Из Парижа Гоголь вернулся во Франкфурт к Жуковскому.
После физического и душевного подъема, вызванного поездкой, Гоголь
вновь почувствовал себя плохо. Несмотря на жарко натопленную комнату,
его беспрерывно мучил холодный озноб, и он никак не мог согреться.
«И возненавидел я жизнь: потому что противны стали
мне дела, которые делаются под солнцем; ибо все — суета и томление духа!
И возненавидел я весь труд мой, которым трудился под солнцем; потому
что должен оставить его человеку, который будет после меня.
В начале января 1847 года вышла из печати книга
Гоголя «Выбранные места из переписки с друзьями». Она появилась в самый
разгар ожесточенных споров между западниками и славянофилами, накануне
революции 1848 года, когда атмосфера всей Европы была насыщена ожиданием
взрыва.
И вот мечта его жизни осуществилась. 20 января 1848
года небольшой, перегруженный пассажирами пароход «Капри» отчалил из
Неаполя и взял курс на Мальту. Берега Италии оставались позади.
После томительных дней карантина в Одессе, когда
пришлось сидеть в комнате за проволочной решеткой, Гоголь поспешил в
Васильевку, Блудный сын, наконец, возвращался в свой отчий дом.
12 сентября 1848 года Гоголь приехал в Москву. Он
остановился на Девичьем поле у Погодина. Оба они постарались забыть те
недавние недоразумения, которые ожесточили их друг против друга.
Гоголь стоял за конторкой и писал. Наконец смутные
образы, роившиеся в его сознании, приобретали форму, наполнялись плотью и
кровью. Правда, добродетельные герои еще не совсем стали ясны, почти
все действующие лица оставались «героями недостатков», и даже Чичиков
никак не хотел перерождаться.
Наступила осень. Было еще тепло, но на деревьях с
каждым днем становилось все больше желтеющих листьев. В доме на
Никитском бульваре жизнь шла тем же замедленным темпом.
В конце октября Гоголь добрался до Одессы. Всю
дорогу из Васильевки его преследовал проливной дождь и ветер. Дороги
размыло, и он перемерз и устал. Прямые улицы и зеленые бульвары,
ласковое голубое море, и солнце, внезапно после угрюмых туч засиявшее по
его приезде, примирили писателя с Одессой.
В Москву Гоголь приехал усталый, изнемогший от жары,
тряски, пыли. «Поспешил сюда с тем, — сообщал он 15 июля 1851 года П.
А. Плетневу, — чтобы заняться делами по части приготовления к печати
«Мертвых душ» второго тома, и до того изнемог, что едва в силах водить
пером.
Приближалась масленица. Январь был холодный и
снежный. Гоголь зябко кутался в теплый сюртук и редко выходил из дому.
Он сидел за своим столом, на котором были разложены бумаги и
корректурные листы, и правил корректуру.
Самый первый отклик на еще не
опубликованную книгу Гоголь получил летом 1831 г., когда занимался
изданием первой книжки «Вечеров» (присылал рукописи в типографию из
Павловска, а затем уже в Петербурге следил за типографским набором).
Из всех повестей цикла «Вечеров», может
быть, наиболее значимой и для самого Гоголя, и для русской литературы
оказалась «Страшная месть»– историческая повесть, действие которой
приурочено к первой половине XVII в., времени борьбы Украины против Речи
Посполитой и Турции за национальную независимость.
Поразительным образом самая
«реалистическая» повесть Гоголя в составе «Вечеров» показалась читателям
и самой таинственной. Впрочем, в определенную литературную традицию она
все же вписывалась.
Пушкин оценил эту повесть как «шутливую
трогательную идиллию, которая заставляет нас смеяться сквозь слезы
умиления». А Н. В. Станкевич написал своему другу: «Прочел одну повесть
из Гоголева «Миргорода» – это прелесть! «Старомодные помещики» – так,
кажется, она названа).
И по сей день повесть остается одной из
самых загадочных у Гоголя. В примечании к ней Гоголь указывал, что «вся
эта повесть есть народное предание» и что он передал его именно так, как
слышал, ничего почти не изменив.
Вышедший в конце января 1835 г. цикл
«Арабески» был книгой необычной. Ее составили статьи по искусству,
истории, географии, фольклору, художественно-исторические фрагменты и
современные повести (их затем назовут петербургскими).
Еще в 1833 г. Гоголь задумал «книгу» под
названием «Лунный свет в разбитом окошке чердака на Васильевском острове
в 16-й линии», – отражение социальных противоречий большого города,
«стирающее границы между действительностью и иллюзией в общем
таинственном колорите (лунный свет)».
Драматургический талант Гоголя раскрылся
очень рано. Еще в Нежинской гимназии он принимает активное участие в
ученических постановках. По свидетельству однокашников, юному Гоголю
весьма удавалась роль госпожи Простаковой из знаменитого «Недоросля»
Д. И. Фонвизина.
В жанровом отношении «Мертвые души» были
задуманы как роман «большой дороги». Тем самым в определенном смысле они
соотносились с знаменитым романом Сервантеса «Дон Кихот», на который
Гоголю также в свое время указал Пушкин.
Вряд
ли нуждается в дополнительном обосновании тот факт, что «Мертвые души» Гоголя в
числе множества жанровых составляющих вобрали в себя традицию просветительского
романа, масонской мистической прозы, богатой поучительными аллегориями.
Известно, что «Ревизор» Н. В. Гоголя был дозволен к постановке на
сцене (а, следовательно, и к печати) вследствие высочайшего разрешения.
Император Николай Павлович прочел комедию в рукописи и одобрил; по
другой версии «Ревизор» был прочитан ему во дворце В. А. Жуковским или
графом М. Ю. Виельгорским.
Общеизвестны слова: "Все мы вышли
из гоголевской «Шинели»”, хотя их авторство и обстоятельства
произнесения обсуждаются до сих пор. Зато сам смысл притягателен: Гоголь
сумел рассказать о чём-то таком, что потом углубляли, развивали,
разрабатывали другие писатели, он вывел человеческий тип, который был и
будет всегда.
Совершенно привычно за
понятием "маленький человек” увидеть
пушкинских Самсона Вырина или Евгения из
«Медного Всадника», позже гоголевского
Башмачкина, Макара Девушкина из «Бедных людей»
Достоевского. Русской литературой XIX века создан
социальный тип, относящийся к определённой
исторической эпохе.
В своей статье «Как
работал Гоголь» В.В. Вересаев упрекает писателя в
том, что он не умеет описывать красивое: "Когда
Гоголь описывает чтонибудь красивое, он
поученически боится, как бы это красивое не
оказалось недостаточно красивым, устраняет всё
«низкое», громоздит одну превосходную степень на
другую.
На уроках, посвящённых
гоголевской повести «Тарас Бульба» и
лермонтовской «Песни про царя Ивана Васильевича,
молодого опричника и удалого купца Калашникова»,
Андрию Бульбе и Кирибеевичу отведена незавидная
роль: один из них — предатель, другой —
"преступный оскорбитель”.
Обращаясь к изучению повести Н.В. Гоголя
«Ночь перед Рождеством» из цикла «Вечера на
хуторе близ Диканьки», ученики анализируют
несколько проблем этого произведения, в том
числе и такую, как «Фантастика и реальность».
Можно предложить ученикам выделить один из
аспектов этой проблемы — «Фольклорные
персонажи в повести».
На днях от коллеги,
преподающей в 8-м классе, услышала: "Что-то не
идут у нас «Старосветские помещики». Не понимают
и не принимают их ребята”. А действительно, что
может стать близким для современных подростков в
истории последних лет пожилой пары, жившей
когда-то давным-давно в отдалённой деревне
Малороссии? Что могут чувствовать старики, чем
интересна их жизнь?
«Невский проспект» впервые был опубликован в
сборнике «Арабески» (1835), получившем высокую
оценку В.Г. Белинского. Гоголь начал работать
над повестью в период создания «Вечеров на
хуторе близ Диканьки» (примерно в 1831 году). В его
записной книге сохранились наброски «Невского
проспекта» вместе с черновыми записями «Ночи
перед Рождеством» и «Портретом».