Литературно-художественное произведение — это произведение искусства в узком смысле слова,
то есть одной из форм общественного сознания. Как и все искусство в
целом, художественное произведение есть выражение определенного
эмоционально-мыслительного содержания, некоторого идейно-эмоционального
комплекса в образной, эстетически значимой форме. Пользуясь
терминологией М.М. Бахтина, можно сказать, что художественное
произведение — это сказанное писателем, поэтом «слово о мире», акт
реакции художественно одаренной личности на окружающую действительность.
Согласно теории отражения, мышление человека
представляет собой отражение действительности, объективного мира. Это,
конечно, в полной мере относится и к художественному мышлению.
Литературное произведение, как и все искусство, есть частный случай
субъективного отражения объективной действительности. Однако отражение,
особенно на высшей ступени его развития, какой является человеческое
мышление, ни в коем случае нельзя понимать как отражение механическое,
зеркальное, как копирование действительности «один к одному». Сложный,
непрямой характер отражения в наибольшей, может быть, степени
сказывается в мышлении художественном, где так важен субъективный
момент, уникальная личность творца, его оригинальное видение мира и
способ мышления о нем. Художественное произведение, таким образом, есть
отражение активное, личностное; такое, при котором происходит не только
воспроизведение жизненной реальности, но и ее творческое преображение.
Кроме того, писатель никогда не воспроизводит действительность ради
самого воспроизведения: уже сам выбор предмета отражения, сам импульс к
творческому воспроизведению реальности рождается из личностного,
пристрастного, небезразличного взгляда писателя на мир.
Таким образом, художественное произведение представляет
собой нерасторжимое единство объективного и субъективного,
воспроизведения реальной действительности и авторского понимания ее,
жизни как таковой, входящей в художественное произведение и познаваемой в
нем, и авторского отношения к жизни. На эти две стороны искусства в
свое время указал еще Н.Г. Чернышевский. В своем трактате «Эстетические
отношения искусства к действительности» он писал: «Существенное значение
искусства — воспроизведение всего, что интересно для человека в жизни;
очень часто, особенно в произведениях поэзии, выступает также на первый
план объяснение жизни, приговор о явлениях ее».
Правда, Чернышевский, полемически заостряя в борьбе против
идеалистической эстетики тезис о примате жизни над искусством, ошибочно
считал главной и обязательной лишь первую задачу — «воспроизведения
действительности», а две других — второстепенными и факультативными.
Правильнее, конечно, говорить не об иерархии этих задач, а об их
равноправии, а вернее, о нерасторжимой связи объективного и
субъективного в произведении: ведь подлинный художник просто не может
изображать действительность, никак ее не осмысливая и не оценивая.
Однако следует подчеркнуть, что само наличие субъективного момента в
произведении было четко осознано Чернышевским, а это представляло собой
шаг вперед по сравнению, скажем, с эстетикой Гегеля, весьма склонного
подходить к художественному произведению чисто объективистски, умаляя
или вовсе игнорируя активность творца.
Осознать единство объективного изображения и
субъективного выражения в художественном произведении необходимо и в
методическом плане, ради практических задач аналитической работы с
произведением. Традиционно в нашем изучении и особенно преподавании
литературы больше внимания уделяется объективной стороне, что,
несомненно, обедняет представление о художественном произведении. Кроме
того, здесь может произойти и своего рода подмена предмета исследования:
вместо того, чтобы изучать художественное произведение с присущими ему
эстетическими закономерностями, мы начинаем изучать действительность,
отраженную в произведении, что, разумеется, тоже интересно и важно, но
не имеет прямой связи с изучением литературы как вида искусства.
Методологическая установка, нацеленная на исследование в основном
объективной стороны художественного произведения, вольно или невольно
снижает значение искусства как самостоятельной формы духовной
деятельности людей, ведет в конечном счете к представлениям об
иллюстративности искусства и литературы. При этом произведение искусства
во многом лишается своего живого эмоционального содержания, страсти,
пафоса, которые, конечно, в первую очередь связаны с авторской
субъективностью.
В истории литературоведения указанная методологическая
тенденция нашла наиболее явное воплощение в теории и практике так
называемой культурно-исторической школы, особенно в европейском
литературоведении. Ее представители искали в литературных произведениях
прежде всего приметы и черты отраженной действительности; «видели в
произведениях литературы культурно-исторические памятники», но
«художественная специфика, вся сложность литературных шедевров при этом
не занимали исследователей».
Отдельные представители русской культурно-исторической школы видели
опасность такого подхода к литературе. Так, В. Сиповский прямо писал:
«Нельзя на литературу смотреть только как на отражение
действительности».
Разумеется, разговор о литературе вполне может
переходить в разговор о самой жизни — в этом нет ничего неестественного
или принципиально несостоятельного, ибо литература и жизнь не разделены
стеной. Однако при этом важна методологическая установка, не позволяющая
забывать об эстетической специфике литературы, сводить литературу и ее
значение к значению иллюстрации.
Если по содержанию художественное произведение
представляет собой единство отраженной жизни и авторского отношения к
ней, то есть выражает некоторое «слово о мире», то форма произведения
носит образный, эстетический характер. В отличие от других видов
общественного сознания, искусство и литература, как известно, отражают
жизнь в форме образов, то есть используют такие конкретные, единичные
предметы, явления, события, которые в своей конкретной единичности несут
в себе обобщение. В отличие от понятия образ обладает большей
«наглядностью», ему свойственна не логическая, а конкретно-чувственная и
эмоциональная убедительность. Образность составляет основу
художественности, как в смысле принадлежности к искусству, так и в
смысле высокого мастерства: благодаря своей образной природе
художественные произведения обладают эстетическим достоинством,
эстетической ценностью.
Итак, мы можем дать такое рабочее определение
художественного произведения: это определенное эмоционально-мыслительное
содержание, «слово о мире», выраженное в эстетической, образной форме;
художественное произведение обладает цельностью, завершенностью и
самостоятельностью. |