Русская литература дала миру созвездие
блистательных имен. Одним из них был Николай Васильевич Гоголь. Целая эпоха
отделяет нас от писателя, но его творчество изумляет и восхищает нас до сих
пор.
Художественное слово Гоголя образно, выразительно и самобытно. Он не копировал жизнь, а
одухотворял ее авторской идеей. Глубина и меткость реалистических зарисовок,
юмористическое изображение характеров завораживают читателя.
В 1835
году выходит в свет «Миргород». Книга,
состоящая из двух частей, и которую сам автор рассматривал как своего
рода продолжение «Вечеров на хуторе Диканьки». Особое место здесь занимает
«Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем».
Основная идея произведения – разоблачение провинциального помещичье-дворянского общества, раскрытие его
духовной и моральной опустошенности: «Два
почетных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что?
За вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между
тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей!» Два почтенных в
глазах всего Миргорода человека
оказались обычными небокоптителями!
Сюжет
«Повести…» довольно прост. Содержание развертывается всего в семи главах. Но
вот композиция произведения довольно интересна. Она играет важную роль, так как
связывает содержание и язык повести в одно целое.
Основными композиционными приемами являются повтор, антитеза, а также
сравнение и гипербола.
Причем повтор строится на принципах параллелизма.
И вот это я попробую доказать в данной работе.
Повесть
начинается с огромного количества повторов и восклицаний:
Славная
бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие
смушки!... Прекрасный человек Иван
Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!...Прекрасный человек Иван Иванович!...
Очень
хороший также человек Иван Иванович. Его двор
возле двора
Ивана
Ивановича.
Вот еще пример повтора:
Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван
Иванович, напротив, больше молчит, но
зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван
Иванович худощав и высокого роста;
Иван Никифорович немного ниже, но
зато распространяется в толщину.
Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…
Если в первом примере мы видим простое повторение,
то во втором случае повтор построен на принципах параллелизма. Его целью
является сравнение героев, но данное сравнение рождает антитезу.
Возьмем
еще один пример:
Иван Иванович очень сердится, если ему попадает в борщ муха: он тогда выходит из
себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда
сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень
любить пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких
складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами
и строением.
Как видим, структура
текста настраивает на сравнение (ср. напротив
того), но в смысловом плане оно расходится. В данном случае сравнение
бессмысленно, именно потому оно рождает иронию. Кроме всего Гоголь здесь
мастерски использует и приемы гиперболы.
А далее
мы опять наблюдаем параллельный повтор, который несет в себе иронию и
показывает некоторые черты сходства героев:
Иван Иванович если попотчивает вас табаком,
то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем
и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы,
то «Смею ли просить, государь мой, не
имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?» Иван же Никифорович
дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только:
«одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван
Никифорович очень не любят блох…
Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович
прекрасные люди.
Композиционный
параллельный повтор пронизывает весь текст повести. Например, на нем построена
вся четвертая глава: приход в суд с иском
(позовом) Ивана Ивановича – крайнее удивление судьи – чтение прошения –
изумление всего суда; то же и с Иваном Никифоровичем – приход в суд с иском –
крайнее удивление судьи – чтение прошения – изумление всего суда.
- Я, Демьян Демьянович, - говорил Иван
Иванович, допивая последний глоток, - я к вам имею необходимое дело: я подаю позов…
- На кого же это?
При
этих словах судья чуть не упал со стула…
После подачи иска Иван Иванович ушел, «оставив в изумлении все присутствие».
- Какими судьбами! Что
и как? Как здоровье ваше, Иван
Никифорович?...
- С просьбою… - мог только произнесть Иван
Никифорович.
- С просьбою? С какою?
- С
позовом…
Тут одышка произвела долгую паузу:
- Ох!.. с позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перерепенкина…
Судья
перекрестился.
После чтения просьбы Иван Никифорович пролез в дверь, затворил
ее за собой, «оставив в изумлении все присутствие».
Параллельным повтором повесть о двух Иванах и
заканчивается:
…Иван
Никифорович… сказал:
- Не беспокойтесь, я имею верное известие,
что дело решится на следующей неделе, и
в мою пользу.
…Иван Иванович, обратившись ко мне с веселою улыбкою… сказал:
- Уведомить ли вас о приятной новости?
- О какой новости? – спросил я.
-
Завтра непременно решится мое дело. Палата сказала наверное.
На протяжении «Повести…»
тон повествования меняется. Если в начале чувствовалось веселье, то в конце ее
чувствуется тоска. Антитеза двух внешне непохожих Иванов снимается: она
уступает унылому внутреннему однообразию двух небокоптителей. |