При анализе психологических деталей следует обязательно
иметь в виду, что в разных произведениях они могут играть принципиально
различную роль. В одном случае психологические детали немногочисленны,
носят служебный, вспомогательный характер — тогда мы говорим об
элементах психологического изображения; их анализом можно, как правило,
пренебречь.
В другом случае психологическое изображение занимает в
тексте существенный объем, обретает относительную самостоятельность и
становится чрезвычайно важным для уяснения содержания произведения. В
этом случае в произведении возникает особое художественное качество,
называемое психологизмом. Психологизм — это освоение и изображение
средствами художественной литературы внутреннего мира героя: его мыслей,
переживаний, желаний, эмоциональных состояний и т. п., причем
изображение, отличающееся подробностью и глубиной.
Существуют три основные формы психологического
изображения, к которым сводятся в конечном счете все конкретные приемы
воспроизведения внутреннего мира. Две из этих трех форм были
теоретически выделены И.В. Страховым: «Основные формы психологического
анализа возможно разделить на изображение характеров «изнутри», — то
есть путем художественного познания внутреннего мира действующих лиц,
выражаемого при посредстве внутренней речи, образов памяти и
воображения; на психологический анализ «извне», выражающийся в
психологической интерпретации писателем выразительных особенностей речи,
речевого поведения, мимического и других средств внешнего проявления
психики».
Назовем первую форму психологического изображения
прямой, а вторую косвенной, поскольку в ней мы узнаем о внутреннем мире
героя не непосредственно, а через внешние симптомы психологического
состояния. О первой форме мы еще будем говорить чуть ниже, а пока
приведем пример второй, косвенной формы психологического изображения,
которая особенно широко использовалась в литературе на ранних ступенях
развития:
Мрачное облако скорби лицо Ахиллеса покрыло.
Обе он горсти наполнивши пеплом, главу им осыпал:
Лик молодой почернел, почернела одежда, и сам он
Телом великим пространство покрывши великое, в прахе
Был распростерт, и волосы рвал, и бился о землю.
Гомер. «Илиада». Пер В.А. Жуковского
Перед нами типичный пример косвенной формы
психологического изображения, при котором автор рисует лишь внешние
симптомы чувства, нигде не вторгаясь прямо в сознание и психику героя.
Но у писателя существует еще одна возможность, еще один
способ сообщить читателю о мыслях и чувствах персонажа — с помощью
называния, предельно краткого обозначения тех процессов, которые
протекают во внутреннем мире. Будем называть такой способ
суммарно-обозначающим. А.П. Скафтымов писал об этом приеме, сравнивая
особенности психологического изображении у Стендаля и Толстого:
«Стендаль идет по преимуществу путями вербального обозначения чувства.
Чувства названы, но не показаны»,
а Толстой подробно прослеживает процесс протекания чувства во времени и
тем самым воссоздает его с большей живостью и художественной силой.
Итак, одно и то же психологическое состояние можно
воспроизвести с помощью разных форм психологического изображения. Можно,
например, сказать: «Я обиделся на Карла Ивановича за то, что он
разбудил меня», — это будет суммарно-обозначающая форма. Можно изобразить внешние признаки обиды: слезы, нахмуренные брови, упорное молчание и т. п. — это косвенная форма. А можно, как это и сделал Толстой, раскрыть внутреннее состояние при помощи прямой формы
психологического изображения: «Положим, — думал я, — я маленький, но
зачем он тревожит меня? Отчего он не бьет мух около Володиной постели?
Вон их сколько? Нет, Володя старше меня, а я меньше всех: оттого он меня
и мучит. Только о том и думает всю жизнь, — прошептал я, — как бы мне
делать неприятности. Он очень хорошо видит, что разбудил и испугал меня,
но выказывает, как будто не замечает… противный человек! И халат, и
шапочка, и кисточка — какие противные!»
Естественно, что каждая форма психологического
изображения обладает разными познавательными, изобразительными и
выразительными возможностями. В произведениях писателей, которых мы
привычно называем психологами — Лермонтова, Толстого, Флобера,
Мопассана, Фолкнера и других, — для воплощения душевных движений
используются, как правило, все три формы. Но ведущую роль в системе
психологизма играет, разумеется, прямая форма — непосредственное
воссоздание процессов внутренней жизни человека.
Кратко познакомимся теперь с основными приемами психологизма,
с помощью которых достигается изображение внутреннего мира. Во-первых,
повествование о внутренней жизни человека может вестись как от первого,
так и от третьего лица, причем первая форма исторически более ранняя.
Эти формы обладают разными возможностями. Повествование от первого лица
создает большую иллюзию правдоподобия психологической картины, поскольку
о себе человек рассказывает сам. В ряде случаев психологическое
повествование от первого лица приобретает характер исповеди, что
усиливает впечатление. Эта повествовательная форма применяется главным
образом тогда, когда в произведении — один главный герой, за сознанием и
психикой которого следит автор и читатель, а остальные персонажи
второстепенны, и их внутренний мир практически не изображается
(«Исповедь» Руссо, «Детство», «Отрочество» и «Юность» Толстого и др.).
Повествование от третьего лица имеет свои преимущества в
плане изображения внутреннего мира. Это именно та художественная форма,
которая позволяет автору без всяких ограничений вводить читателя во
внутренний мир персонажа и показывать его наиболее подробно и глубоко.
Для автора нет тайн в душе героя — он знает о нем все, может проследить
детально внутренние процессы, объяснить причинно-следственную связь
между впечатлениями, мыслями, переживаниями. Повествователь может
прокомментировать самоанализ героя, рассказать о тех душевных движениях,
которые сам герой не может заметить или в которых не хочет себе
признаться, как, например, в следующем эпизоде из «Войны и мира»:
«Наташа со своей чуткостью тоже мгновенно заметила состояние своего
брата. Она заметила его, но ей самой так весело было в ту минуту, так
далека она была от горя, грусти, упреков, что она «…» нарочно обманула
себя. "Нет, мне слишком весело теперь, чтобы портить свое веселье
сочувствием чужому горю", почувствовала она и сказала себе: "Нет, я,
верно, ошибаюсь, он должен быть так же весел, как и я"».
Одновременно повествователь может психологически
интерпретировать внешнее поведение героя, его мимику и пластику и т. п.,
о чем говорилось выше в связи с психологическими внешними деталями.
Повествование от третьего лица дает широкие возможности
для включения в произведение самых разных приемов психологического
изображения: в такую повествовательную стихию легко и свободно вливаются
внутренние монологи, публичные исповеди, отрывки из дневников, письма,
сны, видения и т. п.
Повествование от третьего лица наиболее свободно
обращается с художественным временем, оно может подолгу останавливаться
на анализе скоротечных психологических состояний и очень кратко
информировать о длительных периодах, имеющих в произведении, например,
характер сюжетных связок. Это дает возможность повышать удельный вес
психологического изображения в общей системе повествования, переключать
читательский интерес с подробностей событий на подробности чувства.
Кроме того, психологическое изображение в этих условиях может достигать
максимальной детализации и исчерпывающей полноты: психологическое
состояние, которое длится минуты, а то и секунды, может растягиваться в
повествовании на несколько страниц; едва ли не самый яркий пример тому —
отмеченный еще Н.Г. Чернышевским эпизод смерти Праскухина в
«Севастопольских рассказах» Толстого.
Наконец, повествование от третьего лица дает возможность
изобразить внутренний мир не одного, а многих героев, что при другом
способе повествования сделать гораздо сложнее.
К приемам психологического изображения относятся психологический анализ и самоанализ. Суть
обоих приемов в том, что сложные душевные состояния раскладываются на
составляющие и тем самым объясняются, становятся ясными для читателя.
Психологический анализ применяется в повествовании от третьего лица,
самоанализ — в повествовании как от первого, так и от третьего лица.
Вот, например, психологический анализ состояния Пьера из «Войны и мира»:
«… он понял, что эта женщина может принадлежать ему.
"Но она глупа, я сам говорил, что она глупа, — думал
он. — Что-то гадкое есть в том чувстве, которое она возбудила во мне,
что-то запрещенное «…» — думал он; и в то же время, как он рассуждал так
(еще рассуждения эти оставались неоконченными), он заставал себя
улыбающимся и сознавал, что другой ряд рассуждений всплывал из-за
первых, что он в одно и то же время думал о ее ничтожестве и мечтал о
том, как она будет его женой «…» И он опять видел ее не какой-то дочерью
князя Василья, а видел все ее тело, только прикрытое серым платьем. "Но
нет, отчего же прежде не приходила мне в голову эта мысль?" И опять он
говорил себе, что это невозможно, что что-то гадкое,
противоестественное, как ему казалось, нечестное было бы в этом браке
«…» Он вспомнил слова и взгляды Анны Павловны, когда она говорила ему о
доме, вспомнил тысячи таких намеков со стороны князя Василья и других, и
на него нашел ужас, не связал ли он уж себя чем-нибудь в исполнении
такого дела, которое, очевидно, нехорошо и которое он не должен делать.
Но в то же время, как он сам себе выражал это решение, с другой стороны
души всплывал ее образ со всею своею женственною красотою».
Здесь сложное психологическое состояние душевной
смятенности аналитически расчленено на составляющие: прежде всего
выделены два направления рассуждений, которые, чередуясь, повторяются то
в мыслях, то в образах. Сопровождающие эмоции, воспоминания, желания
воссозданы максимально подробно. То, что переживается одновременно,
развертывается у Толстого во времени, изображено в последовательности,
анализ психологического мира личности идет как бы поэтапно. В то же
время сохраняется и ощущение одновременности, слитности всех компонентов
внутренней жизни, на что указывают слова «в то же время». В результате
создается впечатление, что внутренний мир героя представлен с
исчерпывающей полнотой, что прибавить к психологическому анализу уже
просто нечего; анализ составляющих душевной жизни делает ее предельно
ясной для читателя.
А вот пример психологического самоанализа из «Героя нашего времени»:
«Я часто спрашиваю себя, зачем я так упорно добиваюсь
любви молоденькой девочки, которую обольстить я не хочу и на которой
никогда не женюсь? К чему это женское кокетство? Вера меня любит больше,
чем княжна Мери будет любить когда-нибудь; если б она мне казалась
непобедимой красавицей, то, может быть, я завлекся бы трудностью
предприятия «…»
Но ничуть не бывало! Следовательно, это не та беспокойная потребность любви, которая нас мучит в первые годы молодости «…»
Из чего же я хлопочу? Из зависти к Грушницкому?
Бедняжка! Он вовсе ее не заслуживает. Или это следствие того скверного,
но непобедимого чувства, которое заставляет нас уничтожать сладкие
заблуждения ближнего «…»
А ведь есть необъятное наслаждение в обладании молодой,
едва распустившейся душой!.. Я чувствую в себе эту ненасытную жадность,
поглощающую все, что встречается на пути; я смотрю на страдания и
радости других только в отношении к себе, как на пищу, поддерживающую
мои душевные силы. Сам я больше не способен безумствовать под влиянием
страсти; честолюбие у меня подавлено обстоятельствами, но оно проявилось
в другом виде, ибо честолюбие есть не что иное, как жажда власти, а
первое мое удовольствие — подчинять моей воле все, что меня окружает».
Обратим внимание на то, насколько аналитичен приведенный
отрывок: это уже почти научное рассмотрение психологической задачи, как
по методам ее разрешения, так и по результатам. Сначала поставлен
вопрос, со всей возможной четкостью и логической ясностью. Затем
отбрасываются заведомо несостоятельные объяснения («обольстить не хочу и
никогда не женюсь»). Далее начинается рассуждение о более глубоких и
сложных причинах: в качестве таковых отвергается потребность в любви,
зависть и «спортивный интерес». Отсюда делается вывод уже прямо
логический: «Следовательно…». Наконец аналитическая мысль выходит на
правильный путь, обращаясь к тем положительным эмоциям, которые
доставляет Печорину его замысел и предчувствие его выполнения: «А ведь
есть необъятное наслаждение…». Анализ идет как бы по второму кругу:
откуда это наслаждение, какова его природа? И вот результат: причина
причин, нечто бесспорное и очевидное («Первое мое наслаждение…»).
Важным и часто встречающимся приемом психологизма является внутренний монолог — непосредственная
фиксация и воспроизведение мыслей героя, в большей или меньшей степени
имитирующее реальные психологические закономерности внутренней речи.
Используя этот прием, автор как бы «подслушивает» мысли героя во всей их
естественности, непреднамеренности и необработанности. У
психологического процесса своя логика, он прихотлив, и его развитие во
многом подчиняется интуиции, иррациональным ассоциациям,
немотивированным на первый взгляд сближения представлений и т. п. Все
это и отражается во внутренних монологах. Кроме того, внутренний монолог
обычно воспроизводит и речевую манеру данного персонажа, а
следовательно, и его манеру мышления. Вот, в качестве примера отрывок из
внутреннего монолога Веры Павловны в романе Чернышевского «Что
делать?»:
«Хорошо ли я сделала, что заставила его зайти?…
И в какое трудное положение поставила я его!..
Боже мой, что со мной, бедной, будет?
Есть одно средство, говорит он, — нет, мой милый, нет никакого средства.
Нет, есть средство; вот оно: окно. Когда будет уже слишком тяжело, брошусь из него.
Какая я смешная: «когда будет слишком тяжело» — а теперь-то?
А когда бросишься в окно, как быстро, быстро полетишь «…» Нет, это хорошо «…»
Да, а потом? Будут все смотреть: голова разбитая, лицо разбитое, в крови, в грязи «…»
А в Париже бедные девушки задушаются чадом. Вот это
хорошо, это очень, очень хорошо. А бросаться из окна нехорошо. А это
хорошо».
Внутренний монолог, доведенный до своего логического
предела, дает уже несколько иной прием психологизма, нечасто
употребляющийся в литературе и называемый «потоком сознания». Этот
прием создает иллюзию абсолютно хаотичного, неупорядоченного движения
мыслей и переживаний. Вот пример этого приема из романа Толстого «Война и
мир»:
«"Должно быть, снег — это пятно; пятно — une tach" — думал Ростов. — "Вот тебе и не таш…"
"Наташа, сестра, черные глаза. На… ташка… (вот удивится,
когда я ей скажу, как я увидал государя!) Наташку… ташку возьми… Да,
бишь, что я думал? — не забыть. Как с государем говорить буду? Нет, не
то, это завтра. Да, да! На ташку наступить… тупить нас — кого? Гусаров. А
гусары и усы… По Тверской ехал этот гусар с усами, я еще подумал о нем,
против самого Гурьева дома… Старик Гурьев… Эх, славный малый Денисов!
Да, все это пустяки. Главное теперь — государь тут. Как он на меня
смотрел, и хотелось ему что-то сказать, да он не смел… Нет, это я не
смел. Да это пустяки, а главное — что я что-то нужное думал, да.
На-ташку, нас-тупить, да, да, да. Это хорошо"».
Еще одним приемом психологизма является так называемая диалектика души. Термин
принадлежит Чернышевскому, который так описывает этот прием: «Внимание
графа Толстого более всего обращено на то, как одни чувства и мысли
развиваются из других, как чувство, непосредственно вытекающее из
данного положения или впечатления, подчиняясь влиянию воспоминаний и
силе сочетаний, представляемых воображением, переходит в другие чувства,
снова возвращается к прежней исходной точке и опять и опять
странствует, изменяясь по всей цепи воспоминаний; как мысль, рожденная
первым ощущением, ведет к другим мыслям, увлекается все дальше и дальше,
сливает грезы с действительными ощущениями, мечты о будущем с
рефлексиею о настоящем».
Иллюстрацией этой мысли Чернышевского могут быть многие
страницы книг Толстого, самого Чернышевского, других писателей. В
качестве примера приведем (с купюрами) отрывок из размышлений Пьера в
«Войне и мире»:
«То ему представлялась она (Элен) в первое время
после женитьбы, с открытыми плечами и усталым, страстным взглядом, и
тотчас же рядом с нею представлялось красивое, наглое и
твердо-насмешливое лицо Долохова, каким оно было на обеде, и то же лицо
Долохова, бледное, дрожащее и страдающее, каким оно было, когда он
повернулся и упал на снег.
«Что ж было? — спрашивал он сам себя. — Я убил
любовника, да, убил любовника своей жены. Да. Это было. Отчего? Как я
дошел до этого? — Оттого, что ты женился на ней», — отвечал внутренний
голос.
«Но в чем же я виноват? — спрашивал он. — В том, что ты
женился, не любя ее, в том, что ты обманул и себя и ее, — и ему живо
представилась та минута после ужина у князя Василья, когда он сказал эти
не выходившие из него слова: "Je vous aime".
Все от этого! Я и тогда чувствовал, — думал он, — я чувствовал тогда,
что это было не то, что я не имел на это права. Так и вышло». Он
вспомнил медовый месяц и покраснел при этом воспоминании «…».
А сколько раз я гордился ею «…» — думал он «…» — Так вот чем я гордился?! Я тогда думал, что не понимаю ее «… » а вся разгадка была в том страшном слове, что она развратная женщина: сказал себе это страшное слово, и все стало ясно!» «…»
Потом он вспомнил грубость, ясность ее мыслей и
вульгарность выражений «…» «Да я никогда не любил ее, — говорил себе
Пьер, — я знал, что она развратная женщина, — повторял он сам себе, — но
не смел признаться в этом.
И теперь Долохов, вот он сидит на снегу и насильно
улыбается и умирает, может быть притворным каким-то молодечеством
отвечая на мое раскаяние!» «…»
«Она во всем, во всем она одна виновата, — говорил он
сам себе. — Но что ж из этого? Зачем я себя связал с нею, зачем я ей
сказал это: "Je vous aime", которое было ложь, и еще хуже, чем ложь, —
говорил он сам себе. — Я виноват «…»
Людовика XVI казнили за то, что они говорили, что
он был бесчестен и преступник (пришло Пьеру в голову), и они были правы
с своей точки зрения, так же, как правы и те, которые за него умирали
мученической смертью и причисляли его к лику святых. Потом Робеспьера
казнили за то, что он был деспот. Кто прав, кто виноват? Никто. А жив — и
живи: завтра умрешь, как я мог умереть час тому назад. И стоит ли того
мучиться, когда жить остается одну секунду в сравнении с вечностью?» Но в
ту минуту, как он считал себя успокоенным такого рода рассуждениями,
ему вдруг представлялась она и те минуты, когда он сильнее всего
выказывал ей свою неискреннюю любовь, — и он чувствовал прилив крови к
сердцу, и должен был опять вставать, двигаться, и ломать, и рвать
попадающиеся ему под руку вещи. Зачем я сказал ей "Je vous aime"? — все
повторял он сам себе».
Отметим еще один прием психологизма, несколько
парадоксальный на первый взгляд, — это прием умолчания. Он состоит в
том, что писатель в какой-то момент вообще ничего не говорит о
внутреннем мире героя, заставляя читателя самого производить
психологический анализ, намекая на то, что внутренний мир героя, хотя он
прямо и не изображается, все-таки достаточно богат и заслуживает
внимания. Как пример этого приема приведем отрывок из последнего
разговора Раскольникова с Порфирием Петровичем в «Преступлении и
наказании». Возьмем кульминацию диалога: следователь только что прямо
объявил Раскольникову, что считает убийцей именно его; нервное
напряжение участников сцены достигает высшей точки:
«— Это не я убил, — прошептал было Раскольников, точно испуганные маленькие дети, когда их захватывают на месте преступления.
— Нет, это вы-с, Родион Романыч, вы-с, и некому больше-с, — строго и убежденно прошептал Порфирий.
Оба они замолчали, и молчание длилось до странности
долго, минут с десять. Раскольников облокотился на стол и молча ерошил
пальцами свои волосы. Порфирий Петрович сидел смирно и ждал. Вдруг
Раскольников презрительно посмотрел на Порфирия.
— Опять вы за старое, Порфирий Петрович! Все за те же ваши приемы: как это вам не надоест, в самом деле?»
Очевидно, что в эти десять минут, которые герои провели в
молчании, психологические процессы не прекращались. И разумеется, у
Достоевского была полная возможность изобразить их детально: показать,
что думал Раскольников, как он оценивал ситуацию и какие чувства
испытывал по отношению к Порфирию Петровичу и себе самому. Словом,
Достоевский мог (как не раз делал в других сценах романа) «расшифровать»
молчание героя, наглядно продемонстрировать, в результате каких мыслей и
переживаний Раскольников, сначала растерявшийся и сбитый с толку, уже,
кажется готовый. признаться и покаяться, решает все-таки продолжать
прежнюю игру. Но психологического изображения как такового здесь нет, а
между тем сцена насыщена психологизмом. Психологическое содержание этих
десяти минут читатель додумывает, ему без авторских пояснений понятно,
что может переживать в этот момент Раскольников.
Наиболее широкое распространение прием умолчания приобрел в творчестве Чехова, а вслед за ним — многих других писателей XX в.
Наряду с перечисленными приемами психологизма, которые
являются наиболее распространенными, писатели иногда используют в своих
произведениях специфические средства изображения внутреннего мира,
такие, как имитация интимных документов (романы в письмах, введение
дневниковых записей и т. п.), сны и видения (особенно широко эта форма
психологизма представлена в романах Достоевского), создание
персонажей-двойников (например, Черт как своеобразный двойник Ивана в
романе «Братья Карамазовы») и др. Кроме того, как прием психологизма
применяются также внешние детали, о чем речь шла выше. |