На первом уроке учитель с учениками обсуждает вступительную статью в
учебнике. Эта беседа служит установкой на чтение «Маленького принца».
Особое внимание учеников останавливается на стремлении писателя к
таинствам неба с детства, видении загадочного в самых обыденных вещах,
на благородстве порывов и мечте помогать людям. Его судьба загадочна не
только трагическим исчезновением в небе, здесь ученики сразу находят
аналогии с судьбой героя Экзюпери — Маленького принца, ведь многие
читают эту сказку в детстве, до текстуального изучения в школе.
Эта литературная притча, населенная поэтическими
образами-символами, при всей несомненной привлекательности для
шестиклассников, трудна для понимания, вернее, для полного и
художественного восприятия всех ее смыслов. Автор сам ориентирует
читателя на образное восприятие текста, предлагая и обсуждая свои
рисунки.
При том что философский характер сказки Экзюпери сложен для
постижения и в 6 классе, ученики 3 классов (в качестве эксперимента это
произведение изучалось в начальной школе) в чем-то обнаруживают
преимущества над более старшими читателями. Так, перед тем как прочесть
«Маленького принца», мы предложили ученикам 3 и 6 классов самим
сначала отгадать загадку рисунка № 1. Большинство, конечно же, сказали,
что это шляпа, некоторые увидели там «какое-то животное с хвостом»,
другие «большое животное, залезшее в надувной шарик или водопроводный
шланг». Словом, мнения ребят разделяются на присоединение к очевидному
образу и на построение своего оригинального образа. Причем в 3 классе
оригинальных суждений было примерно половина, в 6-м — одна треть. Сама
установка на видение не банального образа, превращение его в
художественный у более младших школьников говорит о том, что для детей
естественно именно такое восприятие, а обучение приводит уже к 6 классу к
угасанию фантазии, нарастанию «реалистичности» восприятия и
обытовлению представлений учеников. Это же самое видение детства и у
автора сказки: он проверяет взрослых на «понятливость» и определяет по
результатам их понимания рисунка, стандартны они или нет. И Экзюпери,
безусловно, выбирает мир детей. Здесь сталкиваются два противоположных
начала: с одной стороны, ученики 6 класса уже очень хотят быть
взрослыми, а с другой — они еще дети. Чтение сказки «Маленький принц»
может стать для них ключом в мир очень сложных вещей, которые
становятся доступны именно детям, увидеть преимущества детского мира
над миром взрослых. Для того чтобы такое открытие состоялось, необходимо
в первую очередь обнаружить вместе с учениками эти серьезные проблемы и
попытаться найти их решение в тексте.
Работу по обсуждению читательских впечатлений учеников мы
предлагаем завершить размышлением над вопросом: «Почему Маленький
принц, любя розу, все-таки отправляется в путешествие, ведь любимых не
бросают?»
С обсуждения этой проблемы можно начать урок по анализу
произведения. Здесь можно разделить учащихся на 2 группы, одна из
которых по всему тексту ищет подтверждения, что Маленький принц любил
розу, а другая — что он еще не умел глубоко любить.
Так, например, в главе VII принц, опасаясь, что барашек съест
его розу, признается: «Если любишь цветок — единственный, какого больше
нет...», а в следующей главе он говорит: «Но я был слишком молод, я
еще не умел любить». И Маленький принц только на земле осознал, что
любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую
душу, спрятанную за капризами. Здесь важно обратить внимание маленьких
читателей на слова автора: «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный
цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились
сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы
понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца
любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими
жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц
перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения
любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Но только
ли это позволяет нам утверждать, что принц в результате своих
путешествий и размышлений приходит к истинной любви к розе? И мы
предлагаем ребятам найти в тексте ту точку, когда же принц до конца
понял, что любит розу. Обсуждая главу XX, где Маленький принц попадает в
розовый сад, ученики обращают внимание на то, что принц сначала
чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась
не единственной, таких цветов целый сад. И он плакал и думал о своей
ничтожности, о том, какой же он «после этого принц...». И тут
появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое
теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого
приручил». В письменном ответе шестиклассницы Тани К. на вопрос учебника
«Как вы поняли, что значит „приручить"?» читаем: «И мудрый старый Лис
научил принца любить. Взрослые, несмотря на то что они не всегда
правильно понимают детей и жизнь, все же иногда знают и говорят очень
мудрые вещи. Так и Лис, может быть, потому, что он все-таки не совсем
человек, показал ему на себе, что любить — это отдавать себя всего
другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял
это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что
любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это
и есть любить». Не есть ли это самая высокая точка понимания любви,
самое пронзительное прозрение принца?
Но ребята идут дальше по тексту и видят упоминание о розе в
предпоследней главе. «Принц, покидая земную жизнь, думает о розе, —
говорит шестиклассник Дима, — он ее жалеет, прежде чем расстаться с
жизнью, ведь он знает, что сейчас змея его ужалит и все кончится. Он
договорился со змеей заранее, он сам хочет такого конца, чтобы
подняться в небо к своей планете. И он думает о том существе, которое
больше всего любит, значит, он до конца понял только тогда, перед
смертью, что любит розу». И тут в классе разгорается дискуссия о том,
умер или нет Маленький принц, которая позволяет нам вместе с учениками
выйти на обсуждение уже иного уровня проблемы — проблемы философской и
литературоведческой: почему жанр произведения определен писателем как
литературная притча? Что это такое? Разумеется, мы не спрашиваем этого у
шестиклассников. Работа с этой сказкой-притчей, по сути, служит
прологом к изучению библейских притч в 7 классе по программе
В. Г. Маранцмана. Мы не ставим перед собой цели формулирования
признаков притчи, мы просто создаем учителю и ученикам возможность
потом, в 7 классе, вернуться к «Маленькому принцу» и вспомнить
рассуждения на эту тему, сравнить их уже на ином уровне. Это позволяет
не только связать курсы 6 и 7 классов, но и протянуть методическую нить
от пропедевтики к последовательному изучению притчи.
Эту дискуссию мы организуем вопросом: «Что случилось с Маленьким принцем после того, как его ужалила змея?»
Класс разделился во мнениях. Одни утверждали, что принц умер, а
потом, когда летчик ушел, его тело просто кто-то унес, были даже
опасения, что его «съели собаки» и что летчик просто утешает себя,
глядя на звезды и думая, что на одной из них продолжает жить Маленький
принц, что этого «просто не может быть». Другие ученики возражают:
«Если бы у принца не было плана, как он попадет на свою планету, то он
бы не стал договариваться со змеей, он ведь хотел обратно домой, и
значит, он вернулся, и летчик видит планету принца и думает о нем»
(ответ Кати Г.). Очень много споров у ребят вызывает идея принца о том,
что он тяжелый и поэтому не может попасть к себе домой, ему не
оторваться от земли. Ученики противопоставляют судьбу летчика и принца:
«Летчик может улететь домой на починенном самолете, у принца же не
было космического корабля, ведь летчик, то есть Экзюпери, встретил
принца еще до изобретения космических кораблей на земле и потому не
смог помочь Маленькому принцу», — считает Саша Б. И все ученики
приходят к выводу, что большая планета Земля с ее притяжением не
позволяет принцу вернуться домой, как он перелетал с одной маленькой
планеты на другую. И тогда он принимает решение оставить на земле свое
тело, чтобы душа смогла подняться в небо и вернуться на его планету. То
есть он сам решает умереть и поэтому разрабатывает такой план.
Шестиклассники замечают, что это решение достается принцу с
грустью и страхом. Оля П. говорит: «Маленький принц хоть и нарочно
задумывает умереть, чтобы потом улететь на свою планету душой, но
точно, удастся это или нет, он не знает, и поэтому, когда летчик взял
принца на руки после его разговора со змеей, сердце у принца бьется,
„словно у подстреленной птицы"». И другие ученики соглашаются с Олей,
находя в тексте подтверждения грусти. Дима К. вторит однокласснице:
«Маленький принц просто ободряет летчика, он говорит ему о главном, о
том, „чего глазами не увидишь". Это все в воображении, в сердце
остается. Принц говорит летчику о воде в колодце, который был просто
нарисован, а какой сладкой она показалась принцу. Он дарит летчику в
подарок то, что невозможно унести в руках — смех. Летчик говорит, что
смех Маленького принца ему как родник в пустыне, то есть самое главное.
„Вот это и есть мой подарок... Это будет, как с водой..." Принц хочет,
чтобы смех остался у летчика навсегда и никто не смог отнять этот
подарок. Но принц очень боится, как все получится с его возвращением
домой, он говорит: „Сегодня вечером мне будет куда страшнее". Но все
равно мужественно ободряет и утешает летчика, но перед самым последним
шагом принц все-таки плачет». А вот мнение другого ученика, Дениса Д.:
«Принц потому и плачет, что знает, что исчезнет, ведь когда летчик
держит на руках Маленького принца, то ему кажется, что принц как бы
„ускользает, его затягивает бездна", и летчик „не в силах его
удержать"». В беседу вступает Аня Ч.: «Мне кажется, — говорит она, — что
это все очень похоже на историю Христа. Ведь он тоже сначала умер, а
потом воскрес, и тело его не нашли. Так и с принцем». Ассоциация с
библейским сюжетом позволяет нам проследить по тексту Экзюпери не
только это внешнее сходство судеб Христа и Маленького принца, но и
внутреннюю их связь. Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко
всему живому. Мы обращаем внимание учеников на следующие слова принца:
«Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой
звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если
по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все. Такой
вывод делают сами шестиклассники. Это очень важно, чтобы ученики
поняли, что абстрактно любить всех и вся невозможно, необходимо
по-настоящему любить кого-то, и тогда эта любовь, по выражению одного
из учеников, «захватит всех и расплавит все сердца». Ребят так
захватывает эта мысль, что они и дальше ищут в тексте подтверждения
своей правоты. Так, Миша Т. обращает внимание одноклассников на то, что
Маленький принц еще раз возвращает летчика к мысли о всеохватности
любви: «Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не
могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто — одна из
звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе
друзьями». И еще Миша замечает, что каждый человек «любит что-то свое в
звездах, то, что именно ему подходит». Он приводит в доказательство
слова принца о том, что для ученых звезды — «задача, которую надо
решить, для... дельца они — золото». А у летчика будут свои «совсем
особенные звезды» — «звезды, которые умеют смеяться!». Это звезды
Маленького принца. «Он для летчика будет везде».
И значит, все хорошо, и, как и предполагал Маленький принц,
летчик утешится и станет жить, как прежде, только вот у него в небе
будет всегда друг, и от этого жизнь станет еще прекрасней.
Так почему же после шести лет разлуки летчик «утешился... не совсем»?
Этот вопрос возвращает нашу беседу с учениками к началу, когда
мы стали обсуждать, почему любя розу, принц ее покидает. Здесь в конце
сказки принц покидает летчика. В чем же разница этих расставаний? И
ребята приходят к выводу, что, покидая розу, «принц это сделал для
себя, ради своего самолюбия», а во второй раз, когда он покидает
летчика и землю, он не просто возвращается к своей розе, а «дарит себя
летчику навсегда и во всем» (Миша Т.). «Он научился любить
по-настоящему, ведь если бы он остался с летчиком, то это было бы
несправедливо по отношению к розе, а если бы просто улетел к ней, то к
летчику. И он подарил себя нам всем через летчика, конечно, но ведь
автор говорит в конце сказки, что „весь мир становится для нас иным
оттого, что где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы
никогда не видели, может быть, съел не знакомую нам розу".
И действительно, теперь, смотря на звезды, мы уже не просто видим их
холодный свет, а знаем, что там живет Маленький принц со всеми своими
любимыми существами, и мы любим его и всех их из-за сказки, и для нас
они (звезды) становятся живыми».
И отвечая на вопрос учителя: «Сможем ли мы когда-нибудь
написать летчику о возвращении Маленького принца?» — Миша Т. сказал:
«Мы уже сейчас можем ему написать об этом. Хоть он и умер, но мы же
знаем, что его душа — одна из звезд. Мы ему просто это скажем в небо.
Ведь Маленький принц вернулся на землю к нам в наши души, мы его любим,
а значит, он с нами, и он вернулся».
Эта сказка-притча необъятна, как та Вселенная, где живет
Маленький принц. И еще огромное количество неразрешенных вопросов,
которые нужно обсудить с учениками. Если продолжить линию сходства
судеб Маленького принца и Христа, то можно начать с образа барашка.
Вопрос, почему именно барашка хотел иметь Маленький принц, выводит на
образ Агнца божьего, как олицетворение не только кротости, чего в
сказочном барашке не предполагается, но чистоты помыслов, а главное,
преданности и любви. Овца — символ любви не только в христианстве, но и
во многих других религиях. Далее в этой логике необходимо обратить
внимание и на то, что принц знает заранее, что летчику удалось починить
свой самолет, а значит, летчик может возвращаться домой, и принц
рассматривает это как знак, что ему тоже пора. Это предвидение отличает
всегда людей особенных, наделены таким даром только очень любящие
люди. Это любовь сделала принца таким. Сильное чувство рождает и
предчувствие, и даже знание.
|