Романной проблематикой завершается типология Г.Н.
Поспелова. Однако думается, что четыре выделенных им типа проблематики
не могут исчерпать всего проблемного многообразия литературы. По крайней
мере еще один тип необходимо вводить в классификацию. Я имею в виду
произведения с так называемой философской проблематикой. Идейный интерес
писателей в этом случае направлен на осмысление наиболее общих,
универсальных закономерностей бытия общества и природы, как в
онтологическом, так и в гносеологическом аспектах. Истоки этого типа
опять-таки лежат довольно глубоко: мы находим их в притчах Ветхого и
Нового завета, в «Сократических диалогах» Платона, в «Диалогах в царстве
мертвых» Лукиана.
Впоследствии этот тип, впрочем, нечасто появляется в
литературе, но зато в XIX и особенно XX в. заметно активизируется. Здесь
можно назвать такие произведения как «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» и
«Пир во время чумы» Пушкина, «Изречение Мельхиседека» Батюшкова,
«Природа — сфинкс…» Тютчева, некоторые «Стихотворения в прозе» Тургенева
и О. Уайльда, «Слепых» Метерлинка, такие пьесы Шоу, как «Горько, но
правда», «Простак с Нежданных островов», Брехта «Добрый человек из
Сезуана» и многие другие произведения, написанные в основном в жанрах
притчи, иносказания, «параболы», в том числе и значительную часть так
называемой «научной фантастики», в частности, повести Р. Шекли или
братьев Стругацких.
До сих пор проблематика этого рода не выделялась в
самостоятельный тип, а причислялась к одному из уже существующих. Так,
Г.Н. Поспелов относит подобные произведения к этологической группе, а
М.М. Бахтин — к романной. Оба решения, по-видимому, неудачны, потому что
существенно нарушают единство этологического или романного типов. В
самом деле, философская коллизия (если автора интересует ее разрешение, а
не изображение философских систем как таковых) вряд ли может
рассматриваться как одна из разновидностей социокультурной проблематики.
Здесь принципиально иная направленность писательских интересов: не
уклад жизни той или иной социальной группы, а истина «в конечной
инстанции». Поэтому можно смело говорить о принципиальных,
типологических отличиях философской проблематики от социокультурной.
Что же касается романа, особенно в его
идейно-нравственной разновидности, то здесь, по-видимому, точек
соприкосновения больше — тот же поиск истины, «правда», концепции жизни
выступают на первый план. Но есть и существенные отличия, касающиеся
опять же наиболее принципиальных признаков романной проблематики. Первое
состоит в том, что если идейно-нравственную проблематику интересует,
может быть, не столько сама истина, сколько процесс личностного поиска истины,
то философская проблематика берет те или иные точки зрения на мир
практически безразлично к их носителям.
Если для идейно-нравственной
проблематики характерно личностное переживание человеком своей жизненной
позиции, то философская проблематика «озабочена» прежде всего
логической и фактической доказательностью своих итоговых выводов. Таким
образом, основная проблема романного мышления — проблема личности —
практически не ставится в философском типе проблематики; если
идейно-нравственная проблематика демонстрирует непосредственнейшую,
теснейшую связь человека и «идеи», то философская связывает их лишь в
конечном итоге, а иногда такая связь осуществляется и вовсе за пределами
произведения — на уровне взаимосвязей «автор-произведение» и
«произведение-читатель».
Из сказанного легко можно сделать вывод и о втором
принципиальном отличии романной и философской проблематики: последнюю
почти не интересует динамика, акцент делается на статике. Для
идейно-нравственной проблематики важен процесс формирования и изменения
идейно-нравственных основ человеческой личности, характера; философская
проблематика занята установлением, «констатированием» существующих
устойчивых закономерностей.
Проблематика многих конкретных произведений часто
выступает в своем типологически чистом виде. Так, если мы говорим, что в
мифе о Прометее проявляется мифологическая проблематика, в «Полтаве»
Пушкина — национальная, в «Герое нашего времени» — идейно-нравственная, в
«Истории одного города» Щедрина — социокультурная и т. д., то имеется в
виду, что другие типы проблематики не играют в содержании этих
произведений существенной роли. И таких произведений, в которых в
относительной чистоте воплощается какой-то один тип проблематики, в
литературе довольно много. Но часто встречаются и такие произведения, в
которых сочетаются два, реже три или четыре проблемных типа. Так,
идейно-нравственная и социокультурная проблематика сочетаются в романах
Диккенса, Бальзака, в «Евгении Онегине» Пушкина, в драмах Островского, в
«Господах Головлевых» Щедрина, в рассказах Чехова. Любопытное и не
частое сочетание национальной и идейно-нравственной проблематики мы
встречаем в поэме Пушкина «Медный всадник», в трилогии Симонова «Живые и
мертвые». Национальная и авантюрная проблематика часто соединяются в
романах В. Скотта.
Наконец, существуют и произведения, в которых
встречается сочетание трех или четырех типов проблематики: таковы эпопеи
Л.Н. Толстого «Война и мир», Шолохова «Тихий Дон», А.Н. Толстого
«Хождение по мукам», P.M. дю Гара «Семья Тибо», в которых объединяются
социокультурная, национальная и идейно-нравственная проблематика; роман
М. Булгакова «Мастер и Маргарита», в котором к этим типам добавляется
еще проблематика философская, и некоторые другие произведения.
Наличие в содержании произведения разных типов
проблематики — один из моментов художественного своеобразия этого
произведения. Однако при анализе следует иметь в виду, что не всегда
разные типы проблематики существуют в произведении «на равных правах».
Так, например, в повести Гоголя «Тарас Бульба» наряду с ведущим
национальным типом существуют также романные аспекты проблематики,
связанные с любовью Андрия к полячке. Они в определенной мере создают
содержательное своеобразие повести и влияют на закономерности
стилеобразования в ней. Но в общем художественном строении произведения
эти аспекты занимают, бесспорно, подчиненное положение. С помощью
романного конфликта подчеркивается острота конфликта национального,
усиливается драматизм этой стороны содержания.
Аналогичную
вспомогательную роль играет социокультурный фон в идейно-нравственных
романах Достоевского, романные аспекты в социокультурной по ведущему
типу поэме Гоголя «Мертвые души» и т. п. Все это показывает, что анализ
проблемного состава произведения, взаимодействия типов проблематики в
системе одного художественного целого должен быть достаточно тонким и
диалектичным.
В школьных условиях правильное определение типа
проблематики имеет особую важность для анализа. Во-первых, именно
проблематика зачастую оказывается тем «ключиком», которым открывается
произведение. Во-вторых, в школьной практике есть определенная и
довольно сильная тенденция искать в произведении лишь социокультурные, и
прежде всего социальные проблемы, игнорируя зачастую иные аспекты
проблематики, являющиеся в данном конкретном произведении центральными.
Это сплошь и рядом происходит с шедеврами русской литературы, в которых
ведущий тип проблематики — идейно-нравственный или философский.
В
качестве примера можно привести роман Лермонтова «Герой нашего времени»,
где акцент обыкновенно делается не на философской и идейно-нравственной
проблематике, связанной с проблемами судьбы, предопределения и
свободной воли, а на «борьбе Печорина с «водяным обществом», на
социальном противостоянии незаурядной личности и светского общества 30-х
годов. Спору нет, такая проблема тоже существует в структуре
произведения, но как вторичная, вспомогательная, «фоновая», а в школьном
изучении она становится центральной, что ведет к потере целостного
восприятия романа (в подавляющем большинстве школьники удовлетворительно
помнят лишь «Княжну Мери», а о «Фаталисте», где философская
проблематика явно выходит на первый план, а социальными проблемами и не
пахнет, не имеют никакого представления — с ними «этого не проходили»), а
значит, и к существенно искаженной его интерпретации. То же можно
сказать и о романе Достоевского «Преступление и наказание» — в его
изучении до сих пор еще господствует социологический подход. Важнейшая и
интереснейшая идейно-нравственная проблематика оказывается на периферии
школьного изучения, а весь анализ идет совсем не в ту сторону, в какую
нужно. |