Формы художественной условности
Выше мы говорили, что художественный мир условно подобен
первичной реальности. Однако мера и степень условности в разных
произведениях различна. В зависимости от степени условности различаются
такие свойства изображенного мира, как жизнеподобие и фантастика, в
которых отражается разная мера отличия изображенного мира от мира
реального. Жизнеподобие предполагает «изображение жизни в формах самой
жизни», по словам Белинского, то есть без нарушения известных нам
физических, психологических, причинно-следственных и иных
закономерностей. Фантастика предполагает нарушение этих закономерностей,
подчеркнутое неправдоподобие изображенного мира. Так, например, повесть
Гоголя «Невский проспект» жизнеподобна по своей образности, а его же
«Вий» — фантастичен. Чаще всего мы встречаемся в произведении с
отдельными фантастическими образами — например, образы Гаргантюа и
Пантагрюэля в одноименном романе Рабле, но фантастика может быть и
сюжетной, как, например, в повести Гоголя «Нос», в которой цепь событий
от начала до конца совершенно невозможна в реальном мире.
Функции фантастики
Основная функция фантастики в художественных
произведениях — доводить то или иное явление до логического предела,
причем неважно, какое именно явление изображается с помощью фантастики:
это может быть, скажем, народ, как в образах былинных богатырей,
философская концепция, как в пьесах Шоу или Брехта, социальный институт,
как в «Истории одного города» Щедрина, или же быт и нравы, как в баснях
Крылова. В любом случае фантастика позволяет выявить в исследуемом
явлении его главные черты, причем в максимально заостренной форме,
показать, что будет представлять из себя явление в полном своем
развитии.
Из этой функции фантастики прямо вытекает другая —
прогностическая функция, то есть способность фантастики как бы
заглядывать в будущее. На основе тех или иных черт и черточек
сегодняшнего дня, которые пока малозаметны или же им не придается
серьезного внимания, писатель строит фантастический образ будущего,
заставляя читателя представить себе, что будет, если ростки сегодняшних
тенденций в жизни человека, общества, человечества разовьются через
некоторое время и проявят все свои потенции. Прекрасным примером
прогностической фантастики может служить роман-антиутопия Е. Замятина
«Мы». На основе тех тенденций, которые Замятин наблюдал в общественной
жизни первых послереволюционных лет, он смог нарисовать образ будущего
тоталитарного государства, предвосхитив в фантастической форме многие
его основные черты: стирание человеческой индивидуальности вплоть до
замены имен номерами, полная унификация жизни каждого индивидуума,
манипулирование общественным мнением, система слежки и доносов, полное
принесение личности в жертву ложно понимаемым общественным интересам и
т. д.
Следующей функцией фантастики является выражение разных
видов и оттенков комического — юмора, сатиры, иронии. Дело в том, что
комическое основывается на несоответствии, несообразности, а фантастика —
это и есть несоответствие изображенного в произведении мира миру
реальному, а очень часто — и несообразность, нелепость. Связь фантастики
с различными разновидностями комического мы видим в романе Рабле
«Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Дон Кихоте» Сервантеса, в повести Вольтера
«Простодушный», во многих произведениях Гоголя и Щедрина, в романе
Булгакова «Мастер и Маргарина» и во многих других произведениях.
Наконец, не следует забывать и о такой функции
фантастики, как развлекательная. При помощи фантастики повышается
напряженность сюжетного действия, создается возможность строить
необычный и тем интересный художественный мир. Тем самым возбуждается
читательский интерес и внимание, а интерес читателя к необычному и
фантастическому носит устойчивый характер на протяжений веков.
Формы и приемы фантастики
Условно-фантастическая образность реализуется с помощью ряда форм и приемов.
Во-первых, это то, что можно назвать собственно
фантастическим — когда писатель вымысливает несуществующие в природе
сущности или свойства. Так происходит, например, в повести Гоголя «Вий»,
где действует всяческая нечистая сила, в природе не существующая.
Такого же рода фантастическое и в «Пиковой даме» Пушкина, где три карты
наделены таинственной способностью приносить непременный выигрыш.
Фантастика этого типа наиболее часто используется в произведениях
художественной литературы.
Во-вторых, существует форма иносказательной фантастики,
которая основана на реализации в изображенном мире того или иного
речевого тропа.
Чаще всего эта форма фантастического основана на гиперболе (великаны,
богатыри, исполинские животные и т. п.), литоте (карлики, гном, Мальчик с
пальчик, Дюймовочка и т. п.) и аллегории (басенная образность, где
животные, растения, предметы выступают как действующие лица, воплощая в
себе ту или иную аллегорию человеческих характеров).
Следующий прием, который мы рассмотрим, это гротеск —
соединение фантастического и реального в одном образе, причем для
гротеска характерно соединение фантастического не просто с реальным, а с
приземленно-бытовым, обыденным. Так, в сказке Щедрина «Медведь на
воеводстве» медведь, отправляясь на свое воеводство (фантастическая
черта) собирается разорять типографии и университеты (не просто бытовая,
но остросовременная, разрушающая сказочную атмосферу деталь). В духе
гротеска выдержан и тот, скажем, эпизод в романе Булгакова «Мастер и
Маргарита», когда один из приближенных Воланда Бегемот выдает Николаю
Ивановичу справку, выдержанную строго в духе канцелярской стилистики, да
еще и оттискивает на ней штамп «Уплочено».
Наконец, еще одним приемом фантастического является
алогизм — нарушение в произведении причинно-следственных связей,
необъяснимость, парадоксальность ситуаций, сюжетных ходов, отдельных
предметов и т. п. Блестящим примером алогизма как формы фантастического
может служить повесть Гоголя «Нос». Первый парадокс, который никак не
объясним с позиций логики, ждет нас уже в завязке повести: у героя ни с
того ни с сего, без всяких причин вдруг пропадает нос и на лице остается
гладкое место. Необъяснимым же образом он вдруг оказывается одновременно в
пироге у цирюльника и превращается в важного господина. Без всяких
видимых причин полицейский обращает внимание на цирюльника, собравшегося
выбросить нос, необъяснимым образом нос вдруг возвращается на свое
место. В общем, любой сюжетный ход в повести алогичен, немотивирован, и
именно потому фантастичен.
Разные формы фантастики могут сочетаться друг с другом в
системе одного произведения. Так, в той же повести «Нос» алогизм
сочетается с гротеском (фантастические события происходят с самым
заурядным, пошлым человеком, на фоне прозаической, бытовой, пошлой
действительности); в сказках Щедрина гротеск сочетается с иносказанием и
т. п.
Свойства изображенного мира
Жизнеподобие и фантастика являются основными свойствами
изображенного мира, так же как психологизм, сюжетность и описательность.
Про психологизм подробно говорилось выше, кратко охарактеризуем теперь
сюжетность и описательность. Сюжетность выражается в преобладании в
произведении событийной динамики. Она связана, как правило, с
динамическим сюжетом, который несет существенную содержательную
нагрузку, в огромной мере воплощая особенности художественного
содержания. При этом статические элементы в произведении — внесюжетные
элементы, психологические мотивировки событий и действий и т. п. —
сведены к минимуму. Напротив, описательность характеризуется
преобладанием в стиле произведения статических моментов, подробной
детализацией внешнего мира, акцентов на внешних формах бытия. При
описательности сюжет ослаблен, так же, как и психологизм; эти свойства
художественной формы начинают играть вспомогательную роль. |