Суббота, 23.11.2024, 04:21


                                                                                                                                                                             УЧИТЕЛЬ     СЛОВЕСНОСТИ
                       


ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА   ВРЕМЯ ЧИТАТЬ!  КАК ЧИТАТЬ КНИГИ  ДОКЛАД УЧИТЕЛЯ-СЛОВЕСНИКА    ВОПРОС ЭКСПЕРТУ

МЕНЮ САЙТА
МЕТОДИЧЕСКАЯ КОПИЛКА
НОВЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ

ПРАВИЛА РУССКОГО ЯЗЫКА
СЛОВЕСНИКУ НА ЗАМЕТКУ

ИНТЕРЕСНЫЙ РУССКИЙ ЯЗЫК
ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА

ПРОВЕРКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Категории раздела
ФОНВИЗИН [8]
БАТЮШКОВ [7]
ЖУКОВСКИЙ [5]
ГРИБОЕДОВ [8]
ПУШКИН [55]
ЛЕРМОНТОВ [19]
ФЕТ [14]
КРЫЛОВ [5]
ГОГОЛЬ [139]
НЕКРАСОВ [2]
САЛТЫКОВ-ЩЕДРИН [5]
А.ОСТРОВСКИЙ [8]
Л.ТОЛСТОЙ [14]
ТУРГЕНЕВ [13]
ДОСТОЕВСКИЙ [9]
ЧЕХОВ [13]
БУНИН [30]
А.БЛОК [11]
ЕСЕНИН [10]
КУПРИН [15]
БУЛГАКОВ [35]
БРОДСКИЙ [17]
ПАСТЕРНАК [12]
АХМАТОВА [22]
ГУМИЛЕВ [16]
МАНДЕЛЬШТАМ [3]
ЦВЕТАЕВА [16]
ТВАРДОВСКИЙ [6]
ШОЛОХОВ [6]

Главная » Файлы » ПЕРСОНАЛЬНЫЙ УГОЛОК ПИСАТЕЛЯ » ГОГОЛЬ

НИКОЛАЙ ГОГОЛЬ. ЛИТЕРАТУРНЫЙ ПУТЬ, ВЕЛИЧИЕ ПИСАТЕЛЯ
21.06.2012, 13:43

Представляя собой великое национальное достояние русского народа, произведения Гоголя являются в то же время неотъемлемой частью мировой художественной культуры. По глу­бине воплощения жизненной правды, по объемности художествен­ных обобщений они принадлежат к числу наиболее значительных, совершенных художественных творений.

Гоголь — великий юморист и сатирик, чье творчество нераз­рывно связано с формированием и развитием реализма XIX в. Он был одним из основоположников русского критического реализма.

С необычайной силой поэтического мастерства Гоголь показал мизерность, убожество замкнутого эгоистического существования. Поразительно рельефно он нарисовал образы людей, погрязших в «тине мелочей», в тине обыденщины, не желающих признавать ничего, кроме своего индивидуального ничтожного мирка.

Писатель охарактеризовал всю жестокость той силы, которой владеют «хозяева жизни», но одновременно с тем он глубоко обнажил мнимость, эфемерность их величия, иллюзорность их представлений о жизни, о своем могуществе.

Холодный эгоизм и меркантилизм, бездуховность существова­ния, самодовольство пошлости, ничтожества, другие отрицатель­ные качества людей, раскрытые в художественных обобщениях Гоголя, являются отнюдь не только достоянием определенных социальных групп, они активно проявляют себя и в другие эпохи, в иных исторических, общественно-бытовых условиях.

Огромную историческую и художественную ценность представ­ляют собой образы Гоголя, раскрывающие в широкой социальной перспективе «недвижное», застойное. Неся в себе конкретные черты определенного времени, художественные обобщения писа­теля ярко характеризуют тех людей, те непроизводительные слои общества, которые живут за «чужой» счет, за счет труда других социальных групп. Боязнь утраты своего привилегированного по­ложения  рождает страх  перед изменениями  жизни,  неприятие нового, свежего. Эти черты в иной своей окраске свойственны и поклонникам патриархальности, идиллии, неизменной гармонии жизненного бытия.

Гоголь замечательно раскрыл также тесные связи жизненного прозаизма и застоя, власти вещей над человеком и рутины. Его художественные образы помогают, в частности, глубже понять смысл того явления современной жизни, которое получило назва­ние «вещизма»,— стремления приобретать, накоплять вещи, в сущности, ради самих вещей, а не для целесообразного их исполь­зования. Непривлекательный облик вещизма нередко вуалируется высказываниями о том, что красота вещей, окружающих человека, духовно облагораживает его. Но «высокие» слова не могут зату­шевать того, что вещизм — это то самое накопительство, которое делает людей рабами вещей.

Идеи высокого призвания человека, идеи широкого развития творческих сил народа явились источником поэтического вдохно­вения Гоголя. Они освещали ему путь и тогда, когда он писал об унижении человека, социальном угнетении народа. Гоголь не только нарисовал непомерную тяжесть материальных лишений, су­ровость борьбы за существование «маленького» человека, не только показал рабскую бесправность крестьянства, он раскрыл духовное обмельчание человеческой личности в условиях при­ниженного существования. Стирание человеческих качеств, суже­ние жизни мира, стремление превратить личность в нечто похожее на автомат — эти тенденции Гоголь показал как результат непре­станного нивелирующего воздействия определенных социальных отношений.

В сокровищнице мировой культуры навсегда останутся худо­жественные образы, отражающие подлинную красоту народной жизни, высокие и благородные стремления народных героев к достижению общественного блага. Писатель-сатирик создал одно из прекраснейших творений мировой литературы, вдохновенно рисующее величие народного подвига, несокрушимую силу народ­ных героев. И в историко-героической эпопее, и в других своих произведениях Гоголь был художником большой страсти, худож­ником-гражданином, все творчество которого овеяно мечтой о совершенном устройстве общества. (...)

Гоголь в своих сатирических произведениях не показал поло­жительных героев; по отношению к «Ревизору» писатель отме­чал, что это ослабило бы силу его критики. Нравственный и социальный идеал Гоголя ясно выступает в сопоставлении стрем­лений, мыслей, всего поведения героев с запросами народной жизни, интересами ее прогрессивного развития, ее движения вперед. Устремленность в будущее — характерная черта Гоголя периода расцвета его художественного таланта. Мелочное, про­заически-убогое прозябание и широкая жизнедеятельность, раскры­тие способностей, сил народа — эти два полюса живо ощущаются в лучших созданиях великого русского сатирика.

Некоторых современных исследователей и критиков огорчает то обстоятельство, что у Гоголя мало, даже очень мало доброде­тельных, положительных героев. Им хотелось бы видеть в его произведениях не только отрицание зла, несправедливости, но и широкое отражение добра. Так, по их мнению, со всех тачек зре­ния было бы лучше. (...)

Несколько скептическое отношение к произведениям мировой литературы, в которых преобладает критический пафос, отно­шение, заметно проявляющееся в последние годы в отдельных историко-литературных исследованиях, объясняется иногда рос­том и укреплением в науке и жизни гуманистических идей, идей позитивно-созидательного характера. Но подлинный гуманизм ни­когда не только не исключал страстного отрицания общественного зла, всякого рода социальных мерзостей, но всегда признавал борьбу с ними необходимым условием развития истинной человеч­ности. Гуманизм отнюдь не тождествен сентиментальному умиле­нию всем происходящим в мире, он включает в себя активное пре­одоление всего того, что мешает проявлению творческих сил чело­века, того, что несет с собой его духовную, нравственную деграда­цию. Именно поэтому произведения Гоголя так глубоко гумани­стичны.

Человечество, утверждают некоторые философы, эстетики, раз­вивается по пути все большего и неуклонного торжества правды и красоты. Как ни относиться к этому положению, несомненно, что человечество поставило перед собой цели победы социальной справедливости и разума. Но это, однако, не означает, что и в более отдаленные времена будет существовать лишь прекрасное, возвышенное, совершенное. Диалектика жизни показывает, что прекрасное, возвышенное и другие сходные начала действитель­ности потому и воспринимаются нами в их реальном действенном содержании, что рядом с ними существует безобразное, несовер­шенное, отвратительное, комическое. Разумеется, формы тех или иных явлений жизни непрестанно меняются, но их соотнесенность между собой так или иначе сохраняется, и она служит постоянным источником движения вперед.

Поэтому и гоголевские образы сохраняют и сохранят свое нетленное значение. Они чаще всего не являются воплощением лучших человеческих качеств, но их внутренний пафос, их внутрен­няя энергия направлены на совершенствование жизни и человека. Воздействие произведений Гоголя на читательскую аудиторию не только не уменьшается, но непрерывно расширяется и возрастает.

В свете исторического развития общества ярко выступает большая, многогранная правда, которая воплощена в произведе­ниях Гоголя. Произведения великого реалиста учат страстно ненавидеть разнообразные проявления собственнической психоло­гии. Художественные образы Гоголя ярко показывают полное духовное оскудение людей, которые замыкаются в своем обо­собленном от широких общественных интересов существовании, людей, видящих благо в индивидуалистическом обособлении от жизни общества. Писатель раскрыл омерзительный облик тупого, самодовольного мещанства и хищнического накопительства.

Гоголь неустанно разоблачал сентиментально-идиллическое восприятие жизни, неумение видеть реальные процессы действи­тельности, стремление приукрасить факты жизни, представить их в ложном освещении.

Образы, созданные писателем, сурово обличают бюрократи­ческое чванство, корыстолюбие, зазнайство. Они воспитывают ненависть к обывательщине и инертности, вселяют жажду актив­ного действия, широкого проявления творческих возможностей человека.

Творчество Гоголя пронизано горячей любовью к простым лю­дям,  оно уходит  своими  корнями  в  глубины  народной  жизни.

Бессмертное наследие великого художника навсегда останется в сокровищнице драгоценных завоеваний русской и мировой культуры.

Печатается по изданию: Xрапченко М. Б. Собр. соч. В 4-х т. М., 1980, т. 1, с. 697—704
Категория: ГОГОЛЬ | Добавил: admin | Теги: статьи о Гоголе, Николай Васильевич Гоголь, русские писатели XIX века, сайт о Гоголе, русская словесность, Н.В. Гоголь, русская литература реферат
Просмотров: 1698 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 5.0/1
ПИСАТЕЛИ И ПОЭТЫ

ДЛЯ ИНТЕРЕСНЫХ УРОКОВ
ЭНЦИКЛОПЕДИЧЕСКИЕ ЗНАНИЯ

КРАСИВАЯ И ПРАВИЛЬНАЯ РЕЧЬ
ПРОБА ПЕРА


Блок "Поделиться"


ЗАНИМАТЕЛЬНЫЕ ЗНАНИЯ

Поиск

Друзья сайта

  • Создать сайт
  • Все для веб-мастера
  • Программы для всех
  • Мир развлечений
  • Лучшие сайты Рунета
  • Кулинарные рецепты

  • Статистика

    Форма входа



    Copyright MyCorp © 2024 
    Яндекс.Метрика Яндекс цитирования Рейтинг@Mail.ru Каталог сайтов и статей iLinks.RU Каталог сайтов Bi0