Еще одной составляющей идейного мира произведения
является художественная идея — главная обобщающая мысль или система
таких мыслей (в последнем случае иногда говорят об идейном звучании
произведения). Иногда идея или одна из идей непосредственно
формулируются самим автором в тексте произведения — например, в «Войне и
мире» Л. Толстого: «Нет величия там, где нет простоты, добра и правды».
Иногда автор как бы «передоверяет» право высказать идею одному из
персонажей: так, выражая авторскую идею, Фауст у Гете говорит в конце
произведения: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день идет за
них на бой». Однако здесь необходимо быть особенно внимательным и
аккуратным при определении идеи: весьма часто персонаж высказывает лишь
свои собственные мысли, за которые автор не несет никакой
ответственности. Недоразумения такого рода, когда высказывания того или
иного персонажа принимаются за идею всего произведения, встречаются
очень часто и в истории литературы, и в современной практике
преподавания. Когда, например, А.П. Чехову настойчиво приписывали те
мысли, которые высказывает старый профессор, герой его повести «Скучная
история», он немедленно отреагировал, разъяснив свою позицию следующим
образом: «Если Вам предлагают кофе, то не старайтесь искать в нем пива.
Если я преподношу Вам профессорские мысли, то верьте мне и не ищите в
них чеховских мыслей» (Письмо А.С. Суворину от 17 октября 1889 г.).
Следует помнить, что только в сравнительно редких случаях автор
доверяет герою сформулировать одну из идей произведения; для этого
необходима, как правило, большая слитность автора и его героя, своего
рода автобиографичность; На практике следует помнить, что высказывание
героя только тогда может претендовать на статус авторской идеи, когда
ему не противоречит весь образный строй произведения, когда нет никаких
сомнений в том, что автор сознательно оставляет за героем последнее
слово, которое не опровергается ни другими персонажами, ни авторским
отступлением, ни дальнейшим развитием событий и т. п.
В сомнительных
случаях лучше воздержаться и не отождествлять позиций автора и героя, а
провести дополнительную аналитическую работу. Это очень важный
методический принцип анализа содержания, который тем не менее сплошь и
рядом игнорируется в практике преподавания, где стало уже дурным общим
местом говорить: «Автор устами своего героя…» Такой методический прием, с
позволения сказать, «анализа», конечно, избавляет от сложностей,
связанных с внимательным прочтением: проще всего провозгласить героя
рупором авторской идеи, но при этом во многих случаях существенно
обедняется и искажается собственно идея произведения.
Наиболее частый случай — когда идея не формулируется в
тексте произведения, а как бы пропитывает всю его структуру. В этом
случае идея требует для своего выявления аналитической работы, иногда
очень кропотливой и сложной и не всегда оканчивающейся однозначным
результатом. При рациональном вычленении идеи необходимо помнить, что
она является результатом обобщения, абстрагирования, а потому неизбежно
выпрямляет и несколько упрощает живой и богатый художественный смысл.
Как говорил Л. Толстой, сформулированная критиком идея представляет
собой «одну из правд, которую можно сказать» (Письмо Н.Н. Страхову от 23
и 26 апреля 1876 г.), поскольку художественное произведение как целое всегда богаче рациональной идеи.
Для правильного понимания художественной идеи и ее
значения в идейном мире произведения анализ этой стороны художественного
содержания необходимо проводить в тесной связи с анализом других
составляющих идейного мира произведения, прежде всего с анализом пафоса,
о котором мы будем говорить чуть ниже. В ряде случаев (особенно это
касается лирических произведений, хотя и не только их, а вообще всех,
отличающихся высоким и ярко выраженным эмоциональным накалом) в
рациональном выделении идеи просто нет необходимости, поскольку она
практически растворяется в пафосе. Не случайно В.Г. Белинский писал, что
«поэтическая идея — это не силлогизм, не догмат, не правило, это —
живая страсть, это пафос».
Последнее замечание Белинского подсказывает нам очень
важное методическое соображение: не следует сводить идею художественного
произведения к извлекаемому из него нравственному «уроку» и
формулировать ее в виде императивного требования к читателю: «Будьте
такими, как Павка Корчагин», «не будьте такими, как Плюшкин» и т. п.
Такие формулировки в подавляющем большинстве случаев крайне далеки от
действительной идеи произведения, да и воспитательных задач они как
следует не выполняют, зато успешно упрощают и «засушивают» произведение,
сводя его к скучному и унылому нравоучению. А этого применительно к
такому живому делу, как литература, никак нельзя допускать. |