Четверг, 02.05.2024, 16:12


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ГОГОЛЬ

Композиционные особенности «Повести о том, как поссорился Иван Иванович С Иваном Никифоровичем»
03.09.2012, 12:42

Русская литература дала миру созвездие блистательных имен. Одним из них был Николай Васильевич Гоголь. Целая эпоха отделяет нас от писателя, но его творчество изумляет и восхищает нас до сих пор.

     Художественное слово Гоголя образно, выразительно и  самобытно. Он не копировал жизнь, а одухотворял ее авторской идеей. Глубина и меткость реалистических зарисовок, юмористическое изображение характеров завораживают читателя.

     В 1835 году выходит в свет «Миргород». Книга,  состоящая из двух частей, и которую сам автор рассматривал как своего рода продолжение «Вечеров на хуторе Диканьки». Особое место здесь занимает «Повесть о том, как поссорился Иван Иванович и Иваном Никифоровичем».

     Основная идея произведения – разоблачение провинциального  помещичье-дворянского общества, раскрытие его духовной и моральной опустошенности: «Два почетных мужа, честь и украшение Миргорода, поссорились между собою! И за что? За вздор, за гусака. Не захотели видеть друг друга, прервали все связи, между тем как прежде были известны за самых неразлучных друзей!» Два почтенных в глазах всего Миргорода человека оказались обычными небокоптителями!

     Сюжет «Повести…» довольно прост. Содержание развертывается всего в семи главах. Но вот композиция произведения довольно интересна. Она играет важную роль, так как связывает содержание и язык повести в одно целое.

     Основными композиционными приемами являются повтор, антитеза, а также сравнение и гипербола.

Причем повтор строится на принципах параллелизма. И вот это я попробую доказать в данной работе.

     Повесть начинается с огромного количества повторов и восклицаний:

     Славная бекеша у Ивана Ивановича! отличнейшая! А какие смушки! Фу ты пропасть, какие смушки!... Прекрасный человек Иван Иванович! Какой у него дом в Миргороде!... Какие у него яблони и груши под самыми окнами!...Прекрасный человек Иван Иванович!...

     Очень хороший также человек Иван Иванович. Его двор возле двора

Ивана Ивановича.

     Вот еще пример повтора:

     Иван Иванович имеет необыкновенный дар говорить чрезвычайно приятно… Иван Иванович, напротив, больше молчит, но зато если влепит словцо, то держись только: отбреет лучше всякой бритвы. Иван Иванович худощав и высокого роста; Иван Никифорович немного ниже, но зато распространяется в толщину. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова Ивана Никифоровича на редьку хвостом вверх…

     Если в первом примере мы видим простое повторение, то во втором случае повтор построен на принципах параллелизма. Его целью является сравнение героев, но данное сравнение рождает антитезу.

     Возьмем еще один пример:

     Иван Иванович очень сердится, если ему попадает в борщ муха: он тогда выходит из себя и тарелку кинет, и хозяину достанется. Иван Никифорович чрезвычайно любит купаться и, когда сядет по горло в воду, велит поставить также в воду стол и самовар, и очень любить пить чай в такой прохладе… Иван Иванович несколько боязливого характера. У Ивана Никифоровича, напротив того, шаровары в таких широких складках, что если раздуть их, то в них можно бы поместить весь двор с амбарами и строением.

     Как видим, структура текста настраивает на сравнение (ср. напротив того), но в смысловом плане оно расходится. В данном случае сравнение бессмысленно, именно потому оно рождает иронию. Кроме всего Гоголь здесь мастерски использует и приемы гиперболы.

     А далее мы опять наблюдаем параллельный повтор, который несет в себе иронию и показывает некоторые черты сходства героев:

     Иван Иванович если попотчивает вас табаком, то всегда наперед лизнет языком крышку табакерки, потом щелкнет по ней пальцем и, поднесши, скажет, если вы с ним знакомы: «Смею ли просить, государь мой, об одолжении?», если же незнакомы, то «Смею ли просить, государь мой, не имея чести знать чина, имени и отчества, об одолжении?» Иван же Никифорович дает вам прямо в руки рожок свой и прибавит только:

«одолжайтесь». Как Иван Иванович, так и Иван Никифорович очень не любят блох…

     Впрочем, несмотря на некоторые несходства, как Иван Иванович, так и Иван Никифорович прекрасные люди.

     Композиционный параллельный повтор пронизывает весь текст повести. Например, на нем построена вся четвертая глава: приход в суд с иском  (позовом) Ивана Ивановича – крайнее удивление судьи – чтение прошения – изумление всего суда; то же и с Иваном Никифоровичем – приход в суд с иском – крайнее удивление судьи – чтение прошения – изумление всего суда.

     - Я, Демьян Демьянович, - говорил Иван Иванович, допивая последний глоток, - я к вам имею необходимое дело: я подаю позов…

     - На кого же это?

     При этих словах судья чуть не упал со стула…

     После подачи иска Иван Иванович ушел, «оставив в изумлении все присутствие».

 

     - Какими  судьбами! Что и как? Как  здоровье ваше, Иван Никифорович?...

     - С просьбою… - мог только произнесть Иван Никифорович.

     - С просьбою? С какою?

     - С позовом…

     Тут одышка произвела долгую паузу:

     - Ох!.. с позовом на мошенника… Ивана Ивановича Перерепенкина…

     Судья перекрестился.

     После чтения просьбы Иван Никифорович пролез в дверь, затворил ее за собой, «оставив в изумлении все присутствие».

     Параллельным повтором повесть о двух Иванах и заканчивается:

     …Иван Никифорович… сказал:

     - Не беспокойтесь, я имею верное известие, что дело решится на следующей неделе, и в мою пользу.

     …Иван Иванович, обратившись ко мне с веселою улыбкою… сказал:

     - Уведомить ли вас о приятной новости?

     - О какой новости? – спросил я.

     - Завтра непременно решится мое дело. Палата сказала наверное.

     На протяжении «Повести…» тон повествования меняется. Если в начале чувствовалось веселье, то в конце ее чувствуется тоска. Антитеза двух внешне непохожих Иванов снимается: она уступает унылому внутреннему однообразию двух небокоптителей.

Категория: ГОГОЛЬ | Добавил: admin
Просмотров: 6722 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/2
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0