Как абсурдна по своей сути ссора между гоголевскими персонажами
Иваном Ивановичем и Иваном Никифоровичем, так алогичен и сюжет
чеховского рассказа: маленькое частное происшествие (даем задание
учащимся сравнить значение слов: случай, история, событие)
превращается для обывателей в значительное событие. Миры гоголевских
существователей и чеховских обывателей объединяет отсутствие подлинных
событий, движения, жизни. Но если гоголевские персонажи «Повести...» в
своей карикатурной ограниченности статичны и это вызывает в нас смех сквозь слезы,
то чеховские персонажи рассказа комичны именно своей изменчивостью, и
мы не только смеемся над их поведением, но испытываем чувство
негодования и протеста против наглого хамелеонства. Особое внимание при
анализе рассказа мы уделим значению диалога и художественной детали в раскрытии характеров персонажей. Завершит нашу работу выявление различий между юмором и сатирой,
ведь после изучения в курсе программы произведений Н. В. Гоголя,
М. Е. Салтыкова-Щедрина, А. П. Чехова у нас накоплен значительный
материал для разговора с учащимися о различных приемах создания
комического и модификациях смеха.
На изучение рассказа Чехова «Хамелеон» программа отводит три
часа. Предварить анализ произведения необходимо рассказом о жизни
Чехова, который должен привести ребят к мысли о том, что право на смех писателю дали постоянный труд, беспощадная требовательность к себе и окружающим, абсолютная свобода
и талант. Чтобы разговор о писателе не превратился в монолог, перед
уроком предложим ребятам прочитать несколько рассказов Чехова: «Экзамен
на чин», «Радость», «Жалобная книга» и другие по усмотрению учителя.
Можно поручить некоторым учащимся подготовить небольшие сообщения о
жизни Чехова: «Чехов в Таганроге», «Чехов на Сахалине», «Антоша
Чехонте».
Урок 1. «Среди людей нужно сознавать свое достоинство».
Эта строчка из письма А. П. Чехова станет эпиграфом к рассказу учителя о детстве и юности писателя.
Еще гимназистом Чехов писал брату Михаилу по поводу того, что
тот назвал себя «ничтожным и незаметным братишкой», когда Антону было
всего 17 лет, а Мише — 12. «„Ничтожество" свое сознаешь? Не всем, брат,
Мишам надо быть одинаковыми. Ничтожество свое сознавай знаешь где?
Перед Богом, пожалуй, перед умом, красотой, природой, но не перед
людьми. Среди людей нужно сознавать свое достоинство. Ведь ты не
мошенник, честный человек? Ну и уважай в себе честного малого и знай,
что честный малый не ничтожность. Не смешивай „смиряться" с „сознавать
свое ничтожество"».
Беседа о прочитанных рассказах, чтение эпизодов из произведений
даст ребятам представление об основной тематике ранних чеховских
рассказов.
Уделяя основное внимание жизни Чехова в Таганроге, где прошло
детство писателя, периоду, давшему богатый материал для ранних
юмористических рассказов, обязательно расскажем и о его преданности
медицине, любви к театру, о поездке на остров Сахалин — тем элементам
биографии, которые очень важны для понимания авторской позиции в его
произведениях.
Анализ восприятия самостоятельно прочитанных учениками
рассказов свидетельствует о том, что благодаря небольшому опыту общения
с писателем ребята явно «слышат» в них чеховский смех над
самоуничижением, чинопочитанием, человеческой глупостью, которую
писатель просто ненавидел. Как-то Чехов заметил, что человеку все можно
простить, кроме глупости.
Предлагаем небольшой материал, который может быть использован учителем при подготовке к уроку.
«В детстве у меня не было детства, — вспоминал Чехов. —
Деспотизм и ложь исковеркали наше детство до такой степени, что тошно и
страшно вспоминать... Отец теперь никак не может простить себе всего
этого» (из письма Чехова брату Александру от 2 января 1889 г.). Отец
будущего писателя, Павел Егорович, стремился переносить на собственных
детей те принципы и методы воспитания, которые, по его словам, из него
самого сделали человека. Его любовь к дисциплине и порядку
сделала жизнь домашних невыносимой: все свое время дети проводили или в
торговой лавке, или на занятиях церковным пением, к которому Павел
Егорович испытывал фанатичную любовь, а дети, которых заставляли часами
петь, — отвращение. Порки и телесные наказания были обычным явлением в
доме. «Возьми на себя труд проследить мою жизнь, — писал Антону Чехову
старший брат Александр. — Что она дала мне? До 20 лет порка, замки...
лавки, прогулка в казенном саду, как именины, как благостыня,
ниспосланная откуда-то свыше». Эти слова в полной мере могли бы
относиться и к детским годам Антона Чехова. При этом нельзя забывать и о
том, что именно в семье родителями были воспитаны в детях такие
качества, как исключительное трудолюбие, упорство, стремление учиться.
В Таганрогской гимназии Чехов провел одиннадцать безрадостных
лет, о своих наставниках и учителях он будет вспоминать как о мертвых фигурах.
В письме к Д. В. Григоровичу Чехов так об этом писал: «Когда ночью
спадает с меня одеяло, я начинаю видеть во сне громадные склизкие камни,
холодную осеннюю воду, голые берега... все до бесконечности сурово,
уныло и сыро. Когда же я бегу от реки, то встречаю на пути обвалившиеся
ворота кладбища, похороны, своих гимназических учителей... Лица снятся
обязательно несимпатичные». Черты реальных гимназических учителей
Чехова лягут в основу рассказов «Человек в футляре», «Учитель
словесности».
С детства Антон Чехов обладал блестящим даром импровизации,
обожал инсценировки, особенно любил изображать важных чиновников.
Поскольку гимназистам не разрешалось посещать театр без письменного
разрешения («как бы чего не вышло!»), приходилось гримироваться и
отправляться на спектакль тайком. Нередки были и домашние постановки.
Первым домашним спектаклем, в котором играл Чехов, был «Ревизор». Антон
играл городничего.
В середине 70-х годов, когда Таганрог начал терять свое
значение торгового порта и города, Павел Егорович Чехов, окончательно
разорившись, вынужден был покинуть город и уехать в Москву. Три года
совершенно самостоятельной жизни в Таганроге (1876—1879) — интересный и
насыщенный период в жизни Чехова: он всячески помогает семье, дает
уроки, продолжает учиться, много читает, подлинной страстью его
становится театр и музыка.
Рассказ учителя иллюстрируется материалом, помогающим ребятам
наглядно представить, с одной стороны, серый, унылый обывательский мир
Таганрога, с другой — содержательность внутренней жизни юного Чехова:
его любовь к театру, шутке, импровизации, его отношение к юмору, смеху
как средству протеста против деспотизма, рабства и пошлости. Большую
помощь здесь окажет книга «А. П. Чехов в портретах и документах»
(Л., 1957), которая содержит большое количество фотографий и
иллюстраций (семейные фотографии, виды Таганрога, портреты писателя,
иллюстрации к произведениям и др.).
Материалом для рассказа учителю могут послужить и отрывки из
незаконченной книги И. А. Бунина «О Чехове» (Литературное наследство. —
Изд-во Академии наук СССР. — М., 1960).
В качестве домашнего задания предложим ребятам ответить на вопросы к рассказу «Хамелеон», данные в учебнике. |