Первую часть урока посвятим обсуждению написанных к рассказу
киносценариев и подготовленных дома инсценировок, расскажем и о первой
экранизации чеховских рассказов.
В 1929 г. киностудия «Метрабпомфильм» выпустила альманах «Чины и
люди» по рассказам Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника». Роль
полицейского надзирателя Очумелова сыграл знаменитый И. М. Москвин. Вот
как об этом вспоминал известный советский артист М. Н. Алейников:
«Чеховские новеллы „Хамелеон" и „Смерть чиновника", избранные... в
качестве материала для экранизации, многим казались
некинематографичными: кинематограф был нем, а эти рассказы Чехова
изобиловали превосходным диалогом.
Протазанов уверенно остановился на этих новеллах, как только
Москвин дал согласие на участие в фильме: кинематографические средства
Москвина к этому времени давали уже возможность переводить на язык кино
сюжеты, решенные чисто литературным, диалогическим приемом. В самом
деле, сцена на рынке, построенная Чеховым на разговоре полицейского
надзирателя Очумелова с Хрюкиным, городовым и поваром, была превосходно
передана Москвиным. С предельной выразительностью и многокрасочной
нюансировкой мимики и жеста артист перевел чеховское слово на
пластический язык кинематографа. Этот „разговорный" немой фильм имеет
сравнительно мало надписей.
Интересно отметить, что Москвин нашел такой рисунок для
внешнего облика полицейского надзирателя, что даже тот, кто хорошо знал
Москвина и видел его во всех ролях на сцене, не мог его узнать в
Очумелове. А ведь кроме длинных пушистых усов и подклеек у бровей
никаких других наклеек на лице не было. Своеобразие этой тупой и
примитивной человеческой маски поддерживалось непрерывным напряжением
всей мускульной сети лица и вытаращенных глаз» (Алейников М. Н. Пути советского кино. — М., 1947. — С. 82—83).
Обсуждая киносценарии учащихся, сравнивая разные варианты
инсценировок рассказа, мы вместе с ними размышляем над тем, почему
чеховские персонажи вызывают в читателях (зрителях) не только смех, но и
негодование. Хамелеонство, глупость, чинопочитание — не безобидные
недостатки, а опасные пороки. Персонажи рассказа — не участники
случайной комической ситуации, достойной веселой шутки и юмора, а
хамелеонствующие обыватели, привыкшие к рабству и деспотизму. Читая в
классе статью учебника «Юмор и сатира», акцентируем внимание на
принципиальных отличиях этих форм комического, делаем вывод об
отношении писателя к своим персонажам. В дальнейшем, обратившись к
рассказу М. Зощенко «Интересная кража в кооперативе» (рассказ предложен
программой для изучения), обратим внимание учащихся на сходство в
поведении персонажей и выявим общий смысл произведений.
Завершит встречу с Чеховым в шестом классе обсуждение рассказа
«Шуточка» (1886), предложенного программой для внеклассного чтения.
Выбор этого рассказа, с нашей точки зрения, внутренне
эстетически логичен и методически оправдан. Лиричность повествования и
обыденность «финала», художественная деталь как средство раскрытия
различий чувств героев, мотивов их поступков, символичность образов
природы, смысл названия произведения — все это станет предметом нашей
работы на уроке.
Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы и
задания: «Какие чувства вызывают у вас герои рассказа? Какой вы
представляете себе Наденьку, рассказчика? Верите ли вы в искренность
его слов? Какова роль пейзажа в раскрытии отношений между героями?
Изменились ли герои? В чем смысл названия рассказа?»
Изучение произведений Чехова в шестом классе подготовит новые
встречи с творчеством писателя, каждая из которых становится
необходимым и существенным открытием искусства и жизни.
|