Суббота, 10.12.2016, 23:25

     



ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ
МЕНЮ САЙТА

МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА

НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА

СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]

Статистика

Форма входа


Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Смешное и сатирическое в рассказах Чехова
16.09.2014, 11:44
       Первую часть урока посвятим обсуждению написанных к рассказу киносценариев и подготовленных дома инсценировок, расскажем и о первой экранизации чеховских рассказов.
      В 1929 г. киностудия «Метрабпомфильм» выпустила альманах «Чины и люди» по рассказам Чехова «Хамелеон» и «Смерть чиновника». Роль полицейского надзирателя Очумелова сыграл знаменитый И. М. Москвин. Вот как об этом вспоминал известный советский артист М. Н. Алейников: «Чеховские новеллы „Хамелеон" и „Смерть чиновника", избранные... в качестве материала для экранизации, многим казались некинематографичными: кинематограф был нем, а эти рассказы Чехова изобиловали превосходным диалогом.
      Протазанов уверенно остановился на этих новеллах, как только Москвин дал согласие на участие в фильме: кинематографические средства Москвина к этому времени давали уже возможность переводить на язык кино сюжеты, решенные чисто литературным, диалогическим приемом. В самом деле, сцена на рынке, построенная Чеховым на разговоре полицейского надзирателя Очумелова с Хрюкиным, городовым и поваром, была превосходно передана Москвиным. С предельной выразительностью и многокрасочной нюансировкой мимики и жеста артист перевел чеховское слово на пластический язык кинематографа. Этот „разговорный" немой фильм имеет сравнительно мало надписей.
      Интересно отметить, что Москвин нашел такой рисунок для внешнего облика полицейского надзирателя, что даже тот, кто хорошо знал Москвина и видел его во всех ролях на сцене, не мог его узнать в Очумелове. А ведь кроме длинных пушистых усов и подклеек у бровей никаких других наклеек на лице не было. Своеобразие этой тупой и примитивной человеческой маски поддерживалось непрерывным напряжением всей мускульной сети лица и вытаращенных глаз» (Алейников М. Н. Пути советского кино. — М., 1947. — С. 82—83).
      Обсуждая киносценарии учащихся, сравнивая разные варианты инсценировок рассказа, мы вместе с ними размышляем над тем, почему чеховские персонажи вызывают в читателях (зрителях) не только смех, но и негодование. Хамелеонство, глупость, чинопочитание — не безобидные недостатки, а опасные пороки. Персонажи рассказа — не участники случайной комической ситуации, достойной веселой шутки и юмора, а хамелеонствующие обыватели, привыкшие к рабству и деспотизму. Читая в классе статью учебника «Юмор и сатира», акцентируем внимание на принципиальных отличиях этих форм комического, делаем вывод об отношении писателя к своим персонажам. В дальнейшем, обратившись к рассказу М. Зощенко «Интересная кража в кооперативе» (рассказ предложен программой для изучения), обратим внимание учащихся на сходство в поведении персонажей и выявим общий смысл произведений.
      Завершит встречу с Чеховым в шестом классе обсуждение рассказа «Шуточка» (1886), предложенного программой для внеклассного чтения.
      Выбор этого рассказа, с нашей точки зрения, внутренне эстетически логичен и методически оправдан. Лиричность повествования и обыденность «финала», художественная деталь как средство раскрытия различий чувств героев, мотивов их поступков, символичность образов природы, смысл названия произведения — все это станет предметом нашей работы на уроке.
      Для обсуждения могут быть предложены следующие вопросы и задания: «Какие чувства вызывают у вас герои рассказа? Какой вы представляете себе Наденьку, рассказчика? Верите ли вы в искренность его слов? Какова роль пейзажа в раскрытии отношений между героями? Изменились ли герои? В чем смысл названия рассказа?»
      Изучение произведений Чехова в шестом классе подготовит новые встречи с творчеством писателя, каждая из которых становится необходимым и существенным открытием искусства и жизни.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 615 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ВИДЕОУРОКИ
ОБУЧАЮЩИЕ ФИЛЬМЫ ПО
   РУССКОМУ ЯЗЫКУ

ОТКРЫТЫЕ УРОКИ ДМИТРИЯ
   БЫКОВА

СКАЗКА

ПОВЕСТЬ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ

ЛЕКЦИИ ПО РУССКОЙ
   ЛИТЕРАТУРЕ


ВИДЕОУРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В
   11 КЛАССЕ


ПИСАТЕЛЬ КРУПНЫМ ПЛАНОМ

ТВОРЧЕСТВО ГОГОЛЯ

ТВОРЧЕСТВО САЛТЫКОВА-
   ЩЕДРИНА


ТВОРЧЕСТВО НЕКРАСОВА

ЛИТЕРАТУРА ВОЕННЫХ ЛЕТ

РОДОВОЕ ГНЕЗДО ПИСАТЕЛЯ

ТЕОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ

***

АНТИЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

МИРОВАЯ ЛИТЕРАТУРА. ХХ ВЕК

ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА
***

ЛИТЕРАТУРНЫЕ
   ПРОИЗВЕДЕНИЯ НА БОЛЬШОЙ
   СЦЕНЕ



ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ

ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ

ПРОБА ПЕРА

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

"УЧИТЕЛЬ  СЛОВЕСНОСТИ"
РЕКОМЕНДУЕТ








ПАН ПОЗНАВАЙКО


Презентации к урокам


портрет Пушкина
ВЫШИВАЕМ ПОРТРЕТ ПИСАТЕЛЯ
Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Copyright MyCorp © 2016  Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0