Большинство людей нашего общества – общества XXIвека -лишено каких-либо идеалов. Им чужды душевные
порывы, благородные поступки, мечтания о прекрасном. Наши современники имеют те
же манеры поведения, облик, внутренний мир, что и персонажи Гоголя…
В повести «Портрет», автор предстаёт перед нами в
совершенно непривычном стиле, совершенно не характерном для повестей Гоголя,
здесь он абсолютно неузнаваем, манера написания кардинально отличается от
остальных. В «Портрете», мне показалось, Гоголь использовал новые литературные
средства, которые сделали текст ещё более ярко окрашенным, экспрессивным, ему
удалось написать это произведение так, что читается оно на одном дыхании.
Русская литература дала миру созвездие
блистательных имен. Одним из них был Николай Васильевич Гоголь. Целая эпоха
отделяет нас от писателя, но его творчество изумляет и восхищает нас до сих
пор.
Рассматриваем
рисунок П. Боклевского к начальному эпизоду комедии («К нам едет ревизор!»).
Школьники, оценивая детали рисунка, отмечают, что художнику удалось очень точно
передать испуг чиновников, их удивление и ужас. По-иному эту же сцену показал
художник А. Константиновский.
Теперь он начал наконец писать. Решительно, эти годы —
тридцать четвертый и тридцать пятый - были щедрыми на выдумку и фантазию... Он
писал по целым дням, забывая о завтраке об обеде, писал ночью.
Комедия Николая Васильевича
Гоголя "Ревизор” - великое произведение, написанное в первой половине XIX века. Вот уже на
протяжении полутора веков оно ставится на сценах различных театров нашей
страны.
Значительную
часть своей жизни Н.В. Гоголь провел в Петербурге. Это не могло не отразиться
на его произведениях: в очень многих из них присутствует образ Петербурга,
столицы Российской Империи. Гоголь написал даже целый цикл петербургских
повестей, но самый невероятный Петербург он изобразил в поэме «Мертвые души».
Представляя собой великое
национальное достояние русского народа, произведения Гоголя являются в то же
время неотъемлемой частью мировой художественной культуры.
Ведет
сюжет «Мертвых душ» Чичиков. Он связывает воедино разнообразные события и
человеческие судьбы. Чичиков по своей социальной природе отличается от круга помещиков.
Это человек новой, буржуазной формации — «приобретатель», хищник.
Всех труднее роль того, который принят испуганным городом за ревизора.
Хлестаков сам по себе ничтожный человек. Даже пустые люди называют его
пустейшим. Никогда бы ему в жизни не случилось сделать дела, способного
обратить чье-нибудь внимание.
Во время учения в гимназии Гоголь
увлёкся театром. В жизни подростка появились театральные костюмы и
театральная игра… Кроме театра, увлечения чтением и живописью в гимназии
стали приходить Гоголю мысли о грядущем поприще.
Поклонников Николая
Васильевича Гоголя можно порадовать: он
находится на втором месте среди
писателей-классиков по продаваемости, опережая
Чехова, Пушкина, Достоевского и Толстого и
уступая только Бунину. То есть с этой точки
зрения сейчас именно его можно назвать главным
классиком XIX века.
Писателями до Гоголя мало
и вовсе не соблюдалось основное положение, по
которому лицо должно говорить так, как это
соответствует характеру, складу ума, мысли. Гоголю это делать было тем легче, что он всецело
переносился в душу изображаемых лиц, а в какой
мере он владел словом, мы видели достаточно.
В гоголевское время довольно популярным в
литературном и повседневно-бытовом обиходе
сделалось выражение "странная вещь”,
восходящее к стихотворению Фёдора Глинки
(опубликовано в альманахе «Северные цветы» за 1831
год).
К смерти у Николая Васильевича отношение тоже
мало что двойственное, а прямо-таки
противоречивое. "Я не люблю трупов и
покойников”, — признаётся он в «Невском
проспекте», но в то же время сколько мертвецов в
его произведениях! И в гробу-то летают, и из-под
земли встают...
Говоря о русской
сатире, её онтологических особенностях, нельзя
не задуматься над тем творческим кризисом,
который настиг крупнейших её представителей –
Гоголя и Зощенко. Как известно, их сатирическое
творчество было прервано в зените, остановлено в
самой высокой точке.