Пятница, 29.03.2024, 14:34


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
5 КЛАСС. ПРОГРАММА КОРОВИНОЙ [37]
5 КЛАСС. ПОСОБИЕ О.А.ЕРЕМИНОЙ [101]
6 КЛАСС [36]
7 КЛАСС [41]
8 КЛАСС [27]
9 КЛАСС [45]
10 КЛАСС [96]
11 КЛАСС [42]
ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ В XXI ВЕКЕ. СТАНДАРТЫ [37]

Главная » Файлы » ПРЕПОДАВАНИЕ ЛИТЕРАТУРЫ. МЕТОДИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ » 6 КЛАСС

Изучение сказки-притчи А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»
16.09.2014, 11:29
    На первом уроке учитель с учениками обсуждает вступительную статью в учебнике. Эта беседа служит установкой на чтение «Маленького принца». Особое внимание учеников останавливается на стремлении писателя к таинствам неба с детства, видении загадочного в самых обыденных вещах, на благородстве порывов и мечте помогать людям. Его судьба загадочна не только трагическим исчезновением в небе, здесь ученики сразу находят аналогии с судьбой героя Экзюпери — Маленького принца, ведь многие читают эту сказку в детстве, до текстуального изучения в школе.
      Эта литературная притча, населенная поэтическими образами-символами, при всей несомненной привлекательности для шестиклассников, трудна для понимания, вернее, для полного и художественного восприятия всех ее смыслов. Автор сам ориентирует читателя на образное восприятие текста, предлагая и обсуждая свои рисунки.
      При том что философский характер сказки Экзюпери сложен для постижения и в 6 классе, ученики 3 классов (в качестве эксперимента это произведение изучалось в начальной школе) в чем-то обнаруживают преимущества над более старшими читателями. Так, перед тем как прочесть «Маленького принца», мы предложили ученикам 3 и 6 классов самим сначала отгадать загадку рисунка № 1. Большинство, конечно же, сказали, что это шляпа, некоторые увидели там «какое-то животное с хвостом», другие «большое животное, залезшее в надувной шарик или водопроводный шланг». Словом, мнения ребят разделяются на присоединение к очевидному образу и на построение своего оригинального образа. Причем в 3 классе оригинальных суждений было примерно половина, в 6-м — одна треть. Сама установка на видение не банального образа, превращение его в художественный у более младших школьников говорит о том, что для детей естественно именно такое восприятие, а обучение приводит уже к 6 классу к угасанию фантазии, нарастанию «реалистичности» восприятия и обытовлению представлений учеников. Это же самое видение детства и у автора сказки: он проверяет взрослых на «понятливость» и определяет по результатам их понимания рисунка, стандартны они или нет. И Экзюпери, безусловно, выбирает мир детей. Здесь сталкиваются два противоположных начала: с одной стороны, ученики 6 класса уже очень хотят быть взрослыми, а с другой — они еще дети. Чтение сказки «Маленький принц» может стать для них ключом в мир очень сложных вещей, которые становятся доступны именно детям, увидеть преимущества детского мира над миром взрослых. Для того чтобы такое открытие состоялось, необходимо в первую очередь обнаружить вместе с учениками эти серьезные проблемы и попытаться найти их решение в тексте.
      Работу по обсуждению читательских впечатлений учеников мы предлагаем завершить размышлением над вопросом: «Почему Маленький принц, любя розу, все-таки отправляется в путешествие, ведь любимых не бросают?»
      С обсуждения этой проблемы можно начать урок по анализу произведения. Здесь можно разделить учащихся на 2 группы, одна из которых по всему тексту ищет подтверждения, что Маленький принц любил розу, а другая — что он еще не умел глубоко любить.
      Так, например, в главе VII принц, опасаясь, что барашек съест его розу, признается: «Если любишь цветок — единственный, какого больше нет...», а в следующей главе он говорит: «Но я был слишком молод, я еще не умел любить». И Маленький принц только на земле осознал, что любить означает видеть не только то, что на поверхности, но и хрупкую душу, спрятанную за капризами. Здесь важно обратить внимание маленьких читателей на слова автора: «Хотя Маленький принц и полюбил прекрасный цветок и рад был ему служить, но вскоре в душе его пробудились сомнения». Любовь не терпит сомнения в любимом существе. Так мы понимаем, что принц убежал от своей любви из-за того, что не до конца любил. И это очень скоро он понимает: «Я не должен был бежать! За этими жалкими хитростями и уловками надо было угадать нежность». Принц перестает жалеть себя, он начинает рассматривать события с точки зрения любимого существа и тем самым приближается к истинной любви. Но только ли это позволяет нам утверждать, что принц в результате своих путешествий и размышлений приходит к истинной любви к розе? И мы предлагаем ребятам найти в тексте ту точку, когда же принц до конца понял, что любит розу. Обсуждая главу XX, где Маленький принц попадает в розовый сад, ученики обращают внимание на то, что принц сначала чувствует себя «очень-очень несчастным» оттого, что его роза оказалась не единственной, таких цветов целый сад. И он плакал и думал о своей ничтожности, о том, какой же он «после этого принц...». И тут появляется Лис, который и научил принца замечательному правилу, которое теперь стало крылатым выражением: «Ты навсегда в ответе за тех, кого приручил». В письменном ответе шестиклассницы Тани К. на вопрос учебника «Как вы поняли, что значит „приручить"?» читаем: «И мудрый старый Лис научил принца любить. Взрослые, несмотря на то что они не всегда правильно понимают детей и жизнь, все же иногда знают и говорят очень мудрые вещи. Так и Лис, может быть, потому, что он все-таки не совсем человек, показал ему на себе, что любить — это отдавать себя всего другому, любимому существу. И принц всего себя отдавал розе, а понял это, только убежав от нее. И только благодаря Лису. Он понял, что любить — это ответственность, самое главное именно это. Приручить — это и есть любить». Не есть ли это самая высокая точка понимания любви, самое пронзительное прозрение принца?
      Но ребята идут дальше по тексту и видят упоминание о розе в предпоследней главе. «Принц, покидая земную жизнь, думает о розе, —  говорит шестиклассник Дима, — он ее жалеет, прежде чем расстаться с жизнью, ведь он знает, что сейчас змея его ужалит и все кончится. Он договорился со змеей заранее, он сам хочет такого конца, чтобы подняться в небо к своей планете. И он думает о том существе, которое больше всего любит, значит, он до конца понял только тогда, перед смертью, что любит розу». И тут в классе разгорается дискуссия о том, умер или нет Маленький принц, которая позволяет нам вместе с учениками выйти на обсуждение уже иного уровня проблемы — проблемы философской и литературоведческой: почему жанр произведения определен писателем как литературная притча? Что это такое? Разумеется, мы не спрашиваем этого у шестиклассников. Работа с этой сказкой-притчей, по сути, служит прологом к изучению библейских притч в 7 классе по программе В. Г. Маранцмана. Мы не ставим перед собой цели формулирования признаков притчи, мы просто создаем учителю и ученикам возможность потом, в 7 классе, вернуться к «Маленькому принцу» и вспомнить рассуждения на эту тему, сравнить их уже на ином уровне. Это позволяет не только связать курсы 6 и 7 классов, но и протянуть методическую нить от пропедевтики к последовательному изучению притчи.
      Эту дискуссию мы организуем вопросом: «Что случилось с Маленьким принцем после того, как его ужалила змея?»
      Класс разделился во мнениях. Одни утверждали, что принц умер, а потом, когда летчик ушел, его тело просто кто-то унес, были даже опасения, что его «съели собаки» и что летчик просто утешает себя, глядя на звезды и думая, что на одной из них продолжает жить Маленький принц, что этого «просто не может быть». Другие ученики возражают: «Если бы у принца не было плана, как он попадет на свою планету, то он бы не стал договариваться со змеей, он ведь хотел обратно домой, и значит, он вернулся, и летчик видит планету принца и думает о нем» (ответ Кати Г.). Очень много споров у ребят вызывает идея принца о том, что он тяжелый и поэтому не может попасть к себе домой, ему не оторваться от земли. Ученики противопоставляют судьбу летчика и принца: «Летчик может улететь домой на починенном самолете, у принца же не было космического корабля, ведь летчик, то есть Экзюпери, встретил принца еще до изобретения космических кораблей на земле и потому не смог помочь Маленькому принцу», — считает Саша Б. И все ученики приходят к выводу, что большая планета Земля с ее притяжением не позволяет принцу вернуться домой, как он перелетал с одной маленькой планеты на другую. И тогда он принимает решение оставить на земле свое тело, чтобы душа смогла подняться в небо и вернуться на его планету. То есть он сам решает умереть и поэтому разрабатывает такой план.
      Шестиклассники замечают, что это решение достается принцу с грустью и страхом. Оля П. говорит: «Маленький принц хоть и нарочно задумывает умереть, чтобы потом улететь на свою планету душой, но точно, удастся это или нет, он не знает, и поэтому, когда летчик взял принца на руки после его разговора со змеей, сердце у принца бьется, „словно у подстреленной птицы"». И другие ученики соглашаются с Олей, находя в тексте подтверждения грусти. Дима К. вторит однокласснице: «Маленький принц просто ободряет летчика, он говорит ему о главном, о том, „чего глазами не увидишь". Это все в воображении, в сердце остается. Принц говорит летчику о воде в колодце, который был просто нарисован, а какой сладкой она показалась принцу. Он дарит летчику в подарок то, что невозможно унести в руках — смех. Летчик говорит, что смех Маленького принца ему как родник в пустыне, то есть самое главное. „Вот это и есть мой подарок... Это будет, как с водой..." Принц хочет, чтобы смех остался у летчика навсегда и никто не смог отнять этот подарок. Но принц очень боится, как все получится с его возвращением домой, он говорит: „Сегодня вечером мне будет куда страшнее". Но все равно мужественно ободряет и утешает летчика, но перед самым последним шагом принц все-таки плачет». А вот мнение другого ученика, Дениса Д.: «Принц потому и плачет, что знает, что исчезнет, ведь когда летчик держит на руках Маленького принца, то ему кажется, что принц как бы „ускользает, его затягивает бездна", и летчик „не в силах его удержать"». В беседу вступает Аня Ч.: «Мне кажется, — говорит она, — что это все очень похоже на историю Христа. Ведь он тоже сначала умер, а потом воскрес, и тело его не нашли. Так и с принцем». Ассоциация с библейским сюжетом позволяет нам проследить по тексту Экзюпери не только это внешнее сходство судеб Христа и Маленького принца, но и внутреннюю их связь. Любовь к розе перерастает у принца в любовь ко всему живому. Мы обращаем внимание учеников на следующие слова принца: «Это как с цветком. Если любишь цветок, что растет где-то на далекой звезде, хорошо глядеть на небо. Все звезды расцветают». Если по-настоящему любишь кого-то, то это и есть, что ты любишь все. Такой вывод делают сами шестиклассники. Это очень важно, чтобы ученики поняли, что абстрактно любить всех и вся невозможно, необходимо по-настоящему любить кого-то, и тогда эта любовь, по выражению одного из учеников, «захватит всех и расплавит все сердца». Ребят так захватывает эта мысль, что они и дальше ищут в тексте подтверждения своей правоты. Так, Миша Т. обращает внимание одноклассников на то, что Маленький принц еще раз возвращает летчика к мысли о всеохватности любви: «Ночью ты посмотришь на звезды. Моя звезда очень маленькая, я не могу ее тебе показать. Так лучше. Она будет для тебя просто — одна из звезд. И ты полюбишь смотреть на звезды... Все они станут тебе друзьями». И еще Миша замечает, что каждый человек «любит что-то свое в звездах, то, что именно ему подходит». Он приводит в доказательство слова принца о том, что для ученых звезды — «задача, которую надо решить, для... дельца они — золото». А у летчика будут свои «совсем особенные звезды» — «звезды, которые умеют смеяться!». Это звезды Маленького принца. «Он для летчика будет везде».
      И значит, все хорошо, и, как и предполагал Маленький принц, летчик утешится и станет жить, как прежде, только вот у него в небе будет всегда друг, и от этого жизнь станет еще прекрасней.
      Так почему же после шести лет разлуки летчик «утешился... не совсем»?
      Этот вопрос возвращает нашу беседу с учениками к началу, когда мы стали обсуждать, почему любя розу, принц ее покидает. Здесь в конце сказки принц покидает летчика. В чем же разница этих расставаний? И ребята приходят к выводу, что, покидая розу, «принц это сделал для себя, ради своего самолюбия», а во второй раз, когда он покидает летчика и землю, он не просто возвращается к своей розе, а «дарит себя летчику навсегда и во всем» (Миша Т.). «Он научился любить по-настоящему, ведь если бы он остался с летчиком, то это было бы несправедливо по отношению к розе, а если бы просто улетел к ней, то к летчику. И он подарил себя нам всем через летчика, конечно, но ведь автор говорит в конце сказки, что „весь мир становится для нас иным оттого, что где-то в безвестном уголке вселенной барашек, которого мы никогда не видели, может быть, съел не знакомую нам розу". И действительно, теперь, смотря на звезды, мы уже не просто видим их холодный свет, а знаем, что там живет Маленький принц со всеми своими любимыми существами, и мы любим его и всех их из-за сказки, и для нас они (звезды) становятся живыми».
      И отвечая на вопрос учителя: «Сможем ли мы когда-нибудь написать летчику о возвращении Маленького принца?» — Миша Т. сказал: «Мы уже сейчас можем ему написать об этом. Хоть он и умер, но мы же знаем, что его душа — одна из звезд. Мы ему просто это скажем в небо. Ведь Маленький принц вернулся на землю к нам в наши души, мы его любим, а значит, он с нами, и он вернулся».
      Эта сказка-притча необъятна, как та Вселенная, где живет Маленький принц. И еще огромное количество неразрешенных вопросов, которые нужно обсудить с учениками. Если продолжить линию сходства судеб Маленького принца и Христа, то можно начать с образа барашка. Вопрос, почему именно барашка хотел иметь Маленький принц, выводит на образ Агнца божьего, как олицетворение не только кротости, чего в сказочном барашке не предполагается, но чистоты помыслов, а главное, преданности и любви. Овца — символ любви не только в христианстве, но и во многих других религиях. Далее в этой логике необходимо обратить внимание и на то, что принц знает заранее, что летчику удалось починить свой самолет, а значит, летчик может возвращаться домой, и принц рассматривает это как знак, что ему тоже пора. Это предвидение отличает всегда людей особенных, наделены таким даром только очень любящие люди. Это любовь сделала принца таким. Сильное чувство рождает и предчувствие, и даже знание.
Категория: 6 КЛАСС | Добавил: admin | Теги: МО учителей русского языка и, методические рекомендации по провед, уроки литературы в 6 классе, преподавание литературы в школе
Просмотров: 2719 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0