Суббота, 27.04.2024, 05:37


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Изучение рассказа В. Г. Распутина «Уроки французского»
16.09.2014, 11:31
    Критики полагают, что основное содержание всего творчества В. Г. Распутина — «обнажение нравственных связей». Писателя интересуют те моменты человеческой жизни, когда возникает настоятельная потребность жить для главного в себе. Иначе говоря, жить для подлинного смысла жизни.
      С творчеством В. Г. Распутина ученики знакомятся в 6 классе, изучая его рассказ «Уроки французского». Вести разговор о личности нашего современника, сибиряка В. Г. Распутина, о его мировоззрении поможет учителю книга В. Панкеева «Валентин Распутин» (М., 1990). Беря ее за основу, мы предлагаем вступительное слово, в котором сделаем акцент на одном признании писателя: «Свое знакомство с книгами я начал с... воровства. Мы с приятелем одно лето частенько забирались в библиотеку. Вынимали стеклину, влазили в комнату и брали книги. Потом приходили, возвращали прочитанные, брали новые... За лето я настолько пристрастился к чтению, что, придя в школу, почувствовал себя несчастным человеком: читать-то стало нечего, а без книг я уже не мог... В то время я прочитывал все, что попадалось на глаза, — будь то брошюра или обрывок газеты или плаката... А когда перешел в 5 класс, учиться стал в районном центре. Там уже была библиотека. И книги в ней были доступны».
      «...Перешел в пятый класс...» Когда мы будем читать его рассказ «Уроки французского», вспомним эту нейтральную, спокойную фразу. Ведь это был не тот обычный перевод из класса в класс, к которому мы все давно привыкли. Это была целая история, к тому же драматичная, полная переживаний...
      Итак, рассказ «Уроки французского» — в большей степени автобиография, нежели художественный вымысел. Почему? Вот как ответил на этот вопрос сам Распутин: «Написав рассказ „Уроки французского" я считал, что только начал отдавать свой благородный долг школе и учителю. К сожалению, до конца я его не исполнил. Может быть, еще удастся. Надо бы! Учитель заслужил большего, чем о нем сказано и говорят!»
      Рассказ учениками читается дома, но предварительно им надо задать вопросы и предложить помещенные в учебнике задания, которые выявляли бы читательское восприятие.
      Приведем примерный ход рассуждений на первом уроке с целью выявления основных нравственных проблем творчества В. Г. Распутина на доступном для шестиклассников уровне. У школьников на партах самые разнообразные сборники с текстами рассказа; есть отдельные издания, прекрасно иллюстрированные, — начнем разговор с рисунков на обложках. На одних нарисован мальчик, на других — два красных яблока. «Почему художники-иллюстраторы именно этими образами вводят нас в содержание рассказа? Какую обложку нарисовал бы ты?»
      Ученики пытаются определить главную мысль, делятся своими впечатлениями от прочитанного произведения. Некоторые откровенно говорят: «Очень жаль, что так заканчивается рассказ, жаль, что уехала учительница, хотелось бы, чтобы рассказ закончился по-другому». Но мог ли быть другим финал рассказа? Поразмыслив, поспорив, дети пришли к выводу, что нет, именно такой финал заставляет нас серьезно задуматься: что же было потом с мальчиком? А как сложилась судьба учительницы? И ребята предлагают свои варианты читательских эпилогов.
      Обратим внимание шестиклассников на мини-вступление автора и обязательно на посвящение. Анастасия Прокопьевна Копылова — это мать Александра Вампилова, прекрасного драматурга, сибиряка, друга В. Распутина. Действие рассказа происходит в 1948 году. Послевоенное время.
      Мы везде чувствуем только что завершившуюся войну. Быт, люди не всегда милосердны. Выявим в тексте детали, сравнения, передающие признаки этого времени: дети плохо одеты, недоедают, многие обычные для нас продукты они не только не ели, но и никогда не видели. И особенно тяжело жить было в городе, так как в деревне голодное время все-таки переносится легче. «Голод здесь совсем не походил на голод в деревне», — пишет В. Распутин. Почему? Ответить на этот вопрос мы можем, внимательно вчитавшись в текст рассказа. Перед нами судьба одиннадцатилетнего подростка, обобщенный образ которого воплотил Распутин, так и не назвав мальчика конкретным именем, так как, с одной стороны, этот рассказ — автобиография, с другой — типичная история ребенка послевоенной поры.
      Итак, каким перед нами предстает мальчик? Проследим по тексту черты его характера: «добросовестный», «относиться к чему-нибудь спустя рукава не умел», «упорный и настойчивый» — он тренирует свой глаз и руку для меткой игры на деньги, так как игра была нужна ему только для того, чтобы «заработать» рубль и купить себе молока, а затем, когда нужда стала сильнее, и хлеба. Играть на деньги его заставила именно нужда и голод, его беспощадно обворовывали, таская у него продуктовые запасы, но он ни разу не пожаловался на это, так как понимал, что ничего бы не изменилось, кроме того, что ему пришлось бы искать себе другое жилье. Поэтому игра для него — это единственный способ выжить, другого он не знал.
      Привлекает в его характере и настойчивость в овладении французским языком. Когда он сталкивается с несправедливостью, упрямство и желание доказать правду берут верх, за что он и бывает избит, постигая жестокую «науку жизни». Однако в нем есть и неуверенность, и беспомощность, которые сочетаются со стеснительностью, робостью. Он терялся от всякого пустяка: прятал ноги, чтобы учительница не видела его обуви.
      Анализируя в рассказе взаимоотношения мальчика и учительницы французского языка, предлагаем для размышления следующие вопросы: «Как вы думаете, когда и почему обратила Лидия Михайловна внимание на мальчика? Нарисуйте портрет мальчика в восприятии учительницы. Почему так складываются их отношения: это дружба или борьба? Чем близки учительница и ученик, в чем вы видите сходство их характеров? Почему Лидия Михайловна избрала такой способ помощи мальчику, ведь она, как, впрочем, и он, прекрасно знала, что за игру на деньги выгоняли из школы?»
      Необычность поведения Лидии Михайловны поражала мальчика. Когда в классе открылось, что он играет на деньги, мальчик ожидает стереотипную учительскую реакцию (потащит к директору), но его ожидания не оправдались. Да и облик учительницы необычен: «...не было видно на ее лице жесткости, которая, как я позже заметил, становится с годами чуть ли не профессиональным признаком учителей, даже самых добрых и мягких по натуре».
      Так каким же должен быть учитель? Почему Лидия Михайловна говорит: «Иногда надоедает быть учительницей, учить и учить без конца... Иной раз полезно забыть, что ты учительница... Для учителя, может быть, самое важное — не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому». О многом заставляют задуматься эти слова, и в первую очередь нас, учителей!
      Определим, в чем сходство характеров мальчика и учительницы. Оба они — люди честные, совестливые, правдивые и упрямые в достижении своей цели. Главное для мальчика — выучиться! Ради этого он играет на деньги, и, чтобы помочь своему ученику, учительница предлагает ему опасную игру, опасную прежде всего для себя самой (об этом свидетельствует сцена с директором).
      Лидия Михайловна знала, что никакой помощи просто так мальчик не примет, он возьмет только то, что сам заработал. Но понимает ли герой, что игру на деньги учительница избрала специально? У него вначале были сомнения: «Я по себе знал, что, когда что-то не выходит, все делаешь для того, чтобы вышло, так просто не отступишься. <...> Мне казалось, что Лидия Михайловна все время ожидающе присматривается ко мне...» Сомнения оставались, когда учительница пыталась ему подыгрывать, но... затем она начала мошенничать.
      Зачем? С какой целью? «Вероятнее всего, она решила его раззадорить, чтобы мальчик не думал, что игра идет ради него».
      Раскрыла Лидия Михайловна истинную причину игры на деньги директору школы или утаила и почему? Задание — вообразить диалог директора и учительницы — вызывает бурную дискуссию в классе. «Она все рассказала», — настаивает часть школьников. «Но почему же тогда она все-таки уехала? — возражают другие. — А какие слова сказала на прощание: „Учись спокойно, тебя никто не тронет..." — ведь они многое проясняют, мы можем догадаться, что всю вину учительница взяла на себя и ничего не стала объяснять директору, да он ее и не понял бы. Поэтому и вынуждена была покинуть школу Лидия Михайловна».
      Всмотримся в образ директора школы. Как он разговаривал с провинившимися учениками? Найдите в тексте характерные детали.
      «Он их допрашивал, изводя занудством своего вопроса: „Что тебя побудило заниматься этим грязным делом?" — и успокаивался лишь тогда, когда ученик начинал плакать. Труднее было со старшеклассниками».
      Найдем яркую деталь в облике директора, которая многое проясняет в его характере: «Он расхаживал перед линейкой, закинув руки за спину, вынося вперед, в такт широким шагам, плечи, так что казалось, будто наглухо застегнутый, оттопыривающийся темный френч двигается самостоятельно, чуть поперед директора».
      Смог бы такой человек-робот, «человек в футляре» наглухо застегнутого френча понять учительницу и ученика? Показательна в этом отношении сцена «разоблачения», когда прозвучал твердый, звенящий голос директора: «Вы играете с этим...» — затем поправился: «с учеником». Существовали ли вообще для директора ученики, дети? Многоточие, пауза помогает читателям заглянуть в душу директора.
      Директор сразу же, еще ни в чем не разобравшись, определил поступок Лидии Михайловны как «преступление, совращение, растление». Так какой был смысл после объяснять ему что-то, оправдываться, да вероятнее всего, он бы не стал и вникать. «Педагогическое преступление» привело к печальным последствиям для учительницы. Но мальчик на всю жизнь сохранил благодарность этому человеку. Ее поступок стал для него уроком подлинной человечности. И не случайно потом он испытывал чувство вины перед учительницей. И характер Лидии Михайловны, и характер самого мальчика — удивительно сильные и цельные, способные противостоять всем жизненным обстоятельствам.
      Этот рассказ дает нам уроки подлинной человеческой доброты и милосердия. В настоящее время, и об этом надо сказать прямо, нарастает агрессия зла. Это страшное явление и, вероятно, объяснимое. Ведь мы долго жили в обществе, где слово «милосердие» было изгнано из обихода. Стремление к доброте, милосердию, гармонии должны воспитываться с детства. А мы более всего озабочены интеллектуальным развитием, забывая о приоритете нравственности, которую необходимо воспитывать внутри себя, нужно воспитывать в себе человека совестливого, как мы говорим, «порядочного». Так вот почему «существует та вина; не за то, что было в школе, а за то, что стало с нами после».
      Итак, изучение рассказа В. Г. Распутина в 6 классе дает возможность учителю, воздействуя на читательское воображение школьника, прикоснуться к глубоким нравственным проблемам. Инсценирование, составление психологического этюда, рисование обложки книги, домысливание дальнейшей судьбы героев, заполнение паузы (обозначенной многоточием), «видение» сцены, нахождение в тексте характерных деталей, создающих облик персонажа, рисование портрета героя через восприятие учительницы, выявление ассоциативных связей и аналогий в тексте позволяют понять судьбы героев, духовность повествования и собственную духовность.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 4195 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0