После определения типа проблематики в произведении ее
необходимо уточнить и конкретизировать. Так, определив проблематику
произведения как социокультурную, необходимо затем перейти к более
дробному делению и посмотреть, какие именно стороны устойчивого
жизненного уклада интересуют писателя.
Затем следует переходить уже
непосредственно к тем конкретным проблемам, которые ставятся в данном
произведении в рамках того или иного типа и подтипа проблематики. При
этом существенную помощь оказывает такой важный инструмент анализа, как
сравнение, так как именно на уровне проблематики можно выявить
неповторимую авторскую индивидуальность и тем самым более тонко и
глубоко понять волнующие его вопросы, свойственную ему точку зрения на
действительность. Так, изучая, например, идейно-нравственную
проблематику в рассказах и повестях Чехова, можно сопоставить его с
Достоевским, Толстым, Тургеневым. Сразу же выявится, что Чехова, в
отличие от многих других писателей, интересует идейно-нравственное
развитие не исключительного, выдающегося, а обыкновенного, заурядного
человека; проблема Чехова — это проблема идейно-нравственного развития
обыденного сознания.
Если Достоевский, например, имеет дело с
самосознанием высочайшего уровня, с личностью, вполне проявившей свой
собственный самобытный взгляд на мир, то Чехов художественно исследует в
основном вопрос о становлении личностного отношения человека к миру.
Отсюда путь развития чеховского героя — это путь обретения им своего
собственного, личностного взгляда на мир, причем становление этого
взгляда идет через преодоление расхожих жизненных норм и представлений,
идейно-нравственных штампов, с которыми удобно жить, как в футляре, не
определяя своего собственного нравственного отношения к миру. Для Гурова
из «Дамы с собачкой» такими расхожими представлениями являются идеи
«низшей расы», для Рагина из «Палаты № б» — поверхностно усвоенная
субъективно-идеалистическая философия, позволяющая не замечать вокруг
себя человеческих страданий, несправедливости и т. п.; для Нади Шуминой
(«Невеста») — желание выйти замуж, для Никитина («Учитель
словесности») — тихое семейное счастье и т. д. Процесс обретения
личностного сознания — это в то же время пробуждение в человеке чувства
личной нравственной ответственности за происходящее, процесс осознания и
обретения таких простых и необходимых нравственных ценностей, как
честность, порядочность, способность сопротивления среде, чуткость к
чужому страданию. Не случайно Чехов обыкновенно оставляет своих героев
на пороге «новой жизни», той «новой, нервной, сознательной жизни,
которая не в ладу с покоем и личным счастьем» («Учитель словесности»).
Как сложится дальнейшая судьба героев — это Чехова интересует в меньшей
степени, для него важно, что совершился процесс нравственного
пробуждения обыденного сознания, процесс обретения человеком
собственной, а не стереотипно-общепринятой жизненной позиции.
Анализ проблематики произведения — один из наиболее
интересных и увлекательных моментов литературоведческого анализа. Именно
здесь открываются возможности живого, эмоционального восприятия
художественных произведений, возможность свободного диалога с автором,
возможность проявить собственную позицию. Однако одновременно это и
наиболее сложный этап анализа, требующий от читателя и аналитика
внимания, вдумчивости, глубины проникновения в авторские проблемы.
Здесь, как нигде, важно требование А.П. Скафтымова: «Нужно честно
читать».
Это значит, что на проблематику каждого данного произведения нужно
смотреть максимально непредвзято, стараясь понять, что же в данном
случае заставляет автора браться за перо, какими проблемами и вопросами
он хочет поделиться с читателем. Именно в области проблематики с автором
можно вступать в своеобразный диалог, то есть спорить, соглашаться или
не соглашаться, но лишь после того, как есть определенная уверенность в
том, что авторскую проблематику мы поняли правильно, не исказили видения
автора собственным пристрастным или, еще хуже, предубежденным видением.
«Спорить с автором, опровергать его, судить его или, наоборот, видеть в
нем союзника, объявлять его своим единомышленником можно с достаточным
основанием, лишь установив подлинный смысл его творений».
? КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ:
1. Что такое художественная проблематика?
2. Почему проблематика является ключевой стороной художественного содержания?
3. Какое значение имеет проблематика для автора и читателя?
4. Как соотносятся между собой тематика и проблематика?
5. Какие вы знаете типы проблематики?
6. Кратко охарактеризуйте основные признаки мифологической, национальной и социокультурной проблематики.
7. Что такое романная проблематика? Что общего и в чем
различие разновидностей романной проблематики — авантюрной и
идейно-нравственной?
8. Что такое философская проблематика? В чем ее отличие
от проблематики идейно-нравственной? Почему философскую проблематику
необходимо выделять в отдельный тип?
Упражнения
1. Определите (с кратким обоснованием) тип проблематики в следующих произведениях:
Д.И. Фонвизин. Недоросль,
А.С. Пушкин. Пир во время чумы, Полтава,
Н.С. Лесков. Левша,
Ф.И. Тютчев. Умом Россию не понять…,
Л.Н. Толстой. Смерть Ивана Ильича,
А.П. Чехов. Дама с собачкой, Мужики,
М.А. Булгаков. Собачье сердце.
2. Какие типы проблематики сочетаются в следующих произведениях?
А.С. Пушкин. Евгений Онегин,
Ф.М. Достоевский. Униженные и оскорбленные,
Ф.М. Достоевский. Бесы,
Л.Н. Толстой. Воскресение,
А.Н. Толстой. Хождение по мукам,
М. Горький. Жизнь Клима Самгина,
К. Симонов. Живые и мертвые.
3. Определите, какая формулировка основной проблемы является правильной для следующих произведений:
а) М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени
— проблема фатализма и в связи с ней — проблема цели и смысла человеческого существования,
— проблема борьбы добра со злом,
— проблема борьбы Печорина со светским обществом.
б) Н.А. Некрасов. Кому на Руси жить хорошо
— проблема борьбы против крепостного права,
— проблема социально-бытового уклада русской крестьянской жизни,
— проблема: «кому на Руси жить хорошо?».
в) М. Горький. На дне
— проблема судьбы человека в капиталистическом обществе,
— проблема гуманизма,
— в чем причины нравственной деградации человека?
4. Сравните характер проблематики в следующих парах произведений, определив особенности каждого из них:
а) АС. Пушкин. Евгений Онегин — М.Ю. Лермонтов. Герой нашего времени,
б) И.С. Тургенев. Отцы и дети — Н.Г. Чернышевский. Что делать?
в) Л.Н. Толстой. Анна Каренина — А.П. Чехов. Дама с собачкой,
г) АС. Пушкин. Клеветникам России — М.Ю. Лермонтов. Родина,
д) Н.В. Гоголь. Шинель — Ф.М. Достоевский. Бедные люди.
Итоговое задание
Проанализируйте проблематику приведенных ниже произведений по следующей примерной схеме:
1) Определите тип проблематики (с краткой
аргументацией). Если в произведении не один, а несколько типов,
проанализируйте их взаимодействие.
2) Сформулируйте ведущую проблему.
3) Расскажите (устно или письменно) о проблематике данного произведения (из расчета 10–25 мин. устного рассказа).
4) Сравните проблематику данного произведения с проблематикой двух-трех других произведений, схожих или контрастных.
5) Подведите итог и сделайте общий вывод.
Тексты для анализа
АС. Пушкин. Капитанская дочка,
М.Ю. Лермонтов. Демон,
А.Н. Островский. На всякого мудреца довольно простоты,
И.С. Тургенев. Дворянское гнездо,
Ф.М. Достоевский. Братья Карамазовы,
А.А. Блок. Двенадцать. |