем и
пространством обладает эпический род; в нем же наблюдаются и наиболее
сложные и интересные эффекты в этой области.
По особенностям художественной условности литературное
время и пространство можно разделить на абстрактное и конкретное.
Особенно важно это разделение для художественного пространства.
Абстрактным будем называть такое пространство, которое обладает высокой
степенью условности и которое в пределе можно воспринимать как
пространство «всеобщее», с координатами «везде» или «нигде». Оно не
имеет выраженной характерности и поэтому не оказывает никакого влияния
на художественный мир произведения: не определяет характер и поведение
человека, не связано с особенностями действия, не задает никакого
эмоционального тона и т. п. Так, в пьесах Шекспира место действия либо
вообще вымышлено («Двенадцатая ночь», «Буря»), либо не оказывает
никакого влияния на характеры и обстоятельства («Гамлет», «Кориолан»,
«Отелло»). По верному замечанию Достоевского, «его итальянцы, например,
почти сплошь те же англичане».
Подобным же образом строится художественное пространство в драматургии
классицизма, во многих романтических произведениях (баллады Гете,
Шиллера, Жуковского, новеллы Э. По, «Демон» Лермонтова), в литературе
декадентства (пьесы М. Метерлинка, Л. Андреева) и модернизма («Чума» А.
Камю, пьесы Ж.-П. Сартра, Э. Ионеско).
Напротив, пространство конкретное не просто
«привязывает» изображенный мир к тем или иным топографическим реалиям,
но активно влияет на всю структуру произведения. В частности, для
русской литературы XIX в. характерна конкретизация пространства,
создание образов Москвы, Петербурга, уездного города, усадьбы и т. п., о
чем говорилось выше в связи с категорией литературного пейзажа.
В XX в. ясно обозначилась еще одна тенденция:
своеобразное сочетание в пределах художественного произведения
конкретного и абстрактного пространства, их взаимное «перетекание» и
взаимодействие. При этом конкретному месту действия придается
символический смысл и высокая степень обобщения. Конкретное пространство
становится универсальной моделью бытия. У истоков этого явления в
русской литературе стояли Пушкин («Евгений Онегин», «История села
Горюхина»), Гоголь («Ревизор»), далее Достоевский («Бесы», «Братья
Карамазовы»); Салтыков-Щедрин «История одного города»), Чехов
(практически все зрелое творчество). В XX же веке эта тенденция находит
выражение в творчестве А. Белого («Петербург»), Булгакова («Белая
гвардия», «Мастер и Маргарита»), Вен. Ерофеева («Москва-Петушки»), а в
зарубежной литературе — у М. Пруста, У. Фолкнера, А. Камю
(«Посторонний») и др.
(Интересно, что аналогичная тенденция превращать
реальное пространство в символическое наблюдается в XX в. и в некоторых
других искусствах, в частности, в кино: так, в фильмах Ф. Копполы
«Апокалипсис сегодня» и Ф. Феллини «Репетиция оркестра» вполне
конкретное вначале пространство постепенно, к концу трансформируется в
нечто мистико-символическое.)
С абстрактным или конкретным пространством обыкновенно
связаны и соответствующие свойства художественного времени. Так,
абстрактное пространство басни сочетается с абстрактным временем: «У
сильного всегда бессильный виноват…», «И в сердце льстец всегда отыщет
уголок…» и т. п. В данном случае осваиваются наиболее универсальные
закономерности человеческой жизни, вневременные и внепространственные. И
наоборот: пространственная конкретика обыкновенно дополняется
временной, как, например, в романах Тургенева, Гончарова, Толстого и др.
Формами конкретизации художественного времени выступают,
во-первых, «привязка» действия к реальным историческим ориентирам и,
во-вторых, точное определение «циклических» временных координат: времен
года и времени суток. Первая форма получила особенное развитие в
эстетической системе реализма XIX–XX вв. (так, Пушкин настойчиво
указывав, что в его «Евгении Онегине» время «расчислено по календарю»),
хотя возникла, конечно, гораздо раньше, видимо, уже в античности. Но
мера конкретности в каждом отдельном случае будет разной и в разной
степени акцентированной автором. Например, в «Войне и мире» Толстого,
«Жизни Клима Самгина» Горького, «Живых и мертвых» Симонова и т. п.
художественных мирах реальные исторические события непосредственно
входят в текст произведения, а время действия определяется с точностью
не только до года и месяца, но часто и одного дня. А вот в «Герое нашего
времени» Лермонтова или «Преступлении и наказании» Достоевского
временные координаты достаточно расплывчаты и угадываются по косвенным
признакам, но вместе с тем привязка в первом случае к 30-м, а во втором к
60-м годам достаточно очевидна.
Изображение времени суток издавно имело в литературе и
культуре определенный эмоциональный смысл. Так, в мифологии многих стран
ночь — это время безраздельного господства тайных и чаще всего злых
сил, а приближение рассвета, возвещаемого криком петуха, несло
избавление от нечистой силы. Явственные следы этих верований можно легко
обнаружить в литературе вплоть до сегодняшнего дня («Мастер и
Маргарита» Булгакова, например).
Эти эмоционально-смысловые значения в определенной мере
сохранились и в литературе XIX–XX вв. и даже стали устойчивыми
метафорами типа «заря новой жизни». Однако для литературы этого периода
более характерна иная тенденция — индивидуализировать
эмоционально-психологический смысл времени суток применительно к
конкретному персонажу или лирическому герою. Так, ночь может становиться
временем напряженных раздумий («Стихи, сочиненные ночью во время
бессонницы» Пушкина), тревоги («Подушка уже горяча…» Ахматовой), тоски
(«Мастер и Маргарита» Булгакова). Утро тоже может менять эмоциональную
окраску на прямо противоположную, становясь временем печали («Утро
туманное, утро седое…» Тургенева, «Пара гнедых» А.Н. Апухтина, «Хмурое
утро» А.Н. Толстого). Вообще индивидуальных оттенков в эмоциональной
окраске времени существует в новейшей литературе великое множество.
Время года было освоено в культуре человечества с самых
давних времен и ассоциировалось в основном с земледельческим циклом.
Почти во всех мифологиях осень — это время умирания, а весна —
возрождения. Эта мифологическая схема перешла в литературу, и ее следы
можно найти в самых разных произведениях. Однако более интересными и
художественно значимыми являются индивидуальные образы времени года у
каждого писателя, исполненные, как правило, психологического смысла.
Здесь наблюдаются уже сложные и неявные соотношения между временем года и
душевным состоянием, дающие очень широкий эмоциональный разброс («Я не
люблю весны…» Пушкина — «Я более всего весну люблю…» Есенина).
Соотнесение психологического состояния персонажа и лирического героя с
тем или иным сезоном становится в некоторых случаях относительно
самостоятельным объектом осмысления — здесь можно вспомнить чуткое
ощущение Пушкиным времен года («Осень»), «Снежные маски» Блока,
лирическое отступление в поэме Твардовского «Василий Теркин»: «А в какое
время года // Легче гибнуть на войне?» Одно и то же время года у разных
писателей индивидуализируется, несет разную психологическую и
эмоциональную нагрузку: сравним, например, тургеневское лето на природе и
петербургское лето в «Преступлении и наказании» Достоевского; или почти
всегда радостную чеховскую весну («Чувствовался май, милый май!» —
«Невеста») с весной в булгаковском Ершалаиме («О какой страшный месяц
нисан в этом году!»).
Как и локальное пространство, конкретное время может
обнаруживать в себе начала времени абсолютного, бесконечного, как,
например, в «Бесах» и «Братьях Карамазовых» Достоевского, в поздней
прозе Чехова («Студент», «По делам службы» и др.), в «Мастере и
Маргарите» Булгакова, романах М. Пруста, «Волшебной горе» Т. Манна и др.
Как в жизни, так и в литературе пространство и время не
даны нам в чистом виде. О пространстве мы судим по заполняющим его
предметам (в широком смысле), а о времени — по происходящим в нем
процессам. Для практического анализа художественного произведения важно
хотя бы качественно («больше — меньше») определить заполненность,
насыщенность пространства и времени, так как этот показатель часто
характеризует стиль произведения. Например, стилю Гоголя присуще в
основном максимально заполненное пространство, о чем мы говорили выше.
Несколько меньшую, но все-таки значимую насыщенность пространства
предметами и вещами находим у Пушкина («Евгений Онегин», «Граф Нулин»),
Тургенева, Гончарова, Достоевского, Чехова, Горького, Булгакова. А вот в
стилевой системе, например, Лермонтова пространство практически не
заполнено. Даже в «Герое нашего времени», не говоря уже о таких
произведениях, как «Демон», «Мцыри», «Боярин Орша» мы не можем
представить себе ни одного конкретного интерьера, да и пейзаж чаще всего
абстрактен и отрывочен. Нет предметной насыщенности пространства и у
таких писателей, как Л.Н. Толстой, Салтыков-Щедрин, В. Набоков, А.
Платонов, Ф. Искандер и др.
Интенсивность художественного времени выражается в его
насыщенности событиями (при этом под «событиями» будем понимать не
только внешние, но и внутренние, психологические). Здесь возможны три
варианта: средняя, «нормальная» заполненность времени событиями;
увеличенная интенсивность времени (возрастает количество событий на
единицу времени); уменьшенная интенсивность (насыщенность событиями
минимальна). Первый тип организации художественного времени представлен,
например, в «Евгении Онегине» Пушкина, романах Тургенева, Толстого,
Горького. Второй тип — в произведениях Лермонтова, Достоевского,
Булгакова. Третий — у Гоголя, Гончарова, Лескова, Чехова.
Повышенная насыщенность художественного пространства
сочетается, как правило, с пониженной интенсивностью художественного
времени, и наоборот: пониженная заполненность пространства — с усиленной
насыщенностью времени.
Для литературы как временного (динамического) вида
искусства организация художественного времени в принципе более важна,
чем организация пространства. Важнейшей проблемой здесь становится
соотношение между временем изображенным и временем изображения.
Литературное воспроизведение любого процесса или события требует
определенного времени, которое, конечно, варьируется в зависимости от
индивидуального темпа чтения, но все же обладает некоторой
определенностью и так или иначе соотносится с временем протекания
изображенного процесса. Так, «Жизнь Клима Самгина» Горького, которая
охватывает сорок лет «реального» времени, требует для прочтения,
конечно, гораздо меньшего временного промежутка.
Изображенное время и время изображения или, иначе,
реальное» и художественное время, как правило, не совпадают, что нередко
создает значимые художественные эффекты. Например, в «Повести о том,
как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем» Гоголя между
основными событиями сюжета и последним приездом рассказчика в Миргород
проходит около полутора десятков лет, крайне скупо отмеченных в тексте
(из событий этого периода упоминаются лишь смерти судьи Демьяна
Демьяновича и кривого Ивана Ивановича). Но эти годы не были и абсолютно
пустыми: все это время продолжалась тяжба, главные герои старели и
приближались к неотвратимой смерти, занятые все тем же «делом», в
сравнении с которым даже поедание дыни или чаепитие в пруду
представляются занятиями, исполненными смысла. Временной интервал
подготавливает и усиливает грустное настроение финала: что поначалу было
только смешно, то делается печальным и едва ли не трагичным спустя
полтора десятка лет.
В литературе зачастую возникают довольно сложные
отношения между реальным и художественным временем. Так, в некоторых
случаях реальное время вообще может равняться нулю: это наблюдается,
например, при различного рода описаниях. Такое время называется
бессобытийным. Но и событийное время, в котором хоть что-то происходит,
внутренне неоднородно. В одном случае перед нами события и действия,
существенно меняющие или человека, или взаимоотношения людей, или
ситуацию в целом — такое время называется сюжетным. В другом случае
рисуется картина устойчивого бытия, т. е. действий и поступков,
повторяющихся изо дня в день, из года в год. В Системе такого
художественного времени, которое часто называют «хроникально-бытовым»,
практически ничего не меняется. Динамика такого времени максимально
условна, а его функция — воспроизводить устойчивый уклад жизни. Хороший
пример такой временной организации — изображение культурно-бытового
уклада семейства Лариных в «Евгении Онегине» Пушкина («Они хранили в
жизни мирной // Привычки милой старины…»). Здесь, как и в некоторых
других местах романа (изображение повседневных занятий Онегина в городе и
в деревне, например), воспроизводится не динамика, а статика, не
однократно бывшее, а всегда бывающее.
Умение определять тип художественного времени в
конкретном произведении — очень важная вещь. Соотношение времени
бессобытийного («нулевого»), хроникально-бытового и событийно-сюжетного
во многом определяет темповую организацию произведения, что, в свою
очередь, обусловливает характер эстетического восприятия, формирует
субъективное читательское время. Так, «Мертвые души» Гоголя, в которых
преобладает бессобытийное и хроникально-бытовое время, создают
впечатление медленного темпа и требуют соответствующего «режима чтения» и
определенного эмоционального настроя: художественное время неторопливо,
таково же должно быть и время восприятия. Совершенно противоположной
темповой организацией обладает, например, роман Достоевского
«Преступление и наказание», в котором преобладает событийное время
(напомним, что к «событиям» мы относим не только сюжетные перипетии, но и
события внутренние, психологические). Соответственно и модус его
восприятия, и субъективный темп чтения будут иными: зачастую роман
читается просто «взахлеб», на одном дыхании, особенно в первый раз.
Историческое развитие пространственно-временной
организации художественного мира обнаруживает вполне определенную
тенденцию к усложнению. В XIX и особенно в XX в. писатели используют
пространственно-временную композицию как особый, осознанный
художественный прием; начинается своего рода «игра» со временем и
пространством. Ее мысль, как правило, состоит в том, чтобы, сопоставляя
разные времена и пространства, выявить как характерные свойства «здесь» и
«сейчас», так и общие, универсальные законы человеческого бытия,
независимые от времени и пространства; это осмысление мира в его
единстве. Эту художественную идею очень точно и глубоко выразил Чехов в
рассказе «Студент»: «Прошлое, — думал он, — связано с настоящим
непрерывною цепью событий, вытекавших одно из другого. И ему казалось,
что он только что видел оба конца этой цепи: дотронулся до одного конца,
как дрогнул другой «…» правда и красота, направлявшие человеческую
жизнь там, в саду и во дворе первосвященника, продолжались непрерывно до
сего дня и, по-видимому, всегда составляли главное в человеческой жизни
и вообще на земле».
В XX в. сопоставление, или, по меткому слову Толстого,
«сопряжение» пространственно-временных координат стало характерным для
очень многих писателей — Т. Манна, Фолкнера, Булгакова, Симонова,
Айтматова и др. Один из наиболее ярких и художественно значимых примеров
этой тенденции — поэма Твардовского «За далью — даль».
Пространственно-временная композиция создает в ней образ эпического
единства мира, в котором находится законное место и прошлому, и
настоящему, и будущему; и маленькой кузнице в Загорье, и великой кузнице
Урала, и Москве, и Владивостоку, и фронту, и тылу, и еще многому
другому. В этой же поэме Твардовский образно и очень ясно сформулировал
принцип пространственно-временной композиции:
Есть два разряда путешествий:
Один — пускаться с места вдаль,
Другой — сидеть себе па месте,
Листать обратно календарь.
На этот раз резон особый
Их сочетать позволит мне.
И тот, и тот — мне кстати оба,
И путь мой выгоден вдвойне.
* * *
Таковы основные элементы и свойства той стороны
художественной формы, которую мы назвали изображенным миром. Следует
подчеркнуть, что изображенный мир — чрезвычайно важная сторона всего
художественного произведения: от его особенностей зачастую зависит
стилевое, художественное своеобразие произведения; не разобравшись с
особенностями изображенного мира, трудно выйти на анализ художественного
содержания. Напоминаем об этом потому, что в практике школьного
преподавания изображенный мир вообще не выделяется в качестве
структурного элемента формы, а следовательно, и анализом его часто
пренебрегают. А между тем, как сказал один из ведущих писателей
современности У. Эко, «для рассказывания прежде всего необходимо
сотворить некий мир, как можно лучше обустроив его и продумав в
деталях».
? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что понимается в литературоведении под термином
«изображенный мир»? В чем проявляется его нетождественность первичной
реальности?
2. Что такое художественная деталь? Какие существуют группы художественных деталей?
3. В чем различие между деталью-подробностью и деталью-символом?
4. Для чего служит литературный портрет? Какие разновидности портрета вы знаете? В чем различие между ними?
5. Какие функции выполняют образы природы в литературе? Что такое «городской пейзаж» и зачем он нужен в произведении?
6. С какой целью в художественном произведении описываются вещи?
7. Что такое психологизм? Зачем он применяется в художественной литературе? Какие формы и приемы психологизма вы знаете?
8. Что такое фантастика и жизнеподобие как формы художественной условности?
9. Какие функции, формы и приемы фантастики вы знаете?
10. Что такое сюжетность и описательность?
11. Какие типы пространственно-временной организации
изображенного мира вы знаете? Какие художественные эффекты писатель
извлекает из образов пространства и времени? Как соотносятся время
реальное и время художественное?
Упражнения
1. Определите, какой тип художественных деталей
(деталь-подробность или деталь-символ) характерен для «Повестей Белкина»
А.С. Пушкина, «Записок охотника» И.С. Тургенева, «Белой гвардии» М.А.
Булгакова.
2. К какому типу портрета (портрет-описание, портрет-сравнение, портрет-впечатление) принадлежат:
а) портрет Пугачева («Капитанская дочка» А.С. Пушкина),
б) портрет Собакевича («Мертвые души» Н.В. Гоголя),
в) портрет Свидригайлова («Преступление и наказание» Ф.М. Достоевского),
г) портреты Гурова и Анны Сергеевны («Дама с собачкой» А.П. Чехова),
д) портрет Ленина («В.И. Ленин» М. Горького),
е) портрет Биче Сэниэль («Бегущая по волнам» А. Грина).
3. В примерах из предыдущего упражнения установите тип связи между портретом и чертами характера:
— прямое соответствие,
— контрастное несоответствие,
— сложная взаимосвязь.
4. Определите, какие функции выполняет пейзаж в следующих произведениях:
Н.М. Карамзин. Бедная Лиза,
А. С. Пушкин. Цыганы,
И.С. Тургенев. Лес и степь,
А. П. Чехов. Дама с собачкой,
М. Горький. Городок Окуров,
В.М. Шукшин. Охота жить.
5. В каких из приведенных ниже произведений существенную
роль играет изображение вещей? Определите функцию мира вещей в этих
произведениях.
А.С. Грибоедов. Горе от ума,
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени,
Н.В. Гоголь. Старосветские помещики,
Л.Н. Толстой. Воскресение,
А.А. Блок. Двенадцать,
А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича,
А. и Б. Стругацкие. Хищные вещи века.
6. Определите преобладающие формы и приемы психологизма в следующих произведениях:
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени,
Н.В. Гоголь. Портрет,
И.С. Тургенев. Ася,
Ф.М. Достоевский. Подросток,
А. П. Чехов. Новая дача,
М. Горький. На дне,
М.А. Булгаков. Собачье, сердце.
7. Определите, в каких из приведенных ниже произведений
фантастика является существенной характеристикой изображенного мира. В
каждом из случаев проанализируйте преобладающие функции и приемы
фантастики.
Н.В. Гоголь. Пропавшая грамота,
М.Ю. Лермонтов. Маскарад,
И.С. Тургенев. Стучит!
Н.С. Лесков. Очарованный странник,
М.Е. Салтыков-Щедрин. Чижиково горе, Пропала совесть,
Ф.М. Достоевский. Бобок,
С.А. Есенин. Черный человек,
М.А. Булгаков. Роковые яйца.
8. Определите, в каких из приведенных ниже произведений
существенной характеристикой изображенного, мира является сюжетность,
описательность и психологизм:
Н.В. Гоголь. Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем, Женитьба,
М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени,
А.Н. Островский. Волки и овцы,
Л.Н. Толстой. После бала,
А П. Чехов. Крыжовник,
М. Горький. Жизнь Клима Самгина.
9. Как и зачем используются пространственно-временные эффекты в следующих произведениях:
А.С. Пушкин. Борис Годунов,
М.Ю. Лермонтов. Демон,
Н.В. Гоголь. Заколдованное место,
А.П. Чехов. Чайка,
М.А. Булгаков. Дьяволиада,
А.Т. Твардовский. Страна Муравия,
А. и Б. Стругацкие. Полдень. XXII век.
Итоговое задание
Проанализируйте строение изображенного мира в двух-трех из приведенных ниже произведений по следующему алгоритму:
1. Для изображенного мира существенны:
1.1. сюжетность,
1.2. описательность
1.2.1. проанализировать:
а) портреты,
б) пейзажи,
в) мир вещей.
1.3. психологизм
1.3.1. проанализировать:
а) формы и приемы психологизма,
б) функции психологизма.
2. Для изображенного мира существенно
2.1. жизнеподобие
2.1.1. определить функции жизнеподобия,
2.2. фантастика
2.2.1. проанализировать:
а) тип фантастической образности,
б) формы и приемы фантастики,
в) функции фантастики.
3. Какой тип художественных деталей преобладает
3.1. детали-подробности
3.1.1. проанализировать на одном-двух примерах
художественные особенности, характер эмоционального воздействия и
функции деталей-подробностей,
3.2. детали-символы
3.2.1. проанализировать на одном-двух примерах
художественные особенности, характер эмоционального воздействия и
функции деталей-символов.
4. Время и пространство в произведении характеризуются
4.1. конкретностью
4.1.1. проанализировать художественное воздействие и функции конкретного пространства и времени,
4.2. абстрактностью
4.2.1. проанализировать художественное воздействие и функции абстрактного пространства и времени,
4.3. абстрактность и конкретность времени и пространства сочетаются в художественном образе
4.3.1.проанализировать художественное воздействие и функции такого сочетания.
Сделайте резюме из предшествующего анализа о художественных особенностях и функциях изображенного мира в данном произведении. |